Отечественные и зарубежные воззрения конца XX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зарубежные и отечественные педагогические идеи и системы развивались в тесной связи с современными условиями. В политических, экономических, научно-технических и культурнообразовательных условиях данного периода развивается кризис образования, который отражается:

Во-первых, в кризисе социализации: изменение функций семьи, распад ближайшего социального окружения, превращение религиозности в ритуал, резкое расслоение общества по материальному признаку. Школа (классическая система образования) как институт социализации мало пригодна для освоения детьми, подростками, юношами и девушками всего многообразия предстоящих им социальных ролей. Уделом учебных заведений остались жалкие попытки соединения обучения с производительным трудом, преподавания домоводства, закона Божьего (Великобритания, многие штаты США), даже этики и психологии семейной жизни (СССР).

Во-вторых, в нарастании разрыва между образованием и культурой. Сложившаяся в Европе школа учит знаниям, но не ценностям и нормам, а в лучшем случае – лишь приличиям. Духовность, искусство, самосовершенствование и мораль проникают в сферу образования в виде разрозненных учебных предметов: рисования, пения, физической культуры и т.д.

В-третьих, в увеличивающемся год от года отставании образования от науки. Это одно из самых парадоксальных последствий синергетического взаимодействия кризиса школы и кризиса цивилизации. Ведь известно, что современное образование – продукт Просвещения, оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Но если наука к XX в. кардинально изменилась, то система школьных дисциплин изменилась мало. Ее потенциал целиком исчерпывается передачей знаний (информации), что приводит во всем цивилизованном мире к падению интереса к учению, тяги к знаниям и снижению авторитета школ и университетов.

На разрешение кризиса современного образования и направлено развитие педагогической науки и практики в совокупности ее идей, воззрений, систем и технологий, реформирование различного уровня.

В ходе реформ повсюду отмечается повышенное внимание к инновационному процессу стандартного типа, предполагающему: освоение новых информационных технологий, модификацию методов преподавания, воздействие на мотивацию к обучению и др. К числу получивших широкое хождение идей, которым придавалось действительно кардинальное значение и которые в принципе могли привести к смене парадигм педагогической деятельности, можно отнести концепцию непрерывного образования.

Выпускник школы должен владеть системно-информационным подходом к анализу окружающего мира, методами и средствами работы с информацией. Этой цели можно достигнуть при соответствующей допрофессиональной подготовке, однако методические разработки в этой сфере пока разрозненны и несовершенны. В контексте этих разработок активно развивается концепция медиаобразования в разных странах мира (Франция, Россия, Великобритания и др.).

Все более востребованной является идея субъектности, для которой характерно субъектное приобщение к культуре, превращение в субъекта собственной деятельности обучающегося, определенная свобода в выстраивании собственной траектории образования.

Кроме того, не теряют своей актуальности идеи проектного обучения, которые возникли в начале прошлого столетия и получили развитие как метод проектов, или метод проблем, практически одновременно в США и в России.

Вывод по лекции

Актуальными в данный период остаются концепции свободного и гуманистического воспитания. Несмотря на все эти научные поиски и реформаторство в мировых образовательных системах, кризис образования до конца не преодолен. Отдельные инициативы некоторых стран свидетельствуют о наличии педагогических сил и резервов образовательных систем, способных преодолеть сложившиеся трудности.

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте реформы системы советского образования в рассматриваемый период. Чем они были обусловлены? Проводились ли в этот период контрреформы? В чем их причина? 

2. Какие идеи советской педагогики 20-х гг. XX века остаются, на Ваш взгляд, значимыми для педагогической теории и практики XXI века?

3. Назовите тенденции развития педагогики конца XX века.

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Джуринский А. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. – Litres, 2018.

Дополнительная:

1. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский // Избр. пед. и психолог. соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С.39-86. 

2. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / П.П Блонский. – М., 1961. 

3. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 432 с. 

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с. 

5. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с. 

6. Крупская, Н.К. Пед. соч.: В 6 т. – Т.1./ Н.К. Крупская. – М., 1980. – 501 с. – Т. 4. – М., 1980. – 630 с. – Т. 5. – 687 с. 

7. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с. 

8. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. – М., 1976. – 640 с. 

9. Луначарский, А.В. О народном образовании / А.В. Луначарский. – М., 1958. 

10. Макаренко, А.С. Пед. соч.: В 8 т. / А.С. Макаренко. – М., 1983 – 1985. 

11. Шацкий, С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. – Т. 1. / С.Т. Шацкий. – М., 1980. – 304 с. – Т. 2. – М., 1980. – 416 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.p-lib.ru/pedagogika/mazalova/mazalova36.html - Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.