Современные концепции воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К современным концепциям воспитания можно отнести концепции Е.В. Бондаревской, О. Газмана, Н.Е. Щурковой.

   Концепция Е.В. Бондаревской. Цель воспитания – «человек культуры». Культурный человек – это воспитанный человек. Человек культуры – это эталон к которому надо стремиться. Содержательный анализ «человека культуры» и необходимые условия для воспитания:

    Личность свободная, способная к самоопределению. Свобода каждой личности – это свобода выбора. Интересы др. человека не должны игнорироваться. Чувства собственного достоинства, независимость суждения, умение принимать самостоятельное решение, нести ответственность за свои поступки – это составляющие свободной личности. Условия для воспитания: исключить авторитарные методы и формы, обеспечивая ребенку ситуацию выбора и вариативное обучение.

  Личность гуманная. Милосердие, доброта, способность к сопереживанию, альтруизм (безвозмездная помощь), понимание ценностей и неповторимости другого человека. Условия для воспитания: гуманитаризация содержания образования, ориентированная на общечеловеческие ценности. Гуманизация форм, методов обучения и всей системы воспитательных отношений.

    Личность духовная. Развитие творческой индивидуальности. Условия для воспитания: побуждать личность к самопознанию и саморазвитию, поиску смысла жизни. Способствовать осмыслению общенациональных ценностей. Наличие практической подготовки к жизни. Нужно готовить детей к практической деятельности, к инновациям. Условия для воспитания: готовить детей к жизни в условиях рыночной экономики, межнационального общения, повышения роли частной жизни (овладевать основами экономики, компьютерной грамотности, языками мира, бережного отношения к своему психическому и физическому здоровью).

    Личность творческая. Личность стремящаяся что-то изменить. Условия для воспитания: создавать условия для развития чувства нового, стремления к созиданию. Поощрять преобразующую деятельность.

     Способность к культурной идентификации. Идентификация – принадлежность (например, к национальной культуре). Условия для воспитания: способствовать осознанию школьника, его принадлежности к определенной культуре, интериоризация ее ценностей. Интериоризация – принятие ценностей из внешнего во внутреннее (в себя). Например, у человека, любящего родину формируется ценность патриотизма.

    Концепция Газмана. Концептуальное содержание деятельности классного воспитателя (руководителя). Основные положения концепции:

Человек – цель всей социальной политики государства;

Заказчики содержания воспитания – государство, общество, семья, сам человек. До перестройки все школы работали по одной программе, по одному плану. Сейчас дети могут учиться в разных школах (частные школы, воскресные). Это потребности общества.

В сфере воспитания все должно быть построено на основе учета принципа добровольности, мотивов личности, ее потребностей. Ребенок в воспитательном процессе субъективно свободен, он хозяин своих ценностей. Нельзя навязывать ценности.

Реализм в постановке цели воспитания м в подборе средств воспитания.

Цель воспитания – формирование базовой культуры личности.

Компоненты базовой культуры личности:

Культура жизненного самоопределения – самопознание, саморазвитие. Человек – цель государства, а не средство; я сам определяюсь в системе ценностей;

Экономическая культура и культура труда;

Политическая, демократическая и правовая культура (довести до сознания учеников требования правовых норм; добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получить внутреннюю санкцию (мотивация));

Интеллектуальная (осмыслить значимость интеллектуального труда; проявить любовь к умственному труду; ознакомиться с умениями и навыками организации умственного труда), нравственная, экологическая (формирование у школьников ответственного бережного отношения к природе), физическая культура (содействовать правильному физическому развитию детей; развитие двигательных умений и навыков);

Культура общения и культура семейных отношений (влияние семьи на ребенка).

      В.А. Караковский: общечеловеческие ценности – земля, отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек.

     Н.Е. Щуркова: ценности выступающие ориентиров в воспитании – человек (уважать человека, помогать, стараться понять), природа, общество, родина, знание, труд, прекрасное.

Самовоспитание (далее «С») есть сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. С. представляет собой относительно самостоятельный процесс, движущими силами которого выступают противоречия: а) между требованиями, предъявляемыми к учащимся, и их реальным поведением; б) между желанием изменить себя и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания. С. во многом зависит от психолого-педагогической подготовки учащихся к работе над собой. Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества, корректируя при этом свои привычки, взгляды, поступки.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.