Сущность процесса обучения. Преподавание и учение.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебный процесс — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, преподавания и учения, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов. Особенности обучения в отличие от воспитательного процесса проявляются в том, что в обучении имеют дело преимущественно с искусственными объектами и системами: знаковыми, схематизированными, символическими, систематизированными, модельными. В процессе обучения преобладает логический, когнитивный (познавательный) компонент, идет усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной и предметно-технологической области. Если, как об этом уже говорилось при характеристике воспитательного процесса, в воспитании идет ориентация на область чувств, эмоций, подсознания, то в обучении все ориентировано, прежде всего, на область сознания.

      Преподавание — деятельность по организации и контролю за ходом и итогами организованного учения, в результате которой школьники усваивают содержание образования и развивают свои умственные и творческие способности. Деятельность преподавания предполагает: подготовительную работу учителя (годовое и тематическое планирование, планирование урока и т.д.), деятельность передачи или организации усвоения содержания образования и развития детей, деятельность, обеспечивающую обратную связь от учащихся к учителю, т.е. контроль за ходом и результатами учения.

   В ходе преподавания учитель проектирует и осуществляет:

• построение логики содержания учебного материала, его структурирование;

• подготовку вариантов приемов и методов обучения и их перестройку в ходе обучения;

• разработку и реализацию средств индивидуализации обучения;

• деятельность по проектированию необходимого поведения и деятельности учащихся, планирования итогов работы;

• перцептивную деятельность, состоящую в точном восприятии психологической сущности источников поведения учащихся, их успехов и ошибок;

• экспрессивную деятельность, состоящую в умелом внешнем воплощении своих знаний, убеждений, эмоций в речи, ораторской манере и мимике;

• коммуникативную деятельность, выражающуюся как в установлении хороших отношений с учащимися, создании душевного климата, так и в осуществлении разных форм общения (монолог, беседа, дискуссия и пр.);

• организаторскую деятельность по установлению внимания, распределению функций, созданию рабочей обстановки и т.д.

   Степень владения той наукой или той сферой деятельности, которые лежат в основе учебного предмета, преподаваемого учителем, является для него чрезвычайно значимой. Это проявляется не только в знании фактов, основных идей, прикладного значения научных знаний, нерешенных проблем и способов доказательства решенных, наличии умений мастерски осуществлять основные способы деятельности, которым надо научить школьников, но и в понимании степени сложности и трудности учебного материала, представлении о своем предмете как целостном объекте изучения и его месте в образовании личности.

Психологической основой знания предмета является осознание возможности вариативности построения его в зависимости от цели, уровня подготовленности аудитории, времени; чувство минимума, необходимого при сохранении его целостности; готовность к разной степени популярности его изложения. Не менее значимо в реализации преподавательской деятельности умение отбора и использования методов и приемов обучения, их комбинирование; подготовки к уроку, умение организовать учащихся; оптимистический взгляд на каждого ученика; умение вести исследовательскую работу, стремление к постоянному самосовершенствованию и самообразованию.

Учение — деятельность учащегося по организации условий усвоения содержания социального опыта или его части; особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых. направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности. Учение предполагает ряд умений осуществлять действия, которые являются предпосылкой усвоения знаний. К умениям, характеризующим учение, относится, например, работа с книгой, составление простого и сложного плана, конспектирование, реферирование, библиографическая работа, определение очередности для усвоения, работа со справочным аппаратом, правильное сочетание работы и отдыха, знание способов заучивания, восстановления в памяти, построения доклада и т.д. Все эти умения определяют умение ученика учиться. Главной психологической проблемой учения является интерес к этому виду деятельности. Если интерес к учению не сформирован, само усвоение будет протекать значительно ниже природных сил учащегося. Научение является сопутствующим компонентом учения. Научение есть процесс и результат приобретения определенного индивидуального опыта без сознательно поставленной для этого цели, часто в процессе деятельности, имеющей другую основную цель. Уяснение и закрепление усваиваемого знания или вырабатываемого умения происходит неосознанно. Дети па пришкольном участке на субботнике сажают цветы, деревья и кустарники. Цель — озеленение участка. В процессе выполняемой деятельности дети учатся сажать цветы и деревья, узнают их названия, какие-то свойства, условия ухода за ними, хотя все это не является сознательно поставленной целью организованной деятельности. В процессе трудовой деятельности произошло научение.

    Учение реализуется посредством учебной деятельности – деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебную деятельность определяют еще и как деятельность по решению учебных задач.       Учебная задача — цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса посредством выполнения системы учебных действий.

Алгоритм (последовательность) осуществления учебной деятельности:

• принятие учебной задачи;

• анализ задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения;

• составление плана решения задачи;

• осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи;

• практическое ее осуществление;

• рефлексия, контроль и оценка решения задачи.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.