Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV-XVI), человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Прогрессивные идеи о миссии человека на земле, которые составили содержание гуманизма как ведущего идеологического движения эпохи, оказали огромное влияние на все последующее развитие мировой культуры.

Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, – подготовить физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина, – физическое воспитание как компонент формирования гармонической личности в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в античные времена. Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть воспитания целостной личности.

В созданном в начале XVI в. английским мыслителем Томасом Мором (1478–1535) утопическом проекте бесклассового общественного устройства прозвучала идея об обязательном участии всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием. Эта идея нашла то или иное отражение в концепциях трудового воспитания и обучения.

С конца XV в. общественная ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, побудила к переосмыслению идеала воспитания. Человек, ограниченный монархическим строем, вместо гражданской активности стал стремиться к уединению, подчинив себя культу знания.

Главенствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование.

Новогуманистический образец воспитания, который в дальнейшем оказал огромное влияние на развитие мировой педагогической мысли и школьной практики, родился в недрах отдельных школ.

Так в 20-е гг. XV в. Талантливыми итальянским педагогом Витторино да Фельтре (1378–1446) была создана школа на севере Италии под названием «Школа радости». В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени. Содержание обучения имело своей целью заложить у воспитанников фундамент общей культуры.

Овладение навыками самообразования новые гуманисты ставили превыше всего. Основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы, куда, естественно, включалось изучение традиционных «семи свободных искусств».

Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетического воспитания, отводилось много времени физическому развитию – длительным прогулкам, спортивным играм, выработке грациозности в танцах, верховой езде. Таким образом, формирование личности учащихся сохраняло у Витторино элементы рыцарского воспитания. Вместе с тем многое в быте учеников этой школы, согласно христианской традиции, носило дух аскетизма, с тем, чтобы укрепить их в добродетели.

Одним из видных мыслителей того времени был француз Мишель Монтень (1533–1592), который в своем труде «Опыты» предложил концепцию человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего. Основу знаний, по Монтеню, составляет опыт. Ребенку, писал он, внушаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены опытным путем.

Француз Франсуа Рабле (1494–1553) в своем гротесковом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» подверг острой критике средневековые ханжество и аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы эпохи Возрождения.

Едва ли не самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466/69–1536). Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал прежде всего с воспитанием. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании. По его мнению, с семилетнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Эразм не признавал. Высочайшей же целью формирования ребенка выступает у него воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания.

Вершиной педагогической мысли гуманизма стали идеи испанского философа и педагога Хуана Луиса Вивеса (1492– 1540), заключавшиеся в том, что процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учета закономерностей роста ребенка. Практически ему принадлежит и выдвижение принципа природосообразности в воспитании детей, в дальнейшем развитого и обоснованного Я.А. Коменским.

Гуманистами вынашивалась идея обновления общества через просвещение и пропаганду христианской нравственности. Как показывает история, идея гуманизма складывалась не только в позднесредневековых университетах, где еще царила схоластика, но и в торгово-ремесленных кругах итальянских городов-республик. Человека начинали ценить не по его принадлежности к определенному сословию, а по уровню его эрудиции. Самым ценным в личности начали считать ее способность и готовность к самовыражению. Можно сказать, что, провозглашая человека центром мироздания, гуманизм Возрождения отражал стремление эпохи к идеалу гармонического развития личности.

Вместе с тем уже в XV в. стали явно проявляться противоречия между гуманистическим идеалом и реальными возможностями его достижения. Гармоническое развитие человека оказалось на практике иллюзией. На смену воображаемой социально-активной духовно-нравственной творческой личности стал формироваться деловой человек, для которого идеал, созданный Возрождением, представлялся ненужным при достижении поставленных им целей.

 

3. Реформация и ее влияние на образование и воспитание

На рубеже XV–XVI вв. гуманизм уже не только в Италии, но и на всей территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и стран Пиренейского полуострова был ведущей идеологией эпохи. Но именно в этот период он вступил и в непримиримые противоречия с набиравшим силу реформаторским движением в христианстве.

Движение Реформации связано прежде всего с именами Мартина Лютера (1483–1546) в Германии, Жана Кальвина (1509–1564) во Франции и Ульриха Цвингли (1484–1532) в Швейцарии.

Реформация, выступавшая против средневековой католической церкви, стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки христианского вероучения.

Внутри реформаторского движения наметилось два направления – бюргерское, выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся М. Лютером, и крестьянское во главе с революционно настроенным Томасом Мюнцером (ок. 1490–1525).

В целях распространения своего учения деятели Реформации широко использовали воспитание и образование, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени облегчить усвоение и осмысление знаний. Выдвинутая реформаторами идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался крайне низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась изучению опять же религии. Начальная школа теперь попадала в прямую зависимость от идей Реформации.

Если начальная школа решала простейшую задачу – научить читать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача – с помощью организованной системы воспитания и образования готовить чиновничество.

В процессе реорганизации школьного дела деятели Реформации опирались на практику обучения и воспитания в так называемых «братских общинах», которые представляли собой формально светские организации, члены которых, не связанные официально с церковью, имели общее имущество, жили и работали вместе, исповедуя идеалы христианского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они видели в воспитании детей и распространении образования. Принятое в этих общинах воспитание включало выработку умения совместно работать и уважения к физическому труду. Из общины «Моравские братья» в Чехии вышел, в частности, великий педагог Я.А. Коменский, о котором речь пойдет в дальнейшем. Школы здесь имели постоянный состав учителей, отличались продуманностью методов обучения. Особенность этих школ состояла в том, что им удавалось при небольшом количестве преподавателей обучать несколько сотен учеников путем организации занятий в малых (по 10 человек) группах, при участии наиболее продвинутых в занятиях учащихся под контролем педагога. В XIX в. такой опыт взаимного обучения был использован англичанами, отразившись в практике других европейских стран под названием Белл-Ланкастерской системы обучения.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней школы. Она строилась на трех принципах: 1) благочестии, 2) красноречии и 3) знании.

В Англии в эпоху Реформации для неимущего населения на церковные средства и светские пожертвования в городах и сельских приходах стали открываться «паблик скулз» – школы для народа. Однако со временем именно неимущие слои и были вытеснены из этих школ, которые постепенно превратились в элитарные учебные заведения.

Вывод по лекции

Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи (конец V в.). На смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений, оплотом которого стало христианство. Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V–Х вв. – раннее средневековье, XI–XIII вв. – развитое, или «высокое», средневековье и XIV–XVI вв. – позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения. Главными идеями педагогов гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные социально-экономические, политические и культурные предпосылки, лежащие в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования?

2. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли и школы западной Европы.

3. Раскройте цели и задачи системы рыцарского воспитания.

4. Проанализируйте историю развития церковных школ в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья.

5. Какие основные типы учебных заведений существовали в эпоху раннего Средневековья?

6. Назовите причины появления городских школ и охарактеризуйте содержание образования и методы обучения в первых средневековых городских школах.

7. Каковы причины возникновения первых средневековых университетов?

8. Проанализируйте философско-педагогическую мысль раннего средневековья.

9. Объясните, каких ученых и почему можно считать предвестниками европейского Возрождения в воспитании.

10. Охарактеризуйте социально-экономические, культурные и педагогические преобразования эпохи Возрождения.

11. Выделите и проанализируйте основные педагогические идеи мыслителей- гуманистов XV - XVII вв.

12. Охарактеризуйте влияние идей Реформации на развитие системы элементарного (начального) обучения.

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Мазалова М., Уракова Т. История педагогики и образования. – Litres, 2018.

Дополнительная:

1. Большаков В.П. Монтень - великий гуманист эпохи Возрождения. М., 1983.

2. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. М., 1990.

3. Гуревич М. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

4. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира.М., 1999.

5. Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе // культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

6. Фортунатов А.А. Возникновение средневековой школы. - М., 1990.

Интернет-ресурсы:

1. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2017/01/27/vospitanie-shkola-i-pedagogicheskaya-mysl-v - Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения

Дата: 2019-07-24, просмотров: 307.