Метод обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение задач обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть. Методы можно группировать в системы. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны до десятка классификаций методов обучения. Большое количество подходов к систематизации методов обучения объясняется сложностью объекта исследования и серьёзностью задач, поставленных обществом перед современной школой.
Наиболее обоснованными являются следующие.
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод .
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.
Виды словесных методов: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция и др.
Наглядные методы: опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. Используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. К ним относят метод иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.) и метод демонстраций (демонстрация приборов, опытов, кинофильмов, и др.).
Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Работа с книгой: чтение, реферирование, цитирование, конспектирование и др.
Видео-метод можно использовать для преподнесения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. В основе метода наглядное восприятие информации.
Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин).
Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
- репродуктивный: знания, полученные объяснительно-иллюстративным методом, переводятся на более высокий уровень усвоения – в умения. Ученик приобретает опыт деятельности. Воспроизведение и повторение деятельности по заданию учителя – главный признак метода.
Преимущество этих методов: обеспечивают возможность передачи значительного объема знаний, умений за короткое время и с небольшими затратами усилий.
- проблемное изложение: учитель ставит проблему и сам ее решает, тем самым показывая путь ее решения. Роль учителя: показывает образец научного подхода к решению проблемы. Роль ученика: следит за логикой доказательства; учится видеть проблемы, переводить их в задачи, выдвигать гипотезы. Метод передает опыт творческой деятельности.
- частично-поисковый: знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно. Учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. Учащиеся под руководством учителя рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
- исследовательский: учитель предъявляет проблему для самостоятельного исследования. Важно подобрать задания исследовательского характера. Метод направлен на усвоение опыта творческой деятельности. Развивает эмоционально-ценностное отношение к действительности. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Вывод по лекции
Дидактика как педагогическая теория обучения оперирует основными категориями (преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, форма, метод, средство, результат), исследует сущность процесса обучения. Основывается на принципах развивающего и воспитывающего обучения (система В.В. Давыдова), научности и доступности в обучении (система Л.В. Занкова). Процесс обучения предполагает использование дидактических методов.
Вопросы для самопроверки.
1. Дайте определение дидактической системе и охарактеризуйте основные её категории.
2. В чем заключается сущность процесса обучения? Назовите алгоритм (последовательность) осуществления учебной деятельности.
3. Охарактеризуйте принципы развивающего и воспитывающего обучения по системе В.В. Давыдова.
4. Охарактеризуйте принципы научности и доступности обучения по системе Л.В. Занкова.
5. Назовите методы обучения и дайте их классификацию в современной дидактике.
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме
Основная:
1. Педагогика: учебник / [Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н. и др.]; под ред. А. П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2014. - 304 с. - (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения). - Гриф: Доп. УМО.
2. Коржуев, А.В. Современная теория обучения. Общенаучная интерпретация: учебное пособие / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - Современная теория обучения. Общенаучная интерпретация. – М.: Академический Проект, 2017. - 192 c.
3. Пешкова В.Е. Педагогика: курс лекций / В.Е. Пешкова. Теория и методика воспитания. - М., Директ-Медиа, 2015. - 161 с.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. – 2015.
Дополнительная:
1. Педагогика: учеб. пособие для бакалавров / [Б.З. Вульфов, Л.В. Ермоленко, В.Д. Иванов и др.] ; под. ред. П.И. Пидкасистого. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 502 с.
2. Ситаров, В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: [учеб. пособие] / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 607 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.nycr.org.ru/category/didaktika-kak-pedagogicheskaya-teoriya-obucheniya/ – Статьи по педагогике (Дидактика как педагогическая теория обучения).
2. http://www.pedagogika-rao.ru/ - сайт журнала «Педагогика».
3. http://didaktica.ru/didaktika-kak-teoriya-obrazovaniya-i-obucheniya/9-4-struktura-i-osnovnye-kategorii-didaktiki.html – Дидактика средней школы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 227.