Психических состояний учащихся на уроке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

Ульяновский государственный педагогический университет

 им. И.Н. Ульянова

 

А.Ю. Нагорнова

 

 

Упражнения для коррекции

Психических состояний учащихся на уроке

                                                                                      

 

Учебно-методическое пособие для психологов и учителей

общеобразовательной школы

 

 

 

Ульяновск – 2011

 

УДК 37.015.31

ББК 88.4

Н 16

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета УлГПУ

им. И.Н. Ульянова

 

 

Рецензент: доктор пед. наук, проф. О.И. Донина

                           

 

 

    Н 16 Нагорнова А.Ю. Упражнения для коррекции психических состояний учащихся на уроке: учебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы. Ульяновск: SIMJET, 2011. - 76 с.

 

 

 

    В учебно-методическом пособии кратко характеризуются теоретические вопросы исследования проблемы психических состояний в России, рассматривается проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся, описывается методика коррекции психических состояний учащихся на уроке, в процессуальную часть которой входят различные упражнения для коррекции психических состояний. Пособие содержит подробное описание данных упражнений для учащихся начальной, основной и старшей школы.

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов, учителей общеобразовательной школы, школьных психологов и родителей школьников.

 

                                                                                         УДК 37.015.31

                                                                                         ББК 88.4

 

 

ISBN 978-5-9904777-9-7                                     ã SIMJET, 2011

                                                   ã А.Ю. Нагорнова, 2011



Оглавление

1. Краткий анализ исследования проблемы психических состояний в России   4
2. Проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся 9
3. Методика коррекции психических состояний учащихся 13
- упражнения, направленные на разрешение личных проблем, снятие стрессов, самокоррекцию   16
- направленные на повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе   21
- упражнения, направленные на развитие эмпатического переживания, проективное выражение своего Я, тренировку эмпатийного сопереживания     26
- упражнения, направленные на формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека     34
- упражнения, направленные на тренировку уверенного поведения при взаимодействии с другим   41
- упражнения, направленные на осознание своей роли в группе и формирование желаемой модели поведения, усиление групповой сплоченности     51
- упражнения, направленные на развитие воображения, творческой активности, гибкости и оригинальности мышления   64
4. Литература 71


Краткий анализ исследования проблемы психических состояний

В России

 

В педагогике к проблеме психических состояний обращались многие русские и советские ученые: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

К.Д. Ушинский одним из первых дал глубочайший для своего времени анализ антропологических, физиологических и психологических факторов в условиях учебно-воспитательного процесса. В своей фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский отмечал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [58, с. 23], при этом воспитание следует строить на изучении ребенка с привлечением других наук, и, в первую очередь психологии, созданной на основе физиологии.

К.Д. Ушинский считал, что педагогика должна иметь научно-обоснованную систему взглядов на закономерности психофизи­ческого развития ребенка; раскрывать цель воспитания, содержа­ние образования, пути и методы обучения и воспитания, показы­вать роль, содержание, формы и методы работы учителя, школы, семьи и государства в деле формирования человека.

Одним из направлений научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта было изучение анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка. В работе «Семейное воспитание» П.Ф. Лесгафт дал классифика­цию наиболее часто встречающихся школьных типов. Самыми ха­рактерными он считал лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный. Каждый из них под­робно характеризовался П.Ф. Лесгафтом, обращалось большое внима­ние на поведение конкретного типа в школе и на те социально-бытовые условия, под влиянием которых формируется тот или иной тип.

Л.Н. Толстой обращал особое внимание на необходимость соответствия разнообразных методов и приемов обучения особенностям детской психики. «Чем меньше в школе принуждения и педантичного вмешательства учителей в работу учащихся, - отмечал Л.Н. Толстой, - тем оживлённее и радостнее становится в классе. Идеалом каждой школы должны быть новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия» [56, с. 254].

В XX в. П.П. Блонский указывая на то, что обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка, дал в своем учебнике «Педология» (1936) представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения.

А.С. Макаренко, развивая теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, важное значение придавал учету и возбуждению у детей психических состояний. Так, для детского коллектива, по А.С. Макаренко, необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера [32].

В.А. Сухомлинский продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, указывая, что успех работы воспитателя возможен только при организации сочетании мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей и психических особенностей каждого ребенка [55].

В современной педагогической науке психические состояния учащихся и педагогов мало исследованы. Отдельные исследования, проведенные в этой области, раскрывают лишь значимость учета, управления, саморегуляции и коррекции психических состояний в системе «учитель-ученик». Так, Н.Д. Левитовым обнаружена закономерность, имеющая важное значение для воспитательного процесса, - формирование новых черт характера в большинстве случаев осуществляется через переходный этап психических состояний, повторение состояний приводит к закреплению черты характера [29]. Психические состояния, переживаемые педагогом, отражаются на обучаемых, которые склонны к подражанию. К.К. Платонов и Г.Г. Голубев выделяют дидактогенные психические состояния учащихся, связанные с неадекватным поведением и действиями педагога, и предлагают алгоритм управления настроением учащихся, намечают пути устранения отрицательных психических состояний [46]. Т.С. Шевцова раскрывает психологические особенности деформаций в педагогическом общении [62].

В современной литературе имеется достаточное количество исследований различных дидактогенных заболеваний учеников [16, 17, 18, 61], описание различных невротических состояний. Как показывают исследования этих авторов, количество детей, заболевших неврозами и неврозоподобными расстройствами, не уменьшается, а, наоборот, имеет тенденцию к увеличению.

Часто педагоги руководствуются индифферентными представлениями об учащихся как «об устройствах по переработке информации» [51, с. 215]. Иногда это приводит к безличным и неадек­ватным требованиям, с которыми обучаемые просто не могут справиться. Эти нагрузки особенно велики в периоды контроля и оценивании. Именно здесь часто совершается одна из грубейших педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы педагог переносит на оценку личности ученика в целом.

Вопросы информационной перегрузки учеников показаны в работе М.В. Антроповой, В.Н. Козловой и др. [44]. М.М. Хананашвили подчеркивал влияние на здоровье учеников нарастающего дефицита времени, отведенного на прием, переработку и усвоение чрезмерно большого объема информации, что нередко приводит к отклонениям в высшей нервной деятельности, неврозам и болезням [61]. По мнению И.В. Страхова психические состояния являются предпосылкой формирования педагогического такта [54]. А.О. Прохоров указывал, что отрицательно окрашенные психические состояния педагогов снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность в учебном коллективе [47].

Заставляя учащегося переживать негативные эмоции, педагог оказывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье школьника.

Как свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения, учащиеся старших классов характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе. Они лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. Причины этого, как показывают исследования, кроются в том, что в процессе обучения в школе ученики испытывают сильное психическое напряжение, часто разрушительное для здоровья [51].

Н.В. Басова подчеркивает, что здоровье обучаемых находится в пря­мой зависимости от структуры образовательного процесса [4]. Это доказало исследование, проведенное в МГУ. Было выявлено 68% нервно-психиче­ских заболеваний у тех, кто переходит в другие школы или на домашнее обучение [9, с. 65]. Причины неврозов: 1) социально-культурные (не только в России, но и в других странах) - 32%; 2) психологические, связанные с взаимоотноше­ниями лиц в различных микрогруппах, - 28%; 3) психолого-педагогические, отражающие не­посредственно воздействие образовательного процес­са, - 40% [9, с. 67-68].

Последние были вызваны: адаптационными труд­ностями; изменениями микросоциального окруже­ния; несоответстви­ем уровня требований педагогов подготовке обучаемых; авторитарностью педагога; психи­ческим, эмоциональным напряжением; повышени­ем невротизации в период экзаменов; чрез­мерно большим объемом информации; дефицитом времени; снижением уровня мотиваций к учебе из-за неудовлетворенности методами обучения; конфликтными ситуациями с педагогом и учебно-вспомогательным персоналом.

При перестройке образовательных технологий необходимо включать в учебный про­цесс такие взаимодействия, которые не усложняли бы обучаемым познавательной деятельности и помо­гали переживать жизненные коллизии без пагуб­ных последствий для здоровья (Н.В. Басова).

По исследованию влияния травматических психических состояний на эффективность учебной деятельности учащихся, проведенному А.В. Котеневой, каждый третий обучаемый страдает пониженным уровнем настроения, испытывает нарушения в психосоматической сфере (бессонница, возбудимость нервной системы, потеря эмоционального контроля, трудности сосредоточения), отличается стремлением уйти от своих переживаний и решения оставшихся после травм проблем [24, с. 53].

     В.А. Якуниным было проведено исследование по изучению эмоционально-коммуникативного поведения обучаемых в конфликтных ситуациях социального взаимодействия, вызывающих у его участников состояния фрустрации. В.А. Якунин предположил существование связи между показателями фрустрации как психического состояния с разнородными структурными компонентами личности [63, 64].

С.Д. Смирнов подчеркивает, что часто у обучаемых может наблюдаться ги­пертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворен­ность жизнью, собой и другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причи­ной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для учащегося задачи неудовлетворенности может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе [51].

Благоприятное положение ученика в окружающей его среде содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, полу­чаемой обучаемым от значимых для него людей (референтной группы), к которым обязательно должен относиться и учитель. В этом случае он может помочь учащемуся в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы. Это можно сделать, целенаправленно, организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы ученик предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку, что приведет к повышению ожидаемой оценки, улучшит его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию личности в целом [51].

Таким образом, психические состояния, возникающие в обучении, являются отражением тех ситуаций, которые имеют место в учебном процессе у школьника, с одной стороны, и у учителя в педагогической деятельности - с другой.

Упражнение «Воздушный шар».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Упражнение «Муха».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: сядьте удобно, руки свободно, положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок, расслабьтесь. Запомните свои ощущения, теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнения одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

 

- для учащихся основной школы

    1. Упражнение «Путешествие».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

    Инструкция: сидите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.

    2. Упражнение «Слушай себя»-1.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Посидите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

    3. Упражнение «Слушай себя»-2.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бёдер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряжённое состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Посидите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

    4. Упражнение «Звук».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

    Инструкция: понаблюдайте за окружающими звуками. Старайтесь воспринимать физическую сторону звука: там звук, здесь звук. Попробуйте не придавать звукам какого-то особенного значения. Если рядом говорит кто-то, попробуйте представить себя животным, не понимающим человеческой речи. Понаблюдайте за своими мыслям. Попробуйте и к своим мыслям отнестись как к ничему не обязывающему, постороннему явлению.

 

    - для учащихся старших классов

    1. Упражнение «Упрись в стену».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Расслабьте лицевые мышцы.

Чтобы найти нужный ритм счёта, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, ещё через неделю – от 30 и так до 50.

    4. Упражнение «Лыжник».

    Цель: быстрое снятие стресса и восстановление нервной системы.

    Инструкция: данное упражнение состоит из взмахов руками вверх-вниз и синхронных подъемов и опусканий пяток. Отчасти, оно напоминает движения лыжника, поэтому так и называется «Лыжник».

    Для его выполнения надо встать, расслабить свое тело и начать совершать движения в максимально удобном для вас режиме. Вы можете производить махи руками вверх-вниз с ровной спиной, а можно немного согнувшись, или даже пригнувшись совсем низко к полу, как это делает лыжник во время спуска с горы. Ноги также могут быть прямыми или полусогнутыми. Делаете махи руками вверх над собой и затем бросаете их вниз. Пятки при этом также поднимаются и опускаются с небольшим стуком. Соответствие движений рук и пяток также подбирается индивидуально. Главный критерий – легкость и удовольствие от выполнения данного упражнения. Делайте так, как вам удобно. Главное, чтобы руки ходили вверх-вниз, а пятки при этом отрывались от пола и опускались.

    Делать от 5 до 15 минут в зависимости от уровня напряжения. Чем дольше делаете – тем ниже напряжение.


Упражнения, направленные на повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе:

    - для учащихся начальной школы

    1. Упражнение «Карикатура».

    Цель: игра помогает осознать свои личностные качества, дает возмож­ность «посмотреть на себя со стороны».

    Инструкция: в группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.

    2. Упражнение «Лепим сказку».

    Цель: работа с пластилином дает возможность сместить «энергию ку­лака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, рас­слабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной дея­тельности.

Инструкция: детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много геро­ев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсу­ждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».

    3. Упражнение «Дерево».

    Цель: повышение уверенности.

    Инструкция: вы должны сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не бо­ишься».

 

    4. Упражнение «За что меня любит мама».

    Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

    Инструкция: все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

    Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

    После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

    Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этого упражнения дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

 

    - для учащихся основной школы

    1. Упражнение «Настроение».

    Цель: снятие эмоционального напряжения.

    Инструкция : возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы свое настроение переносите на бумагу. Когда закончите рисовать, переверните лист и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.

    2. Упражнение «Ты - лев».

    Цель: повышение уверенности.

    Инструкция: закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уве­ренного в себе, спокойного и мудрого. Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глаза, твое тело. Лев - это ты!

    3. Упражнение «Эмоция злости».

    Цель: учить детей различать эмоции, показывать выразительные дви­жения.

    Инструкция: учитель просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей.

    4. Упражнение «Эмоциональный словарь».

    Цель: разбитие эмоциональной сферы ребенка.

    Инструкция: перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.

    Ребенку предлагают ответить на вопрос, «Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?». После этого ребенку предлагают вспомнить, когда он сам был в таком состоянии. Как он чувствовал себя, находясь в данном состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние? Может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? А в каких состояниях, которые изображены на карточках, ты бываешь еще? Давай их нарисуем. Все приведенные детьми примеры из жизни учитель записывает на листе бумаги. Через 2-3 недели игру можно повторить, при этом можно сравнить те состояния ребенка, которые были характерны для него раньше и те, которые возникали недавно. Можно ответить на вопросы: «Каких состояний было больше за прошедшие 2-3 недели - негативных или позитивных? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше положительных эмоций?».

 

    - для учащихся старших классов

    1. Упражнение «Поплавок в океане».

    Цель: снять эмоциональное напряжение.

    Инструкция: закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Почувствуйте полное расслабление Вашего тела.

    2. Упражнение «Я в лучах солнца».

    Цель: повышения самооценки, настроения, настрой на позитив.

    Инструкция: на листе нарисуйте солнце – с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего. Листы прикрепите к доске.

3. Упражнение «Открытость»

Цель: создание состояния внутренней открытости для общения.

Инструкция: чтобы исключить в себе эмоции, блокирующие диалог, и создать внутреннее состояние открытости, предлагаем такое упражнение. Перед вами – собеседник (одноклассник, член семьи). Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете. Распахните свою душу перед человеком, с которым взаимодействуете, постарайтесь психологически ближе подойти к нему. Получилось! Ну, а теперь вступайте в диалог.

    4. Упражнение «Стратегии уменьшения эмоционального напряжения».

Цель: снятие эмоционального напряжения в группе.

    Инструкция:  эмоциональное напряжение – это психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Однако длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

    Для преодоления повышенного эмоционального напряжения могут быть использованы следующие стратегии:

- Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

- Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

- Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

- Моделирование множества приемлемых результатов.

- Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации.

- Физическая нагрузка. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, беге.

- Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

- Юмор и работа с негативными эмоциями. Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным.

- Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение [23, 49].


Упражнения, направленные на развитие эмпатического переживания, проективное выражение своего Я, тренировку эмпатийного сопереживания:

    - для учащихся начальной школы

    1. Упражнение «Зеркало».

    Цель: в непринужденной форме на невербальном уровне развитие чувства эмпатии.

    Инструкция: на упражнение отводится 15 минут. Учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения одноклассника - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями [8, 57].

    По окончании задания ученики делятся своими ощущениями.

    2. Упражнение «Кошки-мышки».

    Цель: развитие чувствительности к партнерам по общению, тренировка умения уверенно и ловко действовать в быстро меняющейся ситуации.

    Инструкция: дети, взявшись за руки, образуют максимально широкий круг. В игре два водящих, один играет роль кошки, другой – мышки. Они выходят в центр круга. Задача кошки – поймать мышку. Глаза кошки завязаны. Она ловит мышку вслепую, по издаваемым той звукам. У участника, играющего роль мышки, глаза открыты, и он может свободно перемещаться, но обязан не реже, чем каждые 3 секунды, издавать писк, ориентируясь на который кошка его и ловит. Выходить за пределы круга участникам нельзя, задача стоящих в кругу участников – предостеречь кошку от этого. Когда она подходит слишком близко к кому-либо из стоящих в кругу участников, тот начинает издавать предостерегающее шипение. Если этого оказывается недостаточно и кошка все равно движется за пределы круга, то ее можно «вручную» развернуть обратно и легонько подтолкнуть в направлении центра круга.

    Сначала «Кошки» и «Мышки» обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, и соображениями о том, чем предопределяется успех в этой игре и какие качества она позволяет развивать. Потом слово предоставляется тем ученикам, которые образовывали круг; они делятся своими наблюдениями о том, какие моменты игры показались им наиболее интересными и поучительными, чем именно.

    3. Упражнение «Забота о животном».

Цели: в этом упражнении у детей есть возможность идентифицироваться с существующим или воображаемым домашним животным, о котором они должны заботиться. Такое вхождение в жизнь иного существа развивает у детей способность к сочувствию.

Инструкция: Думали ли вы когда-нибудь о том, что для вас в жизни самое необходимое? А как вы думаете, что необходимо для жизни растению? А что – животному?

Мы все нуждаемся друг в друге. Все, что живет, нуждается в каких-то веществах или живых существах. Растениям нужна земля, чтобы они могли питаться. Яблоне нужны пчелы, чтобы опылить цветы. Нам нужен воздух, чтобы мы могли дышать... Назовите мне еще вещи, которые необходимы вам для чего-нибудь.

Теперь давайте подумаем, как наши домашние животные нуждаются в нас. Кто из вас заботится о домашних животных? Сейчас я хотела бы вам предложить одну воображаемую игру. Представьте себе, что в вас нуждается собака, кошка, птичка или хомячок.

Сядьте поудобней, закройте глаза и глубоко вздохните три раза...

Теперь представь себе, что ты больше не ребенок, а какое-нибудь твое собственное домашнее животное. Если у тебя нет дома животного, то представь себе то, которое ты охотно завел бы... Представь себе, какое оно на ощупь – собака... или кошка... или другой домашний зверек, который живет в вашем доме... Представь себе, что ты и есть этот зверек. Вот ты обходишь свой дом или клетку. Представь, каково это – сидеть в клетке в жаркий день, когда мех и так теплый. Как ты себя чувствуешь, когда у тебя жажда? Ты с удовольствием попил бы воды? Иди к своей миске. Есть там вода? Кто ее налил для тебя? А корм на месте? Кто тебя кормит, когда ты голоден? Наконец, кто-то пришел, чтобы тебя покормить. Ты нуждаешься в человеке, который дает тебе еду. Ты не можешь себе сам найти пропитание и воду. Ты не можешь сам открыть кран или холодильник. Как домашнему животному тебе нужен и сам по себе человек – чтобы играть с ним, чтобы он тебя погладил и приласкал, чтобы он с тобой поговорил, погулял или выпустил из клетки...

Теперь подумай о том, что ты как домашнее животное делаешь для человека, который о тебе заботится. Как ты показываешь ему, что ты его любишь? Приглашаешь его поиграть? Мурлыкаешь ему прекрасные песни? Даешь ему себя потискать и погладить? Ты хороший друг?

А теперь ты снова ребенок, ты здесь... Возвращайся назад, потянись немного. Открывай глаза и будь снова здесь, бодрый и свежий. Давайте теперь поговорим о том, как мы нуждаемся в наших домашних животных, а они – в нас.

Анализ упражнения:

- Веришь ли ты, что животные испытывают чувства?

- Почему люди ответственны за животных?

- Есть ли у вас домашнее животное, и кто за ним ухаживает?

- Ты хотел бы иметь дома животное?

- Что дают животные человеку?

- Что даешь ты пожилому человеку... своему другу... просто ребенку, такому как ты?

- Почему люди раньше, а порой и сейчас, верили, что некоторые животные священны?

    4. Упражнение «Чувства и интонации».

    Цели: наши голоса несут собеседнику информацию о наших чувствах. Иногда мы можем узнать о других по звуку их голоса больше, чем по содержанию их речи. Голосом часто выражаются вещи, которые нельзя передать словами. Поэтому очень хорошо, если дети научатся слышать все, что передает собеседник, замечая все нюансы и оттенки чувств по изменению его голоса. Они смогут тогда лучше настраиваться на других и станут более чуткими. В этом упражнении детям предоставляется возможность попытаться выразить свои чувства с помощью интонации.

    Инструкция: Представьте себе, что весь класс перенесся на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Аааааа, Ееееее, Ииииии... Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать все свои чувства только разным произнесением этих звуков.

    Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы? Скажите мне все радостное Аааа, радостные Еееее, Иииии, Ооооо, Ууууу...

    Проследите при этом, чтобы дети действительно вкладывали чувства в произносимые звуки. Дайте детям выразить интонацией страх. Выразите так другие чувства: гнев, печаль, любовь, волнение, гордость, любопытство и др. Помогите детям обратить внимание, как изменяется их мимика и поза, их ощущения при выражении разных чувств.

    Меняется ли ваша осанка, когда вы выражаете новое чувство? А выражение лица? Как вы дышите при разных эмоциях?

    В завершение вы можете сами произнести поочередно все гласные, демонстрируя оттенки разных чувств: радостное Ааааа, потом грустное Еееее...

    Теперь работайте в парах. Я хотела бы, чтобы вы поговорили друг с другом, используя только гласные звуки, но они должны выражать те чувства, которые вы сейчас испытываете. Обращайте внимание не только на голос, но и на позу и выражение лица вашего партнера. Давайте вместе обсудим то, что вы при этом переживали.

    Анализ упражнения:

    - Что тебе было труднее всего понять в чужой речи?

    - Какое чувство тебе легче всего выразить?

    - Обращаешь ли ты внимание на интонацию собеседника для того, чтобы понять его чувства?

    - Можешь ли ты сказать про кого-нибудь из класса, что ты понимаешь его чувства сразу же?

    - Как звучит твой голос, когда ты радуешься? А как он звучит, когда тебе страшно? Как звучит твой голос, когда ты ласковый?

    - Когда ты чувствуешь себя неуютно при разговоре: когда собеседник гневается? Когда он грустен? Когда он выражает любовь?

    - Почему у людей есть чувства? Для чего они нужны?

    - Есть ли у тебя какое-нибудь свое «правило» по отношению к выражению чувств?

 

    - для учащихся основной школы

    1. Упражнение «Первое впечатление».

    Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам.

    Инструкция: ученики класса описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику [8, 57].

    2. Упражнение «Ласковое слово».

    Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

    Инструкция: Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.

    - Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?

    - Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?

    - Или когда у вас хорошее настроение?

    - Часто ли вы делаете это?

    - Если нет, то почему?

    - Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям?

- Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?

- А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

    3. Упражнение «Кальмар».

    Цель : умение предугадывать реакции партнеров по общению, действовать быстро, ловко и слаженно с другими людьми.

    Инструкция: дин из участников, водящий, играет роль «кальмара». Остальные участники изображают рыб. Кальмар перемещается в средней части аудитории, а рыбы – около одной из ее стен. По команде ведущего они дружно «переплывают» к другой стене, мимо кальмара. Тот пытается ухватить кого-нибудь из них. Те, кого он смог поймать, становятся частью кальмара: они берутся за руки и в дальнейшем перемещаются совместно. По следующей команде ведущего, рыбы опять перебегают к противоположной стене, а кальмар (теперь уже, возможно, в составе нескольких человек) опять ловит их. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только один участник-рыба. Он и объявляется победителем.

    Большинство участников смогли побывать в ролях и рыбок, и части кальмара. Где им понравилось больше, чем именно? Что за качества позволили победителю добиться успеха?

    4. Упражнение «Распознай состояние».

    Цель: развитие умения изобразить определенную эмоцию, распознать состояние партнера.

    Инструкция: «Обратите, пожалуйста, внимание на ваше со стояние, осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше. Тот, кто будет готов, поднимет руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить. Потом руку поднимет следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли «объекта общего восприятия»

 

 

    - для учащихся старших классов

    1. Упражнение «Портрет».

    Цель: выявление симпатий учащихся, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека, развитие эмпатии.

    Инструкция: каждый из учащихся выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают педагогу, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь [3, 4].

    2. Упражнение «Цвет моего состояния».

    Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

    Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из учеников говорит всем, какого он сейчас цвета.)
Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

    3. Упражнение «Волшебное слово «Да».

    Цель: работа с различными стереотипами, выход из привычного отношения к себе.

    Инструкция: учитель готовит основной перечень вопросов (далее ученики могут предлагать вопросы сами).

    Пример:

    - У тебя есть миллион рублей?

    - Тебе нравиться океан?

- Ты творческий человек?

- Ты добрый?

- У тебя бывают рваные носки?

- Тебе нравится танцевать?

- Ты любишь кого-нибудь?




Лицевая сторона

 

                                                                  - красный

 

                                                                   - желтый

                                                                   

                                                                   - оранжевый                    

                                                                  

                                                                   - синий

 

                                                                   - зеленый                                 

 

 

 


Обратная сторона

 

Итальянец по происхождению. Открыл новый материк, получивший название Америка.

 

 


Христофор Колумб

(1451-1550)

 


Португальский мореплаватель. На парусных кораблях совершил первое в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара.

Португальский путешественник. Открыл морской путь в Индию вокруг Африки.

     
 

 

 


Фернандо Магеллан

(1480-1521)

Васко да Гама

(1469-1524)

 

Датчанин по происхождению, служивший в России. Исследователь северо-восточного побережья Азии, морей северной части Тихого океана.

     
 


Русский путешественник. С его экспедиции началась история освоения Антарктиды.

 

 

Беллинсгаузен Фадей Фадеевич

(1778-1852)

Беринг Витус Ионассен

(1681–1741)

 

 

 

 

В каждой команде все члены, за исключением одного, будут способны закончить фигуру из кусочков, которые они взяли в начале игры. Однако эти головоломки так сконструированы, что отдельные люди, выполняя свою задачу с первоначальным цветом, мешают выполнению задачи всей командой. Есть только одна возможность успеха для каждого (и, следовательно, успеха всей команды) - оставить чей-то начальный результат и разделить кусочки (даже те, которые были необходимы для чьего-то личного успеха) среди остальных членов команды через общую площадку. Поскольку ни вербальное, ни невербальное общение не разрешается, члены команды должны независимо друг от друга принять решение о сотрудничестве. Это решение и соответствующее действие являются основным моментом упражнения.


Упражнение «Спаси дерево».

Цель: развитие версионного мышления.

Инструкция: «Представьте себе следующую ситуацию. Вы возвращаетесь домой и встречаете группу подростков, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево. Вам надо придумать максимальное количество вариантов вашего поведения, которое может побудить молодых людей перестать бросать нож и найти себе другое занятие. Возникшие у вас варианты надо записать».

Упражнение « Н Г О К».

Цель: развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Инструкция: «Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу вы начнете работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе - на букву Г, третье - на О, четвертое на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали".

Через три минуты учитель предлагает каждому ученику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого ученика. Это может быть то предложение, которое сам ученик считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы школьники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Учитель предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый ученик снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем учитель продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашем классе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа). Когда работа завершена, каждый ученик зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение «Кто я?».

Цель: развитие креативности.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас напишет на листе бумаги фамилию (имя) человека, ныне живущего или уже умершего, при этом безусловно известного всем присутствующим здесь людям».

После того как все выполнят это задание, учитель предлагает каждому приколоть свой листок булавкой на спину кому-то из учеников, не сообщая при этом, что на нем написано, в результате чего у каждого на спине оказывается листок с фамилией (именем) известного всем человека.

После этого учитель продолжает инструкцию: «Перед каждым из вас стоит задача: узнать, кто он? Для решения этой задачи можно обращаться к любому ученику с вопросами, предполагающими ответы «да» или «нет».

Например, «Я мужчина?», «Я писатель?» и т.д. По ходу дела отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы относительно того, какое имя написано на листке у него на спине.

У каждого из вас в процессе поиска ответа будет возможность взять тайм-аут, несколько минут подумать».

Ученики по-разному проявляются в ходе выполнения этого упражнения. Чаще всего встречается одна из перечисленных ниже трех тактик поиска ответа.

Первая тактика. Человек действует случайно; вопросы, которые он задает, не систематизированы, достаточно часто один и тот же вопрос задается неоднократно; заметно, что отгадывающий плохо помнит, что он уже узнал о том человеке, чье имя написано у него на спине. Ученик, действующий в рамках такой тактики, которую, строго говоря, нельзя назвать тактикой, не замечает многочисленных невербальных сигналов, которые посылают ему отвечающие на его вопросы.

Люди, действующие таким образом, часто делают перерывы в поиске ответа, уходят в инкубацию, которая по сути ею не является, так как они продолжают бессистемный поиск ответа и во время тайм-аута, что сопровождается заметным напряжением. У этих учеников на этапе фрустрации негативные эмоции проявляются наиболее заметно, а наличие внутреннего барьера - недостаточного уровня саморегуляции - не дает возможности изменить это состояние и в полной мере перейти на этап инкубации. Найдя в конце концов ответ, эти люди внешне не проявляют сильных позитивных эмоций.

Вторая тактика. Ученик задает вопросы в соответствии с выбранным им алгоритмом, ориентируясь на пространственные, временные, профессиональные и другие области, пытаясь определить точку нахождения в каждой из этих областей того человека, имя которого написано у него на спине. Выводы, которые делает человек, действующий таким образом, как правило, являются достаточно обоснованными. Иногда он берет тайм-аут и использует его для того, чтобы выйти на новые содержательные области, в рамках которых можно задавать вопросы. Использование этой тактики – проявление скорее логического, а не креативного способа решения проблемной ситуации, однако и ней несомненно присутствуют элементы креативного процесса.

Третья тактика. Ученики, действующие таким образом, как правило, являются наиболее креативными. Они задают вопросы, в большинстве своем направленные на получение субъективной информации. Например, ученик, на спине которого был прикреплен листок, на котором было написано «Николай II», после того как он пояснил, что он - мужчина и уже умер, задавая такие вопросы: «Я тебе нравлюсь?», обращаясь к тому участнику, чьи ценностные ориентации, предпочтения и отвержения были ему наиболее знакомы, «Я любил детей?», «Я любил Россию?», «Есть ли у тебя желание придти на мою могилу?» и т.д.

Люди, действующие в соответствии с этой тактикой, очень внимательны ко всем невербальным проявлениям тех, кто отвечает на их вопросы, а также окружающих. Порой они демонстрируют почти фантастические результаты, давая точный ответ после двух-трех вопросов.

Достаточно часто отвечающий таким образом ученик не успевает осознать, как возник ответ, что свидетельствует о преимущественной активности правого полушария во время поиска ответа.

Ученики, реализующие третью тактику, демонстрируют явное наличие этапа инсайта, хотя далеко не всегда могут осознать и проговорить предшествующие ему моменты.

В ходе обсуждения упражнения, целесообразно спрашивать у нашедшего ответ участника о том, когда и как он возник. Можно спрашивать о тех трудностях, с которыми столкнулся участник в процессе поиска ответа, а также о тех эмоциях и чувствах, которые у него возникали.



Литература

1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. СПб., 2000.

2. Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998.

3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1993. 96 с.

4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 416 с.

5. Берч П. Тренинг / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Издательский дом «Нева», М: «ОЛМА ПРЕСС Инвест», 2003. 160 с.

6. Бишоп С. Тренинг ассертивности.  СПб.: Питер, 2001. 208 с.

7. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. 316 с.

8. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1. С. 67-69.

9. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высшее образование в России. 1996. № 2. С 65-73.

10. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. М: Ось-89, 1999. 176 с.

11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., исправл. и дополн. М.: Просвещение, 1973. 175 с.

12. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход в психокоррекционной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3. С. 21-28.

13. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е.В. Романовой. СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2004. 208 с.

14. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. 280 с.

15. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2007. 208 c.

16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. 205 с.

17. Жгутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988. 120 с.

18. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. 246 с.

19. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 197 с.

20. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь. СПб.: Питер, 1995. 186 с.

21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос.пед. агентство, 1997. 191 с.

22. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006 160 с.

23. Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия. СПб, 2002. 320 с.

24. Котенева А.В. Психическое состояние и эффективность деятельности. Психическая травматизация у студентов // Мир психологии. 1998. № 2. С. 50.

25. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. 192 с.

26. Кузьменко Н.В. Культурологический подход в вопросах исследования образовательных систем // Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008 год. Том 2. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 208 с.

27. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990. 143 с.

28. Левагина А.Ю. Педагогическая коррекция психических состояний в профессиональной подготовке социальных работников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ульяновск: УлГУ. 2001. 165 с.

29. Левитов Н.Д. Психология характера. 2-е изд., исправл. и дополн. М.: Просвещение, 1969. 424 с.

30. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. Педагогика, 1986.

31. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. 523 с.

32. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности: Сб. / Сост. В.В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. 336 с.

33. Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. СПб, 2003. С. 118-121.

34. Нагорнова А.Ю. Активизация познавательного потенциала младшего школьника при применении системно-динамического подхода // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 9. С. 69.

35. Нагорнова А.Ю. Готовность будущих педагогов к применению специальных умений и навыков коррекции психических состояний учащихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 45. № 1. С. 174-178.

36. Нагорнова А.Ю. Исследование готовности будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Человек и образование. 2009. № 1. С. 63-68.

37. Нагорнова А.Ю. Коррекция негативных психических состояний в профессиональной подготовке учителей // Успехи современного естествознания. 2009. № 9. С. 85-86.

38. Нагорнова А.Ю. Коммуникативно-организационный критерий готовности будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 138-145.

39. Нагорнова А.Ю. Личностно-профессиональная готовность будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 1. С. 271-275.

40. Нагорнова А.Ю. Мотивационный критерий готовности будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 36-42.

41. Нагорнова А.Ю. Проблема коррекции негативных психических состояний в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов // В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 94-96.

42. Нагорнова А.Ю. Условия профессиональной подготовки будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 3. С. 223-230.

43. Нагорнова А.Ю. Характеристика методов и приемов коррекции психических состояний в обучении школьников // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 8. № 4. С. 37.

44. Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиол.-гигиенич. исследование / Под. ред. М.В. Антроповой, В.И. Козловой. М.: Педагогика, 1988. 158 с.

45. Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей. Автореф. …уч. степ. канд. пед. наук. Якутск, 2001. 18 с.

46. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. 247 с.

47. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 156-161.

48. Рай Лесли. Оценивая ценность вашего тренинга. М, 2002.

49. Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. СПб, 2005. 42 с.

50. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.

51. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.

52. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1997.

53. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2008. 230 с.

54. Страхов В.В. Психология педагогического такта. Сара­тов: Изд-во Саратовского университета, 1966. С. 12-25.

55. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987. 128 с.

56. Толстой Л.Н. Педагогические статьи / Полное собрание сочинений. Т. 8. / Под ред. Н.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М.: Изд. Центр «ТЕРРА», 1992. 664 с.

57. Трусова С.С. Особенности личности и поведения соматически ослабленных детей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2302.

58. Ушинский К.Д. Собр. соч: в 11 т. М.: Педагогика, 1948-1952. Т. 8. С. 23.

59. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000.

60. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем. 4-е изд. М.: Генезис, 2006. 240 с.

61. Хананашвили М.М. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978. 143 с.

62. Шевцова Т.С. Психологические особенности деформаций педагогического общения. Дисс… канд. психол. наук. Тобольск, 1999. 158 с.

63. Якунин В.А. Педагогическая психология. М.: «Полиус», 1998. 639 с.

64. Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования: как защитить диссертацию. Полезно молодому ученому, соискателю ученой степени. Саратов: Изд. СГТУ, 2011. 176 с.

 

Учебное издание

 

Анна Юрьевна Нагорнова

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

Ульяновский государственный педагогический университет

 им. И.Н. Ульянова

 

А.Ю. Нагорнова

 

 

Упражнения для коррекции

психических состояний учащихся на уроке

                                                                                      

 

Учебно-методическое пособие для психологов и учителей

общеобразовательной школы

 

 

 

Ульяновск – 2011

 

УДК 37.015.31

ББК 88.4

Н 16

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета УлГПУ

им. И.Н. Ульянова

 

 

Рецензент: доктор пед. наук, проф. О.И. Донина

                           

 

 

    Н 16 Нагорнова А.Ю. Упражнения для коррекции психических состояний учащихся на уроке: учебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы. Ульяновск: SIMJET, 2011. - 76 с.

 

 

 

    В учебно-методическом пособии кратко характеризуются теоретические вопросы исследования проблемы психических состояний в России, рассматривается проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся, описывается методика коррекции психических состояний учащихся на уроке, в процессуальную часть которой входят различные упражнения для коррекции психических состояний. Пособие содержит подробное описание данных упражнений для учащихся начальной, основной и старшей школы.

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов, учителей общеобразовательной школы, школьных психологов и родителей школьников.

 

                                                                                         УДК 37.015.31

                                                                                         ББК 88.4

 

 

ISBN 978-5-9904777-9-7                                     ã SIMJET, 2011

                                                   ã А.Ю. Нагорнова, 2011



Оглавление

1. Краткий анализ исследования проблемы психических состояний в России   4
2. Проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся 9
3. Методика коррекции психических состояний учащихся 13
- упражнения, направленные на разрешение личных проблем, снятие стрессов, самокоррекцию   16
- направленные на повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе   21
- упражнения, направленные на развитие эмпатического переживания, проективное выражение своего Я, тренировку эмпатийного сопереживания     26
- упражнения, направленные на формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека     34
- упражнения, направленные на тренировку уверенного поведения при взаимодействии с другим   41
- упражнения, направленные на осознание своей роли в группе и формирование желаемой модели поведения, усиление групповой сплоченности     51
- упражнения, направленные на развитие воображения, творческой активности, гибкости и оригинальности мышления   64
4. Литература 71


Дата: 2019-07-24, просмотров: 295.