Во второй половине XVIII – начале XIX вв. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Так, один из основоположников дидактики начального образования, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) организовал ряд приютов для детей, где сироты жили, учились и трудились. И.Г. Песталоцци был автором социально-педагогических произведений, принесших ему известность: «Лингард и Гертруда» (1781-1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826).
И.Г. Песталоцци разработал теорию «элементарного образования», в которой заложил основы развивающего и воспитывающего обучения. Им было введено понятие «образование» как процесс создания образа человека, включающий процессы воспитания и обучения. Теория элементарного образования предполагала такую организацию учебного процесса, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что постоянно позволяет двигаться от простого к сложному.
И.Г. Песталоцци были разработаны следующие педагогические идеи: общепедагогический принцип природосообразности воспитания (в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы), создание образовательных учреждений на принципах самоокупаемости, идея взаимосвязи обучения, воспитания и развития. И.Г. Песталоцци выделил основные положения теории развивающего обучения: «основное начало воспитания находится в природе человека, их нужно не сочинять, а отыскивать»; «в природе человека заложено стремление к развитию, поэтому школа должна иметь в виду развитие, а не обучение»; «развитие человека начинается с чувственных ощущений, его интеллектуальная ступень состоит в разумности, а практичность – в самостоятельности как основном условии успешного развития вообще»; «главная цель первоначального обучения - развитие духовных сил и способностей ребенка». Педагогические взгляды и деятельность И.Г. Песталоцци повлияли на развитие мировой педагогической науки и вызвали к жизни целое течение – песталоццианство. Среди знаменитых последователей его – Ф. Фребель, И. Гербарт и Ф. Дистервег.
Вывод по лекции
Подводя итог обозрению истории развития педагогической мысли в странах Западной Европы XVII – XVIII вв., можно сделать вывод о ее социальной направленности, о гуманистическом характере педагогических воззрений известных философов и педагогов этого периода.
Вопросы для самопроверки
1. Проследите преемственность дидактических принципов у Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци.
2. Почему одной из ведущих идей в эпоху Просвещения стала идея природосообразности? Проанализируйте наполнение принципа природосообразности у Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци
3. Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики?
4. Какие факторы формирования личности выделил Дж. Локк?
5. Какие качества личности должны быть сформированы у джентльмена? Какие из них являются требованием времени, а какие – традицией рыцарского воспитания.
6. Насколько в современных условиях востребована идея домашнего воспитания Дж. Локка?
7. Что понимает Ж.-Ж. Руссо под естественным свободным воспитанием?
8. Покажите становление идеи развивающего воспитания в концепции И.Г. Песталоцци
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме
Основная:
1. Брагина Л. и др. История культуры стран западной Европы в эпоху возрождения 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата. – Litres, 2018.
Дополнительная:
1. Андреева И.А., Буторина Т.С., Васильева З.И. и др. История педагогики и образования / под ред. З.И. Васильевой. – М., 2008. – 432 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 400 с.
3. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. профессионального образования / [З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.] ; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011
4. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
5. Константинов Н.А. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. - 449 с.
6. Корнетов Г.Б. История педагогики: введение в курс «История образования и педагогической мысли». – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 268 с.
7. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х - начало ХХ века) (История педагогики и образования) - М.: Гардарики, 2008. – 526 с.
8. Руссо, Ж.Ж. Эмиль или о воспитании / Ж.Ж. Руссо // Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе. – М.. 1981. Т. 1.
9. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Интернет-ресурсы:
1. http://maxbooks.ru/pedogog/pg97.htm - Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 299.