Направления реформаторской педагогики в России конца ХIХ – начала ХХ вв.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эпоха рубежа XIX—XX вв. в России ознаменовались бурным развитием буржуазных отношений.

В 1915—1916 гг. во время Первой мировой войны под руководством министра народного просвещения графа Петра Николаевича Игнатьева (1870—1945) была подготовлена (но так и не осуществлена) радикальная реформа школы, призванная привести российское образование в соответствие с требованиями времени, демократизировать его, усилить в нем национальный элемент, полнее учесть опыт передовой западной школы.

В указанный период проблема свободы ребенка становится одной из самых значительных тем русской педагогической мысли. В то же время начинает все определеннее (при огромном влиянии Западной Европы) выступать идея трудовой школы — идея, корни которой были уже давно в педагогических исканиях еще XIX в. Господствующим типом школы в России начала XX столетия, как и на Западе, была «школа учебы». Однако уже наметился поворот от вербализма и жесткой внешней дисциплины к формам и содержанию, более соответствующим как потребностям времени, так и достижениям педагогики. Огромной заслугой Петра Федоровича Каптерева (1849—1922), Василия Порфирьевича Вахтерова (1859—1922) и ряда других выдающихся русских ученых-педагогов стало обоснование учебного процесса, построенного на уважении к личности ученика, признании его полноправным субъектом образовательного процесса.

Однако, как и на Западе, в условиях бурного индустриального развития России традиционная «школа учебы» вызывала все больше нареканий. Необходимы были люди, более приспособленные к новому ритму общественной жизни, к более динамичным условиям труда. Это привело ко все более широкому распространению идей «школы труда». Еще одно направление педагогического поиска в России было связано с развитием идей свободного воспитания, видящего свой идеал в «свободной школе». Его сторонники, как и на Западе, составляли наиболее радикальное крыло представителей педоцентризма, которое во многом опиралось на идеи Л.Н. Толстого, сформулированные им в 60-е гг. XIX столетия.

Важнейшим природосообразным путем воспитания признавалось включение ребенка в свободную творческую деятельность: познавательную, художественно-творческую, игровую, труд, общение.

Вывод по лекции

Процессы, протекавшие в отечественной педагогике на рубеже XIX—XX вв., свидетельствуют о ее ориентации на западные традиции воспитания и обучения.

Вопросы для самопроверки

1. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педагогике начала XX века?

2. Покажите как социально-экономические условия рубежа XIX—XX вв. способствовали развитию реформаторских течений.

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. – Directmedia, 2015.

Дополнительная:

2. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). – М.:МЦМ, 1996. – 48 с.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. – М., 1994, – 239 с.

4. Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М., 1972. – С. 196–273.

5. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 400 с.

6. Добрынин М. Польша: История общеобразовательной школы и педагогической мысли. – Брест, 1997. – 144 с.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

8. Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

9. Корнетов Г.Б. История педагогики: введение в курс «История образования и педагогической мысли». – М.: УРАО, 2003.

10. Корнетов Г.Б. Педагогическая концепция Д. Дьюи и образование для демократии в России // Школьные технологии. – 2007. – №5. – С. 33-39.

11. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. – Ростов н/Д, 2008.

12. Хрестоматия по зарубежной истории педагогики / под ред. А.И.Пискунова. – М.: Просвещение, 1981.

Интернет-ресурсы:

1. http://maxbooks.ru/pedogog1/pg79.htm - Педагогическая мысль в России в конце XIX — начале XX в.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.