Упражнение «Борьба большими пальцами».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: установление доверия в учебной группе.

Инструкция: Ваша цель - получить как можно больше очков.

Вы получаете одно очко, когда аккуратно прижмете большой палец Вашего оппонента между своим указательным к большому. Немедленно освободите палец, начинайте снова.

По команде сцепите с оппонентом руки в «замок» и ждите команды «Начали!».

За 15 секунд постарайтесь получить как можно больше очков.

Сами считайте свои очки, будьте честными.

Функциональная направленность упражнения заключается в предоставлении обучаемым возможности поставить под сомнение свои изначальные предположения и увидеть, как эти предположения могут привести к соревнованию вместо сотрудничества, и таким образом, к низким результатам.

К послеигровому обсуждению данного упражнения относятся следующие вопросы: «Кто набрал 2 и более очков? Поднимите руки. Кто набрал 5 и более? 8 и более? 12 и более?» Затем попросите одну из команд с большим счетом встать и продемонстрировать метод, который они использовали.

Затем спросите: «На каких предположениях вы обосновали свою игру?». Общее предположение: «Я соревновался со своим партнером».

Спросите учеников, почему они соревновались, а не сотрудничали? Затем проинтерпретируйте и зафиксируйте их ответы шестью фразами и запишите их в указанном месте так, чтобы в конце составить из первых букв слово «глупец». Шесть факторов, которые заставили людей полагать, что это была соревновательная игра:

1. Глубокая неуверенность - не поставил цель или не подумал хорошенько том, как ее можно достичь наилучшим образом. Если люди ставят мелкие цели, то им нет необходимости находить новые способы их достичь.

2. Летящее быстро время - только за 15 секунд нужно набрать как можно больше очков.

3. Ужасно ненадежный партнер, недостойный доверия - предположение о соревновательном характере задания заставляет нас не верить, что партнер поймет наши лучшие намерения.

4. Плохой пример - инструкторы преподносят игру как соревнование

5. Если сказали «борьба», надо бороться! - «наберите как можно больше очков» и «растяжение» дают чувство напряженности и настрой на борьбу.

6. Цель неадекватна нормам поведения - наиболее часто в этом упражнении предполагают, что победить можно только, если другой проигрывает.

     По-настоящему высокого уровня доверия можно было бы достичь, если бы человек подставил свой большой палец и позволил другому человеку придавить его 15 раз, а затем бы они поменялись ролями.

 

    - для учащихся старших классов

1. Упражнение «Игра Роджера».

Цель: установление доверия в учебной группе, обучение групповому сотрудничеству.

Инструкция: «Эта игра на высокую организованность действий. За каждый заполненный ряд ваша команда получает конфету. Это будет что-то типа командной игры в «Крестики-нолики», в которой ваша команда пытается заполнить шесть клеточек подряд вашим знаком. Ваша команда может заполнить больше, чем один ряд. Каждый раз вы должны помечать только одну клеточку знаком вашей команды. Я выберу одного, кто будет лидером в вашей группе. Перед началом в течение нескольких минут обсудите с вашей командой стратегию».

Пошаговая инструкция к игре Роджера:

- Цель игры - получить как можно больше законченных рядов, отмеченных для вашей команды, с шестью знаками по прямой линии, как в игре «Крестики-нолики».

- Одна команда рисует нолики, друга - крестики.

- Каждый член команды имеет 15 секунд, чтобы добежать до доски, написать соответственно крестик или нолик и вручить мел другому члену команды.

- Каждая команда попеременно помечает на доске знаки до тех пор, пока все квадраты не заполнятся или не будет больше возможности получить законченный ряд, колонку или диагональ, составленные из одного знака.

Учителю следует начинать отсчитывать секунды вслух, если кто-то замедляет свой ход. Не давайте участникам замедлять темп игры.

Функциональная направленность упражнения заключается в том, что в этой игре каждый побеждает, если сотрудничает, и потенциально проигрывает, если соревнуется. Понимание приходит после выполнения задания во время обсуждения, когда команды понимают, что уменьшили свой счет из-за того, что не сотрудничали.

Эта игра почти всегда ведется как конкуренция. Обычный результат: либо никакая команда не выигрывает конфеты, либо кто-то делает ошибку, чем позволяет другой команде закончить линию. Иногда, однако, команды все-таки сотрудничают.

Укажите группе, что максимальное теоретическое число линий, которое может быть заполнено на доске, - три линии одной командой и три линии - другой. Такая стратегия позволяет обеим командам «победить». Будьте готовы к некоторому неприятию этого аргумента поначалу, так как многие полагали, что эта игра должна быть соревновательной. Объясните, что вы построили игру так, чтобы она показалась соревновательной, хотя при этом и не говорили о том, что команды не могут сотрудничать.

Идея этой игры очень хороша для реальных деловых отношений. Скажите группе, что они могут побеждать чаще с помощью других людей и что другие могут помочь им, если они увидят что-то в этом для себя выгодное.

    2. Упражнение «Вавилонская башня».

    Цель: в ходе упражнения ученики учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

    Инструкция: Ученики делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному ученику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Ученикам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

    Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

    Обсуждение упражнения: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

    3. Упражнение «Ступеньки».

    Цель: помочь ученикам выстраивать адекватную самооценку в группе.

    Инструкция: ученикам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

    После того, как все нарисовали, учитель сообщает ключ к этой методике:

    - 1-4 ступенька – самооценка занижена

    - 5-7 ступенька – самооценка адекватна

    - 8-10 ступенька – самооценка завышена

4. Упражнение «Визитка».

Цель: выработка навыков самопрезентации в группе.

Инструкция: ученикам предлагается заранее определиться с уровнем комфортности предполагаемой задачи. Если выбран балл от 1 до 4 - ситуация максимально комфортная и располагающая. Балл от 5 до 7 – ситуация не без подвоха, но на уровне корректности. Балл от 8 до 10 может означать определит ситуацию жесткую.

«Вам предлагается участие в минизарисовке, которая будет фиксироваться на видео. По окончании упражнения в режиме видеоанализа будут выявлены находки и удачные ходы самопрезентации.

Вам предлагается выйти к доске, сесть на стул в центре и произнести следующие фразы.

Для тех, кто выбрал баллы от 1 до 4.

    «Здравствуйте. Я хочу…»

    «Мне нравится быть с Вами, потому что…»

    Для тех, кто выбрал баллы от 5 до 7.

    «Здравствуйте, мне сложно…»

    «Мне стоит признаться в том, что я…»

    Для тех, кто выбрал баллы от 8 до 10.

    «Здравствуйте, мне стоит извиниться, так как я…»

    «Я лучше Вас потому, что…»

Имидж при первом контакте. Что оценивается?

1. Два варианта демонстрации себя: я или подстраиваюсь под ситуацию или подстраиваю окружение под себя.

Это зависит от (в частности) психологического настроя на ситуацию успеха/проигрыша

Это считывается по явным «замкам тревожности»:

- руки-ноги – крест и зажатость;

- пальцы

- шея

- жесты «вцепления» в нечто - опору, предмет, себя, соседа;

- парамимика (частое кивание, например);

- «тремор» конечностей;

- голос («замок» гортани).

Важно: при считывании подобной информации атака будет вестись в направлении выявленных замков.

Еще: жесты руками, сцепленными в замок, автоматически интерпретируются как оправдательные…

2. Эмоциональное соответствие ситуации.

а) энергетика (недостаточная или чрезмерная, почему…)

б) расхождение эмоционального фона и содержания фразы…

в) расстановка ударений: « Я не говорил, что он взял эту вещь ».

3. Жестовое сопровождение речи.

Кстати о жестах подчеркнутого дружелюбия. Это, в частности:

- расслабленность мимических мышц при улыбке…

- открытие незащищенных зон (я вам доверяю)…

- расслабленность силовых зон (трицепсы, плечи, кулаки)...

- жесты сексуальной энергетики: походка, частота телодвижений в дорзовентральном направлении (последнее - для интеллектуалов)…

4. Жесты дополнительной мобилизации (опора на предмет, колени при вставании и посадке…)

5. «Дирижирование» фразами – высокая частотность жестов – считывается как неуверенность или агрессия.

6. Формирование «чувства хозяина»:

- замедленный темп движений;

- тяжелый энергетический вес (еще есть легкий вес, вес с неохотой)…

- низкий тон и тембр голоса…

- организация пространства и людей под себя…

7. Мобилизационные жесты (потирание рук, например):

- способствуют наращиванию статуса;

- демонстрируют готовность сопротивляться;

- повышают чувство уверенности в себе…

8. Организация пространства:

- сначала оглядеться и устроиться на своем месте;

- затем говорить

9. Голосовые интонации: не «умирайте» в конце фразы

10. «Спина английской королевы»

11. Пауза – «Ну, … вы меня запомните…»

Что еще важно?

- Взять на себя ответственность – не взять на себя вину…

- Мы не обязаны быть хорошими для всех. И для себя тоже…

 


Упражнения, направленные на развитие воображения, творческой активности, гибкости и оригинальности мышления:

- для учащихся начальной школы

1. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Инструкция: предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

2. Упражнение «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Инструкция: детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.