Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов.
Принцип развивающего обучения обеспечивается:
а) содержанием образования – чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие;
б) путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить (учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза).
в) использованием различных методов и средств обучения. На умственное развитие учащихся влияют приемы и операции их мыслительной деятельности в процессе применения знаний, умений и навыков на практике, при оптимальном сочетании творческих и репродуктивных методов. Принцип наглядности – использование средств наглядности на всех этапах учебного познания. Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский утверждали, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), используемых учащимися в учении, что при изучении материала ведущую роль играет наглядность. Этот принцип наиболее эффективен, когда он находится в органической связи с другими дидактическими принципами: самостоятельности и активности, сознательности и прочности, научности, связи теории с практикой, развивающего и воспитывающего обучения. На любом этапе эмпирических или теоретических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения знаний. При этом успешное наглядное обучение возможно лишь при сочетании наглядного обучения со словесным и практическим.
Принцип воспитывающего обучения отражает закон единства обучения и воспитания. Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала: изучение основ наук способствует формированию у учащихся научных понятий об окружающем мире, влияющих на развитие мировоззрения, научного понимания мира и его законов; правильная организация учебного процесса (четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях) создает благоприятные условия для нравственного воспитания у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, нравственных качеств; методы, средства обучения, личность учителя, то есть все то, что окружает ребенка в школе – культурно-образовательное пространство – оказывает воспитательное воздействие на учащегося.
Успех и реализация принципа воспитывающего обучения в школьной практике зависит, прежде всего, от того, как учитель определяет цель воспитательной работы, как ее осуществляет.
Система развивающего обучения В.В. Давыдова направлена на активизацию познавательной деятельности школьника. Как известно, существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим. В общем теоретическом контексте работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение - развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения. В.В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпирического и теоретического знания (где термин «знание» является общим для «абстракции», «обобщения», «понятия»):
Эмпирическое знание | Теоретическое знание |
1.Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате в них выделяются общие свойства. | 1. Знание возникает при анализе роли и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы. |
2. При сравнении выделяется некоторая совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи). | 2. В процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы. |
3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства. | 3. Знание, возникающее как мысленное преобразование пред-метов, отражает их внутренние отношения и связи, «выходя» за пределы представления. |
4. Формально общее свойство рядополагается с особенным и единичным. | 4. Связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы и ее различных проявлений фиксируется как связь всеобщего и единичного. |
5. Конкретизация знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в данный класс предметов. | 5. Конкретизация состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений всеобщего основания целостной системы. |
6. Средством фиксации знаний являются слова-термины. | 6. Знания выражаются в способах умственной деятельности, а затем в символознаковых средствах. |
В.В. Давыдов приводит характеристику теоретического знания, получаемого в результате содержательного абстрагирования и обобщения. Оно составляет основы развивающего обучения. Подчеркивается важность мыслительного действия анализа (и соответственно синтеза), а не только сравнения и преобразования для установления генетически исходного основания и связи всех свойств для выявления и обработки обобщенного способа умственной деятельности. Еще одно не менее важное отличие теоретического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного, связи внутри целостной системы, понимание ее сущности, что предполагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). И третье, что необходимо подчеркнуть, - форма существования теоретического знания. В теории В.В. Давыдова это способы умственной деятельности, обобщенные способы действий.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 742.