Концепция воспитания – идея или ряд идей автора или группы авторов относительно воспитательных проблем. Классические концепции воспитания берут свое начало с трудов древнегреческих философов. Демокрит поставил вопрос о природосообразности воспитания, указывая на огромную роль труда в воспитании.
К классическим концепциям воспитания можно отнести концепции: А.С. Макаренко, Януша Корчака, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова.
А.С. Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива:
1) разновозрастные отряды – каждому отряду свой возраст, помощь младшим;
2) советы командиров- один из органов самоуправления, дети решали все сами;
3) самоуправление;
4) педагогика параллельного действия – воздействие со стороны Макаренко и командиров;
5) система перспективных линий – ближняя-завтрашняя радость ребенка, средняя, дальняя-воспитание нравственных людей;
6) создание отношение ответственной зависимости, м/у членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство целей деятельности (рабочее сплочение).
Я. Корчак. Основная идея: «Воспитатель должен любить детей»:
Нельзя мерить детей на взрослый аршин – нельзя сравнивать ребенка со взрослым, т.к. душа ребенка очень ранима, воспитатель должен любить, понимать детей;
Проступок ребенка по своему ценен, потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. Пусть дитя грешит (дать ребенку возможность исправиться, прощать ребенка, помогать ребенку решать проблемы);
Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания. Пустое общение. Оно пагубно для детей;
Если жизнь требует клыков, разве в праве мы вооружать детей одним румянцем стыда тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитать людей, а не овечек (нам нужны борцы. А не овечки; воспитать ребенка так, чтобы он смог дать отпор, отстаивать свою позицию).
В.А. Сухомлинский. Основные направления научной и практической деятельности:
1) развитие учения о коллективе;
2) разработка методики работы с отдельной личностью: умение учителя познать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное»; задача школы не просто передать знания, но открыть перед каждым те сферы развития духа, где ученик может достичь вершины, проявить себя, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым; воспитание у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами, обществом и собственной совестью; забота о богатой духовной жизни ребенка, об его здоровье;
3) воспитание у подрастающего поколения нравственности и гражданственности. Идеи Сухомлинского о путях нравственного воспитания основываются на природе ребенка, его психологических особенностях, а воспитание он понимает как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка;
4) разработка основ школоведения;
5)воспитание любознательности, интереса к знаниям, науки. Задача – давать детям глубокие, прочные знания; 6) воспитание чувства ответственности у детей.
И.П. Иванов. Концептуальная идея: воспитание отношений, которые носят характер заботы об улучшении жизни в целом и о каждом воспитаннике. Формула системы: Цель – воспитание общественно активных и творческих людей. Содержание – общественная активность, улучшение окружающей жизни. Методы – рассказ, изъяснение, убеждение, создание воспитывающих ситуаций, «совет по секрету», поощрение. Формы – КТД, игры, беседы, экскурсии, кружки. Педагогические условия:
1) включение каждого ребенка в совместную деятельность
2) отношение педагогов к воспитаннику как к младшему товарищу;
3) развитие в единстве всех 3-х сфер личности (рацио, эмоцио, действие);
4) способы воздействия педагога направлены как на детей, так и на себя;
5) использование различных видов воспитательного воздействия (открытое, незаметное).
Результат: какого человека воспитала система? (коллективиста, творца, общественно-активного человека).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 319.