Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Технологии образования являются сложными и многоаспектными объектами, а потому их следует рассматривать не только с позиции целостности их структуры, но и деятельности их участников, что является необходимым условием их функционирования, динамического развития на пути к запланированному результату. Результатом технологического обучения является не только овладение какой-то частью информации, заложенной в содержании учебного предмета, но и способами деятельности, человеческими ценностями, отношениями.

Технологии учебно-воспитательного процесса в современной педагогике рассматриваются как большие педагогические системы. Анализ существующих функций и моделирование таких педагогических систем осуществляются в первую очередь с позиций синергетического и системного подходов. Поиск оптимального управления этими системами эффективно решается на основе кибернетического подхода. Кибернетический подход связан с системным и информационным, поскольку в основе развития кибернетики лежат и теория систем и теория информации. В условиях информационного взрыва педагогика ищет пути минимизации и сжатия учебной информации при определении содержания образования, интенсификации процессов ее передачи и усвоения. В современном обществе информация, знания становятся одной из высших человеческих ценностей. Осуществляется переход от длительно лидирующего в образовании экстенсивно-информационного обучения к интенсивно-фундаментальному, усиливается технологизация этого процесса. Разработка и внедрение новых педагогических технологий потребовала пересмотра взглядов на управление учебно-воспитательным процессом с позиций синергетического, системного и деятельностного подходов. Основная цель управления в области образования – обеспечение оптимального функционирования педагогической системы в целях повышения ее эффективности при минимальных затратах сил, средств и времени.

Становление и начальное развитие обучающей технологии как педагогической категории в нашей стране связано с трудами таких ученых, как В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Г.Р. Громов, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Н.Н. Суртаева, Н.Ф. Талызина, А.И. Уман и др. Ведется разработка педагогических технологий профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.С. Збаровский, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.

Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения. Поскольку технология сотрудничества носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:

– во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей;

– во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология, изобразительное искусство;

– в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке:

– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения;

– намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

– приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

– помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга. Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.

5. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Цель психолого-педагогической поддержки обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ является оказание психолого-педагогической помощи в создании комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Психолого-педагогическая поддержка оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) и ФГОС ОВЗ в образовательных учреждениях реализуются следующие направления и формы психолого-педагогического сопровождения:

· психолого-педагогическое проектирование, разработка индивидуальных программ развития учащихся;

· психолого-педагогическое просвещение - выступления на педсоветах и методических объединениях, организация и проведение информационных семинаров для педагогов, родительских собраний;

· психолого-педагогическое профилактика - проведение тренингов, реализация учебных курсов по профилактике негативных зависимостей, по обучению навыкам саморегуляции, по формированию социальных установок на здоровый образ жизни;

· психолого-педагогическая диагностика - мониторинг личностных и метапредметных результатов, индивидуальная и групповая диагностика по запросу;

· психологическая коррекция и развитие - проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися;

· консультативная деятельность - индивидуальные и/или групповые консультации педагогов, родителей, учащихся.

 

Вывод по лекции

Таким образом, взаимосвязь всех типов взаимодействия учителя и ученика в образовательной среде очень многограннна. Все они служат актуализацией творческого потенциала учителей и учащихся, стимулируют познавательную деятельность учащихся, влияют на формирование исследовательских умений. Выявленные типы взаимодействия в образовательной среде соответствуют четырем основным принципам педагогического взаимодействия: принципы диалогизации, проблематизации, персонализации и индивидуализации.

 

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте суть образовательной среды.

2. Охарактеризуйте уровни и типы взаимодействия субъектов образовательной среды.

3. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей?

4. Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения?

5. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации?

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. – М., 2000. – 157 с.

Дополнительная:

1. Богозов, Н.З., Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров ; под ред. Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. – Магадан, 1965. –292 с.

2. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2000.

3. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов /В.С. Кукушин. – М. : Ростов н/Д : МарТ, 2006. –224 с.

4. Немов, Р.С. Психология : словарь-справочник. В 2 ч. Ч. 2 / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. –352 с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс : Мир и образование, 2007. –640 с.

6. Осипова, Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды : дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Осипова. – Тюмень, 2006. –188 с

7. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 30-44.

8. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учебное пособие для учебных заведений профтехобразования / К.К. Платонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 1984. – 174 с.

9. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры/ В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. –М., 1997. – Вып. 7. – С. 183.

10. Социологический энциклопедический словарь. – М. : М-Норма, 1998. – 480 с.

11. Социология : энциклопедия. – Минск : Книжный дом, 2003. – 1311 с.

12. Спичко, Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам / Н.А. Спичко // Иностранные языки в школе. – 2004. – No 5. – С. 44- 48.

13. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. – СПб. : ЛОИРО, 2003. –139 с.

14. Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. –1072 с.

15. Философский словарь / под ред. М.М.Розенталь. – Изд. 3 -е. – М. : Политиздат, 1975. – 519 с.

16. Шендрик, И.Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования / И.Г. Шендрик //Педагогика. – 2004. – No4. – С. 39-44.

17. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. – М. : АПО, 1999.

18. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.А. Ясвин ; под ред. В.И. Панова. – М. : Молодая гвардия, 1997. – 176 с.

Интернет-ресурсы:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-subektov-obrazovatelnoy-sredy-kak-uslovie-formirovaniya-sotsialnoy-uverennosti-sovremennyh-shkolnikov - КиберЛенинка:

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.