Педагогическая деятельность Михаила Васильевича Ломоносова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета. Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине. Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье. Был сторонником принципа природосообразности: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей. Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов.

Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в Российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др. Разработал педагогические условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости). Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина. Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики.

 

Вывод по лекции

В XVIII в. в России была предпринята попытка создать сеть учебных заведений — малых и главных народных училищ — с едиными учебными планами, классно-урочной формой организации обучения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едиными учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т.д. Все это послужило основой для создания в XIX в. централизованной государственной системы образования. Вместе с тем мыслителями XVIII в. был высказан ряд идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего Отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX в.

 

Вопросы для самопроверки

1. Решению каких социально-экономических и политических проблем были призваны содействовать реформы в области образования, проводимые Петром I?

2. Дайте характеристику системе учебно-воспитательных учебных заведений в России XVIII века.

3. Что было общего и особенного в просветительской педагогике России в рассматриваемый период?

4. Какие уроки русского просвещения могут быть полезны для решения современных проблем образования?

5. Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогической мысли?

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Мазалова М., Уракова Т. История педагогики и образования. – Litres, 2018.

Дополнительная:

2. Антология педагогической мысли в России XVIII в. / сост. И.А. Соколова; ред. кол.: Г.Н. Волков [и др.]. – М., 1985.

3. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., рспр. И доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

5. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: новое знание, 2005. – 240 с.

6. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина.– М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С.5- 123.

Интернет-ресурсы:

1. https://lektsii.org/9-57544.html - Школа и педагогическая мысль в XVIII веке.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.