Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Система В.В. Давыдова.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов.

Принцип развивающего обучения обеспечивается:

а) содержанием образования – чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие;

б) путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить (учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза).

в) использованием различных методов и средств обучения. На умственное развитие учащихся влияют приемы и операции их мыслительной деятельности в процессе применения знаний, умений и навыков на практике, при оптимальном сочетании творческих и репродуктивных методов. Принцип наглядности – использование средств наглядности на всех этапах учебного познания. Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский утверждали, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), используемых учащимися в учении, что при изучении материала ведущую роль играет наглядность. Этот принцип наиболее эффективен, когда он находится в органической связи с другими дидактическими принципами: самостоятельности и активности, сознательности и прочности, научности, связи теории с практикой, развивающего и воспитывающего обучения. На любом этапе эмпирических или теоретических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения знаний. При этом успешное наглядное обучение возможно лишь при сочетании наглядного обучения со словесным и практическим.

   Принцип воспитывающего обучения отражает закон единства обучения и воспитания. Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала: изучение основ наук способствует формированию у учащихся научных понятий об окружающем мире, влияющих на развитие мировоззрения, научного понимания мира и его законов; правильная организация учебного процесса (четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях) создает благоприятные условия для нравственного воспитания у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, нравственных качеств; методы, средства обучения, личность учителя, то есть все то, что окружает ребенка в школе – культурно-образовательное пространство – оказывает воспитательное воздействие на учащегося.

     Успех и реализация принципа воспитывающего обучения в школьной практике зависит, прежде всего, от того, как учитель определяет цель воспитательной работы, как ее осуществляет.

     Система развивающего обучения В.В. Давыдова направлена на активизацию познавательной деятель­ности школьника. Как известно, существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от яв­ления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мыш­ление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим. В общем теоретическом контексте работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической раз­работки новой системы обучения с направлением, обратным тра­диционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретно­му, от системного к единичному. Развивающееся в процессе тако­го обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоре­тическим, а само такое обучение - развивающим. При этом В.В. Да­выдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обу­чения в умственном развитии выражается, прежде всего, через со­держание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения. В.В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпириче­ского и теоретического знания (где термин «знание» является об­щим для «абстракции», «обобщения», «понятия»):

Эмпирическое знание Теоретическое знание
1.Знание вырабатывает­ся в сравнении предметов, представлений о них; в ре­зультате в них выделяются общие свойства. 1. Знание возникает при анализе роли и функций неко­торого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генети­чески исходной основой всех проявлений системы.
2. При сравнении выделя­ется некоторая совокупность предметов, относимых к оп­ределенному классу (на осно­ве формально общего свойст­ва, без раскрытия внутренней их связи). 2. В процессе анализа рас­крывается генетически исход­ное отношение, всеобщее осно­вание, сущность целостной си­стемы.
3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства. 3. Знание, возникающее как мысленное преобразова­ние пред-метов, отражает их внутренние отношения и свя­зи, «выходя» за пределы пред­ставления.
4. Формально общее свой­ство рядополагается с особен­ным и единичным. 4. Связь реально существу­ющего всеобщего отношения це­лостной системы и ее различ­ных проявлений фиксирует­ся как связь всеобщего и еди­ничного.
5. Конкретизация знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в дан­ный класс предметов. 5. Конкретизация состо­ит в выведении и объяснении особенных и единичных про­явлений всеобщего основания целостной системы.
6. Средством фиксации знаний являются слова-тер­мины. 6. Знания выражаются в способах умственной дея­тельности, а затем в символознаковых средствах.

В.В. Давыдов приводит характеристику теоретического зна­ния, получаемого в результате содержательного абстрагирования и обобщения. Оно составляет основы развивающего обучения. Под­черкивается важность мыслительного действия анализа (и соот­ветственно синтеза), а не только сравнения и преобразования для установления генетически исходного основания и связи всех свойств для выявления и обработки обобщенного способа умст­венной деятельности. Еще одно не менее важное отличие теоре­тического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного, связи внутри целостной системы, понимание ее сущности, что пред­полагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). И третье, что необходимо подчеркнуть, - фор­ма существования теоретического знания. В теории В.В. Давы­дова это способы умственной деятельности, обоб­щенные способы действий.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 742.