Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования. Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов. Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводятся такие понятия как «сензитивные периоды в индивидуальном развитии», «воспитывающая и обучающая среда», «прогрессирующее воспитание». Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека. Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике. Ориентация на биологию, психофизиологию, медицину как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педологии. Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как «воспитание обществом» и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования. Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомии с плодотворной общественно-педагогической деятельностью. В двухтомном труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа « Семейное воспитание ребенка и его значение», в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста. Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания. Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики.
2. Советская система образования в период 1917 – 1945 гг.
Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября (по старому стилю) 1917г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933гг.) по поручению ком. партии и сов. Правительства обратился с воззваниями к населению, к учительству и к учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы. 11 декабря 1917 г. было принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». Все учебные заведения находившиеся ранее в введении церкви, преобразовывались в светские. 20 января 1918 г. был принят подписанный Лениным декрет совета народных комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию: указывалось, что каждый может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравность женщин в области образования, как и в других областях общественной жизни. В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса во всех учебных заведения было введено совместное обучение учащихся обоего пола. 5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в введение Народного Комиссариата по просвещению, всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Это обеспечило единство школьной реформы. Большое значение для улучшения учебной работы школы и обеспечения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 г.), так как в старой школе очень много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями. На первом Всероссийском съезде по просвещению (25 августа – 4 сентября 1918 г.) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень – 4 года, в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции. В течении 1918 года в Государственной комиссии по просвещению под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, Пантелея Николаевича Лепешинского шла усиленная разработка «Основных принципов единой трудовой школы». Затем они были опубликованы под названием «Декларация о единой трудовой школе». В этой декларации были провозглашены новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности советской школы. Основное внимание «Декларация» уделяла вопросам демократизации школы, устанавливалась общедоступность и бесплатность школы. В области содержания и методов учебной работы «Декларация» выступала против формализма и схоластики, требовала учета интересов учащихся, развития их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью. Утверждалось научно-материалистическое содержание образования и прогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. Большое место отводилось всестороннему развитию личности: физическому, эстетическому, нравственному. 26 декабря 1919 года был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране появились десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, грамотные комсомольцы, коммунисты и др. посланные партией грамотные люди занимались с тремя, четырьмя и даже с одиночками, обучали их грамоте и письму. Это был всенародный поход против безграмотности.
На первом этапе развития советской школы были приняты «Декреты», «Постановления» по переустройству общества, по ликвидации старой системы образования и созданию новой советской школы. Следующий этап (1921-1930) Закончилась Гражданская война, и хотя кругом царила нищета, и разруха советское правительство считало одной из важнейших задач – развитие народного просвещения. Учебным учреждениям, школам, учительству отводилась важная роль воспитания молодого советского поколения, стояла задача подготовки квалифицированных рабочих, специалистов в которых очень нуждалось молодое советское государство. К 1922 году сложилась более гибкая система по сравнению с принятой в 1918г.: начальная школа 4 г. обучения, основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, 9-10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представлял ступень, ведущую по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа 1 ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, учебно-производственных мастерских. Семилетняя школа – для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и др. техникумов; девяти, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего высшего образования. С1923г. в сельской местности на базе школы 1 ступени стали возникать школы крестьянской молодежи (Ш КМ), позже появились фабрично-заводские семилетки (ФЗС), фабрично-заводские ученичества (ФЗУ), рабочие факультеты, игравшие важную роль в подготовке молодежи к поступлению в ВУЗы. Школьная система в Беларуси строилась по-иному. После семилетки следовало профессиональное образование –профшкола, техникум. В 1930г. на 16-м съезде была поставлена задача: обязательное первоначальное образование, ликвидация безграмотности. Хотя к этому времени грамотность населения взросла вдвое по сравнению с 1916г. Закон обязывал в начальную школу принимать детей с 8, 9, 10, 11, 12 л., на родителях лежала ответственность за посещение ребенком школы. В основу построения учебных программ был положен принцип концентризма: учащиеся получали законченный круг знаний к 4 и 7 классам. Работа по совершенствованию учебных программ продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны. Усилия ученных и методистов были направлены на преодоление перегрузки программ, на более последовательную реализацию основных дидактических принципов, установление рациональных межпредметных связей. Основной формой организации учебной работы в школе становился урок со строго определенным расписанием и твердым составом учащихся при ведущей роли учителя (в этот период были открыты экспериментальные, опытные станции, школы, студийные системы, методы проектов, работа по методике «Дальтон-план», но к концу 20-х эти нововведения подверглись критике, были объявлены буржуазными и не соответствующими духу времени.) После долгого перерыва была признана дифференцированная оценка знаний учащихся, что нашло отражение во введении системы отметок – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Второй этап (1931-1941) (можно условно выделить) Проходивший в январе 17 съезд Коммунистической партии в своем решении о втором пятилетнем плане поставил задачу: «завершение во втором пятилетии не только ликвидации неграмотности среди населения, ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведения всеобщего обязательного начального обучения, но и осуществление всеобщего обязательного политехнического обучения в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже раз решена на протяжении первой пятилетки.» В 1931-32г. были введены в действие новые программы на основе предметного преподавания, это способствовало систематизации знаний учащихся. Принятие этих программ, вызвало необходимость издать новые учебники. К составлению учебников были привлечены педагоги и крупные ученые по всем отраслям знаний, был объявлен конкурс на создание лучших учебников в СССР. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) были утверждены должности групповодов (с1934г.- классных руководителей). Весной 1933г. во всех школах впервые проведены проверочные испытания, и с того года вошли в распорядок школьной жизни. В результате перестройки учебно-воспитательной работы повысился уровень общего образования советских людей. Но учебно- воспитательная работа школы стала принимать все более односторонний характер; не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в школе было в 1937г. было отменено. Первая половина 40-х характеризовалась резким усилением политизации идеологизации школы, отменялось самоуправление, демократическое начало. В эти годы сложилась модель организации школы, которая сохранилась в общих чертах до конца 80-х, в целом явилась, как бы там ни было, одной из лучших в мире.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 262.