Понятие о дидактической системе и основных категориях дидактики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения). Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я.А. Коменский, как универсальное «искусство обучения всех всему». В начале ХIХ века немецкий педагог И. Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.

Дидактика бывает:

Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты

Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания

Основные задачи дидактики:

1) разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить;

2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;

5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;

   Дидактика выполняет следующие функции:

  1) обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;

  2) развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;

  3) воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.

   Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование, характеризующееся единством целей, организационными принципами, содержанием, формами и методами обучения.

   Немецкий философ и педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) переосмыслил традиционную классно-урочную систему Я.А. Коменского, создал научную систему педагогики, базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. По Гербарту высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности морально сильного характера. Воспитание должно основываться на следующих этических идеях:

- совершенство, определяющее направление, область и силу устремлений личности;

- доброжелательность, обеспечивающая согласование и подчинение собственной воли воле других;

- справедливость, налагающая обязанности компенсировать неприятности и обиды, нанесенные другим людям;

- внутренняя свобода, позволяющая согласовывать волю человека с его желаниями и убеждениями.

Основные категории дидактики: преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые. Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: цель, содержание, методы , организационные формы, результаты.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов. Умения – овладения способами (приёмами, действиями) применение усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, конечный результат, на который направлены его усилия. Содержание – (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений, навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма – способ существования учебного процесса , оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его осуществления и т.п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д. Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.