Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В XIV–XVI вв. получают развитие те воспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху.

В каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у «мастера грамоты». Такого рода обучение было частным, платным, как говорили тогда, «за мзду». Учителями становились светские лица – мелкие служители канцелярий, приказных изб и т.д., а также представители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы.

В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 1510–1583).

За религиозное воспитание детей отвечала церковь.

Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением, большая часть «училищ» находилась при приходских церквях.

Связь между образованием и церковью все более укреплялась.

Три черты были свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия.

Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII в. государственных школ грамоты в России не было. Главное внимание уделялось усвоению детьми житейских правил, а не научных знаний.

Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и в целом дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование.

Повышенный уровень образования был нужен только тем, кому предстояло занять место на государственной службе или в церковной иерархии. Однако людей для государственной службы требовалось в то время немного, чаще всего на нее приглашали иностранцев.

В XVI в., в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские и городские волнения, разруха фактически приостановили экономическое и культурно-образовательное развитие страны.

 

Образование в Русском государстве в XVII в.

В целом в XVII в. в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях.

Однако у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, прежде всего обучать иностранным языкам. Государь и его Дума начали устанавливать дипломатические отношения с европейскими странами, принимали иностранные посольства. В боярских семьях появились учителя – иностранцы, помогавшие в овладении западной образованностью. Эта тенденция поддерживалась и царской семьей.

Московское государство, таким образом, «приоткрылось» для проникновения элементов западной культуры и было готово к организации государственного школьного образования с опорой на опыт своих ближайших соседей.

Западные православные братства понимали основную функцию просвещения, – как и прежде служить укреплению православной веры и церкви. Однако и им стало ясно, что без определенной школьной организации уже не обойтись.

Поэтому в братствах создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие. Жизнь братских школ была религиозно-церковной. В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пение. Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и «семи свободных искусств», трактовавшихся с позиций православия.

В середине 60-х гг. белорусский монах Симеон Полоцкий, сторонник латинской ориентации в образовании, учитель царских детей, организовал обучение повышенного типа. Курс обучения включал грамматику, риторику, поэтику, логику, философию, богословие. Особое внимание уделялось изучению-латинского языка – языка международной дипломатии и науки.

Важно отметить, что границы между средними и высшими школами в России в XVII в. Были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.

В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий.

Вывод по лекции

Таким образом, в России в XVII в. появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ. Однако в это время школы такого рода в самой Европе постепенно уходили в прошлое, уступая место новым тенденциям в воспитании и обучении.

Следующим этапом в развитии школьного образования стало создание в петровскую эпоху чисто светских, преимущественно профессиональных по своему характеру, учебных заведений.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы идеалы христианского воспитания в России?

2. Под влиянием каких факторов сложились традиции воспитания у русского народа?

3. Покажите преемственность и реализацию основных педагогических идей в Европе и России.

4. В чем заключалась специфика обучения и воспитания у древнерусских славян (VIII – IX вв.)?

5. Какова роль христианства в развитии обучения и воспитания в Киевской Руси (X – XIII вв.)?

6. В каких письменных памятниках XIV – XVI вв. определяются основные идеи обучения и воспитания на Руси? Определите основные положения этих идей.

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Мазалова М., Уракова Т. История педагогики и образования. – Litres, 2018.

Дополнительная:

2. Джуринский, А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учебное пособие для высшей школы / А.Н. Джуринский. – М.: Совершенство, 1999. – 224 с. – С.146 – 168. 

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с. 

4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

5. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с. 

6. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до XVII века. – М., 1989. – 634 с.

Интернет-ресурсы:

1. https://megaobuchalka.ru/8/23645.html - Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до 17 века)

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 285.