Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой – посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    4. Упражнение «Ситуация».

    Цель: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.

Инструкция: «Сейчас тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса…» Далее через каждые двадцать-тридцать секунд учитель называет имя следующего ученика. После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой - сложнее?».

В ходе упражнения можно предлагать следующие ситуации: «Вы опаздываете в театр»; « Вас пригласили на прием к английской королеве», «Вы спускаетесь в темный подвал», «Вы на вернисаже современных художников», «вы оказались в толпе людей» и т.д.


Упражнения, направленные на формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека:

    - для учащихся начальной школы

    1. Упражнение «Острый слух».

    Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

    Инструкция: «Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, «обратитесь в слух». Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков».

    Через одну-две минуты учитель просит всех открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука. Организовать обсуждение можно так; каждый по очереди называет один звук, который он слышал, не повторяя то, что было названо до него.

    При обсуждении обнаруживается, что некоторым детям удается услышать звуки, которых не услышали, или, что гораздо вероятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).

    2. Упражнение «Буквы».

    Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

    Инструкция: Ученики группы разбиваются на пары. «Один из детей встает за спиной другого и пальцем «пишет» у него на спине буквы. Задача - определить, какая буква написана».

    Через две минуты по команде учителя дети меняются ролями.

    3. Упражнение 4.«Слепец и поводырь».

    Цель:  развитие наблюдательной сензитивности.

    Инструкция: ученики делятся по парам. Один закрывает глаза (слепец), другой становится поводырем. Затем - меняются местами.

    4. Упражнение «Числа».

    Цель: сплочение класса, повышение настроения, снижение напряженности, скованности.

    Инструкция: учитель называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если называется «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

    5. Упражнение «Пары».

    Цель: способствует развитию выразительного поведения, побуждает учеников, с одной стороны быть внимательными к действиям других, а с другой стороны искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

    Инструкция: учитель раздает карточки, которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если кому-то достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитать свою карточку нужно так, чтобы никто не увидел, что на ней. Теперь карточку нужно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного» Другими словами, все делать молча. Когда находят свою пару, нужно молча остаться рядом, и не переговариваться. Только после того, как будут образованы все пары, можно проверить, что получилось.

    После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как дети находили свою пару.

 

    - для учащихся основной школы

    1. Упражнение «Представь звук».

    Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

    Инструкция: «Займите удобную позу. Закройте глаза. Сейчас я буду называть те или иные звуки, постарайтесь представить их себе как можно более явственно, Одновременно осознавайте, какие чувства, состояния они у вас вызывают. Начнем: резко тормозит машина. Звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта. Шум морских волн, набегающих на берег. Упала и разбилась чашка. Орудийные залпы во время праздничного салюта и т. д.» После обозначения каждого звука учитель делает паузу (примерно 7-10 секунд).

    В ходе обсуждения можно задать такие вопросы: «Какие звуки было представить легче, какие сложнее?» «Какие чувства у вас возникали?»

    2. Упражнение «Ассоциации».

    Цель: способствует узнаванию большей информации друг о друге, помогает пересмотреть привычные стереотипы.

    Инструкция: выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из учеников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож.

    Ученик-ведущий возвращается в группу. Учитель озвучивает ассоциации. Задача угадать человека с 3 попыток.

    В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге.

    3. Упражнение 3. «Я вижу…».

    Цель: осознание различия между тем, что люди «видят», «представляют, интерпретируют», « и им кажется».

    Инструкция: ученики разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Каждый по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Аня (учитель обращается к какому-либо ученику), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать». Учитель: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях». Аня: «Я вижу, что Вы посмотрели вправо». Учитель: «Я вижу, что ты наклонила голову» и т.д.

    Во время выполнения упражнения нужно воздерживаться от использования оценочных понятий.

        

 

    4. У пражнение «Обезьяна».

    Цель: развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.

    Инструкция: ученики разбиваются на пары. «Один из вас будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения «обезьяны».

    Через три-четыре минуты учитель предлагает партнерам поменяться ролями.

    После завершения упражнения можно задать ученикам такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего соседа?».

    5. Упражнение «Марионетки».

    Цель: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет и он не свободен.

    Инструкция: Ученики должны разбиться на группы по 3-4 человека. Каждой тройке дается задание: два ребенка должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из детей играет роль куклы. Каждый ученик должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 м.

    Цель кукловодов: перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

    После завершения упражнения происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

    - Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?

    - Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

    - Хотелось ли что-нибудь сделать самому?

 

    - для учащихся старших классов

    1. Упражнение «Здравствуй!».

    Цель: развитие наблюдательной сензитивности, улучшение атмосферы в классе (проводится в начале дня).

    Инструкция: «Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем».

     «Пожалуйста, сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: «Что нового вы увидели в облике, настроении, отношениях кого-либо из нас?» Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной человек может внести коррективы (высказать впечатление, чувство) в услышанное им о себе».

    При проведении упражнения у учеников может возникнуть желание дополнить высказывания, учитель дает возможность сделать это.

    2. Упражнение «Кто это?».

    Цель: упражнение направлено, с одной стороны, на развитие наблюдательской сенситивности, прежде всего той ее стороны, которая касается способности запоминать зафиксированные во внешнем облике других людей признаки. С другой стороны, упражнение развивает умение находить специфическое во внешнем облике и точно его описывать.

    Инструкция: «Сейчас один из нас (это может быть доброволец или названный учителем школьник) повернется спиной к классу. После этого я предложу любому из учеников описать внешний облик кого-то из нас: я покажу на того человека, которого надо будет описать, не называя его имени. Задача отвернувшегося - понять, о ком идет речь».

    Для усложнения упражнения можно запретить описание одежды, украшений.

    В ходе упражнения в роли «узнающего» и в роли «дающего описание» могут побывать несколько человек.

    3. Упражнение «Чувство времени».

    Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

    Инструкция: «Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды «начали» уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали».

    В ходе упражнения учитель фиксирует тех участников, которые:

    - поднимают руку раньше того момента, когда минута истечет;

    - своевременно поднимают руку;

    - поднимают руку позже.

    После завершения упражнения учитель сообщает ученикам результаты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями. Как правило, часть школьников говорит о сложности для них такого задания, для других оказывается неожиданной допущенная ошибка. Ученики могут высказывать идеи относительно того, что нарушения адекватности восприятия длительности события приводят к искажению актуальной ситуации, порой ухудшают условия, в которых протекает общение, повышают напряжение.

    4. Упражнение «Руки».

    Цель: развитие тактильной чувствительности, способности опознавать другого человека, используя этот канал получения информации из окружающего мира.

    Инструкция: «Один из вас сейчас выйдет в центр класса, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы по очереди в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то - ни разу».

    После того как доброволец нашелся и сел на стул в центре круга, закрыв глаза, учитель по очереди показывает на того, кто должен подойти к нему.

    В ходе обсуждения высказываются разные идеи. В частности, ученики говорят о трудностях, возникающих в процессе решения поставленной перед ними задачи. Для многих они являются неожиданными. Как правило, ученики жалуются на то, что далеко не всегда удается перенести опыт, полученный с помощью одной сенсорной системы, в другую.

    Довольно часто при обсуждении этого упражнения удается придти к осознанию того, что для возникновения более полного, адекватного представления о других людях необходим разнообразный опыт, получаемый с помощью всех сенсорных систем: зрение, слух, осязание и т.д.

    При обсуждении этого упражнения можно спросить учеников: «Как вы решали поставленную перед вами задачу?» В ответах, как правило, перечисляются признаки, на которые они ориентировались. Это - форма, размер руки, температура (теплая холодная рука), откуда рука подается и т.д.

    5. Упражнение «Я тебя помню».

    Цель: развитие способности осознавать и вербализовывать состояние другого человека, фиксировать его отличия.

    Инструкция: каждый ученик берет чистый лист бумаги. «Я буду зачитывать вопросы, на которые вы будет е отвечать, каждый самостоятельно. Отвечайте откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают ваши одноклассники. Итак: 1. Кто ваш любимый поэт? 2. Какой ваш любимый цвет? 3. Какое качество вы больше всего цените в людях? 4. Какое время года вы любите больше? 5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?»

    После каждого вопроса учитель дает немного времени для ответа, а в конце собирает листы. «Сейчас я по очереди зачитаю ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он раскрывает свое инкогнито, если нет – остается анонимным».

    Упражнения, направленные на тренировку уверенного поведения при взаимодействии с другим:

 

    - для учащихся начальной школы

    1. Упражнение 2. «Ладошка».

    Цель: формирование позитивного отношения к себе.

    Инструкция: ребенку предлагается обвести на лист бумаги контуры своей ладошки. Затем учитель просит на каждом получившемся на бумаге пальце написать что-нибудь хорошее о себе.

    2. Упражнение «Царевна Несмеяна».

    Цель: формирование позитивного отношения к себе, развитие понимания окружающих.

    Инструкция: У доски ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая.

    Дети по очереди говорят царевне о её хороших качествах. Важно, чтобы в роли царевны Несмеяны побывали все присутствующие дети.

    3. Упражнение «Портрет уверенного человека».

    Цель: формирование образа самодостаточного человека.

    Инструкция: обсуждение фразы: «Человеку нужно прежде всего верить в себя». Дети делают вывод, что вера в себя необходима чело­веку для его развития, для достижения успехов в различных делах, долгой жизни.

    Отвечая на вопросы учителя, ученики уст­но «рисуют портрет» человека, который верит в себя.

    - Если человек верит в себя, то какую одежду он предпо­читает
носить?

    - Как общается с друзьями?

    - С родителями?

    4. Упражнение «Уверенное, агрессивное и застенчивое поведение».

    Цель: развитие способности отличать уверенное поведение от агрессивности и застенчивости.

    Инструкция: ученикам приводится описание нескольких напряженных, конфликтных ситуаций, которые могут им встретиться в жизни, а также варианты реакций на них: уверенной, неуверенной и застенчивой. Учитель предлагает проиграть разные поведенческие реакции каждому участнику группы, используя не только произносимые слова, но и невербальные средства - жесты, интонацию, позы и т.д. После проигрывания каждой ситуации группа оценивает степень уверенности, агрессивности или застенчивости реакции.

    Примеры ситуаций:

- Одноклассник попросил у тебя на несколько дней книгу, ты дал, а он ее не возвращает, хотя ты уже напоминал ему. Завтра она тебе будет нужна для подготовки к уроку. Твои действия…

-Ты едешь по дороге на велосипеде. Вдруг из-за угла выезжает еще один велосипедист, вы сталкиваетесь и падаете. Кто из вас виноват, непонятно. Ты говоришь…

- Ты заказал в кафе пиццу, а она оказалась не прожаренной. Ты зовешь официанта и говоришь…

- В магазине ты покупаешь товар, стоимость которого 400 руб., даешь 1.000 руб., а продавщица возвращает тебе сдачу 100 руб. Когда ты спрашиваешь про остальную сдачу, она говорит, что ты давал ей 500 руб. В ответ ты …

- Приятель просит у тебя на время мобильный телефон. Ты не хочешь ему давать, т.к. знаешь, что он отличается неаккуратностью и может его сломать. Ты отвечаешь ему…

- Ты подходить к компании сверстников и слышишь, что твой приятель рассказывает о тебе историю, выставляя тебя в неприглядном свете. Ты обращаешься к нему…



Дата: 2019-07-24, просмотров: 200.