Цель: психологическое просвещение подростков в вопросах саморазвития и самовоспитания.
Инструкция: «Жил-был один школьник. Звали его… Придумайте сами. Он очень хотел измениться, потому что учился не так, как ему хотелось. В классе он мечтал быть первым, но тоже не получалось. Родители постоянно ругали его за различные слабости. Он действительно хотел измениться, но не мог. Он чувствовал, что дальше будет еще хуже, на душе было тоскливо. Но однажды к нему подошел один человек. Я даже не знаю, был ли он его другом или незнакомцем. Может быть, даже это была его мама или учительница. Этот человек сказал мальчику: «Не меняйся. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я люблю тебя просто за то, что ты существуешь». И мальчик вдруг почувствовал себя очень счастливым и начал просто радостно жить, так же принимая и любя окружающих. А через некоторое время заметил, что стал лучше учиться. А когда он заболел, то телефон «обрывали» его друзья. А мама ласково сказала ему: «Ты сильно изменился, сынок». - «Да, я изменился, - удивленно сказал мальчик, - и я буду меняться, потому что…»
Ребятам предлагается продолжить рассказ. Делается вывод, что человеку очень важно, чтобы его принимали таким, какой он есть. Это способствует его развитию.
После обсуждения дети заключают, что уверенному в себе человеку легче изменяться. А помочь стать уверенным может принятие тебя окружающими.
- для учащихся основной школы
1. Упражнение «Разборка имени».
Цель: предоставление возможности для самопрезентации.
Инструкция: ученикам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4-5 минут. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.
Вот как, например, может выглядеть имя «Виктория»:
В - вежливая
И - интересная
К - красивая
Т - таинственная
О - обаятельная
Р - разная
И - изобретательная
Я - яркая
Анализ упражнения:
1. Трудно ли было искать характеристики?
2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя?
2. Упражнение «Походки».
Цель: обучить способу саморегуляции эмоциональных состояний через контроль их внешних проявлений. Развитие уверенности в своих действиях. Развитие наблюдательности, а также умения внешне выражать эмоциональные состояния и понимать их выражение у окружающих.
Инструкция: учеников просят выбрать эмоцию или психологическое состояние, которое бы они хотели продемонстрировать, и пройти перед группой таким образом, чтобы по походке можно было догадаться, что именно она выражает. Каждому дается 3-4 попытки, в них необходимо выражать разное состояние. Ученики идут поочередно, и те из них, кто в данный момент не задействован в показе, находятся в роли зрителей. Их задача - угадывать, что демонстрирует походка.
В качестве примера и разминки можно попросить всех вместе продемонстрировать такие варианты походки, как:
- уверенная;
- застенчивая;
- агрессивная;
- радостная;
- обиженная.
На что именно в походке нужно обращать внимание, чтобы понять, что она отображает? Как менялось психологическое состояние детей, когда они показывали различные варианты походки? Скорее всего, оно действительно начинало приближаться к тому, что было показано. Где и как можно использовать такой способ саморегуляции - внешне демонстрировать те состояния, которые мы хотим у себя вызвать? Какие качества творческого мышления тренируются с помощью такого упражнения?
3. Упражнение «Заезженная пластинка».
Цель: отработать технику позволяющую отстаивать свои интересы.
Инструкция. Упражнение направлено на отработку техники уверенного отстаивания своих интересов и требований - так называемой «заезженной пластинки». Ее суть сводится к тому, что человек раз за разом повторяет свое требование вне зависимости от того, какие бы возражения он не услышал, уподобляясь поцарапанной граммофонной пластинке, которую «заело» на одной строчке из песни. Высказывания строятся по схеме: «Я понимаю, что... (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно... (повторение своего требования)».
4. Упражнение «Ассоциативный тест».
Цель: показать ученикам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение «не пасовать», бороться до конца.
Инструкция: учитель зачитывает слова (существительные). Ученики должны к каждому слову как можно быстрее сказать слово-ассоциацию.
Например:
огурец - помидор
дорога - асфальт
школа - парта
Тот, кто первый сказал слово-ассоциацию, получает от ведущего жетон.
По окончании упражнения выясняется, у кого из участников больше всего жетонов. Он объявляется «лидером».
5. Упражнение «Автопилот».
Цель: осознание своих устремлений. Повышение уверенности в своих силах.
Инструкция: ученики размышляют о том, какими им хотелось бы стать: как себя вести, как относиться к себе и окружающим и т.д. В соответствии с этим каждый составляет программу для своего «автопилота» по определенной схеме, например: «Я уверен в себе; я доброжелателен». Когда программа готова, каждый участник читает ее вслух так, чтобы у присутствующих возникло убеждение, что этот человек именно таков.
- для учащихся старших классов
1. Упражнение «Откровенно говоря».
Цель: укрепление группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, страхов, создание ситуации откровенности.
Инструкция: перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если ваши одноклассники почувствуют неискренность кого-либо из вас, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз.
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке...
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой...
Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
Откровенно говоря, когда я прихожу на урок...
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями...
Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению…
Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей…
Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось…
Откровенно говоря, мне не хватает…
Анализ упражнения:
1. Трудно ли было закончить предложенные фразы?
2. Узнали ли вы что-нибудь новое о своих коллегах - участниках группы?
3. Узнали ли вы что-то новое о себе?
4. Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент?
2. Упражнение «Рекомендации».
Цель: создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичной презентации.
Инструкция: ученикам нужно подготовить и предоставить рекомендацию, чтобы быть принятым в закрытый элитарный клуб. Подготовить такую рекомендацию на самого себя. В ней нужно отразить свои главные достоинства, сильные стороны, представить себя как достойного оказаться в «элитарном клубе». На что именно обратить внимание, участники решают самостоятельно, но следует напомнить им, что речь должна идти о реальных, а не вымышленных фактах и достоинствах.
Анализ упражнения:
1. Какие презентации лучше всего запомнились, чем именно?
2. Если у кого-то возникли затруднения, то с чем они связаны, как их можно преодолеть?
3. Упражнение «Абстрактная живопись».
Цель: на этапе создания рисунков тренируется креативность участников, на этапе презентации – уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.
Инструкция: ученики получают по листу бумаги формата А4. Их просят взять карандаш или фломастер, закрыть глаза и разрисовать это лист таким образом, чтобы на нём не осталось свободного пространства, карандаш побывал во всех углах (1-2 минуты). Потом участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы вышло осмысленное изображение (6-10 минут). Заключительный этап – презентация авторами своих работ перед классом (1 минута на каждого человека).
Анализ упражнения:
1. Какие рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?
2. Какие психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким заданием?
3. Где в жизни пригодятся эти качества?
4. Упражнение «Волк и семеро козлят».
Цель: сформировать уверенное поведение при необходимости убеждать других людей.
Инструкция: упражнение основано на сюжете одноименной народной сказки. Семеро участников-добровольцев берут на себя роли «козлят» (если общее количество участников меньше 12, то «козлят» тоже будет не 7, а меньше). Их задача - не пускать к себе в домик (который сооружается, например, с помощью загородки из нескольких стульев) «серых волков», но пустить «маму-козу», «тетю-козу» и прочих представителей козьего племени. Между всеми остальными участниками роли распределяются так, чтобы примерно половина из них оказались «серыми волками», а половина - различными родственниками «козлят» (которые не знают, кому досталась какая из этих ролей). Потом все эти участники поочередно подходят к «домику козлят» и в течение минуты пытаются убедить их, что они их родственники, а не волки, и их нужно пустить в дом. «Козлята» совещаются и принимают решение - пустить очередного персонажа или нет.
Когда все находившиеся за пределами «домика» попробовали свои силы, игра завершается и каждый персонаж говорит, кем же он был на самом деле - «козочкой» или «волком». Соответственно, появляется возможность подсчитать, сколько раз «козлята» были бы съедены, пустив в дом волка, а скольких родственников они сами оставили на улице на съедение волкам.
Проводится обсуждение: Чем руководствовались «козлята», принимая решения о том, кому можно поверить, а кто пытается ввести их в заблуждение? Что важнее всего для тех, кто пытался убедить «козлят» в чистоте своих намерений, чтобы им поверили? А на основании чего мы выносим суждения об искренности/неискренности окружающих людей в реальных жизненных ситуациях?
5. Упражнение «Холодный суп».
Цель: анализ вариантов поведения с точки зрения уверенности - агрессивности.
Инструкция: это упражнение проводится после краткой теоретической части, во время которой учитель объясняет значение терминов «уверенный (ассертивный)», «неуверенный (пассивный)», «агрессивный», «манипулятивный».
На доску вешается схема, на ней обозначены переходные формы поведения: от манипулятивного к неуверенному и агрессивному, от неуверенного - к уверенному и т.д.
Учитель предлагает для обсуждения следующую ситуацию: Вас попросили обсудить деловые вопросы с важным клиентом, и вы пригласили его в дорогой ресторан. И ваш клиент, и вы заказали себе первое блюдо. Cуп оказался холодным. Клиента пригласили вы, значит, вы являетесь хозяином и чувствуете, что должны что-то предпринять.
Каждый ученик получает карточку, на которой написана возможная реакция на создавшееся положение. Ученикам предлагается поместить доставшиеся им карточки в пространстве треугольника и обосновать свое решение. Класс может задавать вопросы каждому ученику и обсуждать его выбор.
Содержание карточек:
1. Спросите официанта: «Этот суп подается холодным?»
2. Отставьте тарелку в сторону.
3. Встаньте и покиньте заведение.
4. Громко, так, чтобы это услышали и официант, и другие посетители, произнесите: «Это последний раз, когда я сюда кого-то привожу!»
5. Скажите официанту: «Я хотел бы поговорить с менеджером».
6. Скажите официанту: «Суп отвратителен. Унесите его и немедленно подайте нам что-нибудь более съедобное».
7. Спросите официанта: «Милейший, а что случилось с вашей электроплитой?»
8. Сделайте вид, что все в порядке, и ешьте суп.
9. Скажите официанту: «Этот суп холодный. Пожалуйста, замените его».
10. Скажите официанту, что вы хотели бы вычесть стоимость супа из счета.
11. Спросите у вашего клиента, не желает ли он пожаловаться.
12. Когда официант придет убирать тарелки, скажите: «Извините меня, но я боюсь, что мы не смогли доесть суп. На вкус он не плох, но он был не очень теплым - совершенно холодным, я имею в виду!»
Во время общего обсуждения анализируются варианты уверенного поведения и примеры из собственной жизни, когда ученики смогли использовать данный вариант.
Упражнения, направленные на осознание своей роли в группе и формирование желаемой модели поведения, усиление групповой сплоченности:
- для учащихся начальной школы
1. Упражнение «Печатная машинка».
Цель: объединение учеников для совместного решения поставленных задач, приобретение умения в выражении симпатии и уважения участников друг к другу.
Инструкция: детям загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
2. Упражнение «Поиск сходства».
Цель: сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Инструкция: раздаются карточки с изображением животных, листы бумаги. Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Учитель должен постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
3. Упражнение «Пазлы».
Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.
Инструкция: раздаются карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы». Ученики делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.
Ученики в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.
Учитель ставит перед детьми следующие вопросы: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?
4. Упражнение «Новоселье».
Цель: формирование чувства единения с группой.
Инструкция: детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.
- для учащихся основной школы
1. Упражнение «Хорошие и плохие поступки».
Цель: осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Инструкция: учеников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце учитель суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
2. Упражнение «Путаница».
Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой учеников на взаимодействие.
Инструкция: ученики встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу учителя каждый ребенок обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все ученики вытягивают левую руку и так же находят себе «друга по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача учеников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между детьми.
3. Упражнение «Знаменитые мореплаватели».
Цель: формирование команды, обучение группы альтруизму.
Инструкция: Попросите учеников образовать группы по 2-5 человек. Каждая группа получает пластиковый мешок с количеством головоломок по числу человек в группе. Каждая группа школьников должна сидеть вокруг стола, достаточно большого, чтобы у каждого была своя личная площадка, и то же время достаточно маленького, чтобы каждый мог дотянуться до общей площадки.
«После того, как ваша группа получит мешок, каждый из вас должен выбрать один цвет, видимый через мешок. Вы не должны открывать мешок на этой стадии. Следуйте, пожалуйста, следующим правилам:
- Вы - команда.
- Каждый член вашей команды должен построить квадрат из кусочков, начиная с какого-либо цвета.
- На обратной стороне цветных кусочков изображены портреты великих мореплавателей прошлого – первооткрывателей новых земель. Собирая свой квадрат, Вы сможете прочитать, что это за люди.
- Накладывать, сгибать или рвать кусочки запрещаются. Не разрешается оставлять промежутки между кусочками в сложенной головоломки.
- Перед каждым находится его личная площадка и в середине - общая площадка.
- Вы не можете ни передавать, ни получать кусочки из чьей-либо личной площадки. Вы можете оставлять или брать кусочки только из общей площадки.
- Не разрешается разговаривать или стараться привлечь чье-либо внимание во время упражнения.
- Команда должна использовать все кусочки.
Пожалуйста, достаньте из мешка кусочки Вашего цвета. Теперь начинайте».
В этом упражнении решение может быть найдено только по признании того, что выполнение задачи требует сотрудничества в группе, а не конкуренции. Благодаря этому заданию происходит прямое обучение альтруизму. Запрещение общаться предоставляет каждому участнику возможность самому понять, что такое альтруизм.
Послеигровое обсуждение:
- Каких мореплавателей, совершивших великие географические открытия Вы можете назвать? Какие открытия совершил каждый из них?
- Как вы начинали это упражнение? Как менялось у вас понимание задачи в процессе выполнения упражнения?
- Насколько трудно было отказываться от ваших фигур, когда вы были способны закончить квадрат из имеющихся у вас кусочков? Что чувствовали люди, которые были вынуждены ждать, пока у партнеров сменится отношение к игре?
- Нарушались ли правила и для какой цели? Как вы справились с заданием, никаким образом не общаясь с партнерами?
- Что значит вовремя придти на помощь? Значит ли это просто отдать другому лишние вещи?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 324.