Минимальные суммарные расходы взаимодействующих видов транспорта в мультимодальных и интермодальных перевозках по транспортному коридору в пунктах стыкования (порт, грузовой двор, контейнерная площадка и т. д.) по простою подвижного состава и перегрузке грузов, в том числе в контейнерах достигаются при работе по «прямому» варианту (например «вагон - автомобиль»). Для этого необходимо согласование расписаний подвода подвижного состава к пункту стыкования и диспетчерское руководство его работой.
Режимы работы видов транспорта в течение суток, квартала и года различны. Кроме того, реальные размеры движения подвижного состава и объемы выполняемой работы пунктов стыкования в конкретные сутки (смену) могут отличаться от среднегодовых расчетных величин, приведенных в задании.
Моделирование работы контейнерной площадки (КП) производиться в конкретный день (таблица 9) при заданных расчетных усредненных величинах, построению графика работы КП (рисунок 14) на основе моделирования и определению экономических расходов КП по организации ее работы и взаимодействию железнодорожного и автомобильного транспорта с помощью аналитических расчетов и графика.
Моделирование работы КП
Железная дорога работает круглогодично, круглосуточно и сравнительно ритмично. Отличительной особенностью автомобильного транспорта является сменная работа и значительная неравномерность в течение недели, особенно в выходные и праздничные дни.
В продолжительности смены работы автотранспорта ( ) можно выделить два основных периода - начальный ( ) и последующий ( ) (рисунок 13).
В начальный период интенсивность поступления ( ) автомобилей на КП и временные интервалы ( ) между ними одни. В последующий период смены интенсивность ( ) и интервалы ( ) другие и могут существенно различаться. Это зависит от вида груза, расстояния перевозки и условий обслуживания.
Таблица 9 – Моделирование работы контейнерной площадки
№ п/п | Rэ | J а, мин | Время прибытия а/м | Rэ | Марка а/м | мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 0,22719 | 18 | 8.18 | 0,92549 | МА3 | 38 |
2 | 0,10907 | : | : | : | : | : |
: | : | : | : | : | : | : |
tн | ||||||
- - | - - - - | - - - | - - - - - - | - - - - | - - - - - - - | - - - |
tн 15 | 0,92101 0,26641 | 7 | 9.03 | 0,25417 | VOLVO | 38 |
16 | 0,98874 0,82127 | 2 | 9.05 | 0,76176 | МА3 | 38 |
: | : | : | : | : | : | : |
116 | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Рисунок 13 – График поэтапного поступления автомобилей на КП
Рисунок 14 – Фрагмент графика работы контейнерной площадки
Интенсивность поступления ( ) автомобилей на КП (число автомобилей, поступающих за определенный период, например, за час) определяется по формуле:
, авт./час (6.1)
где | Na — | общее количество поездок автотранспорта за сутки (смену) (п. 1); | |
— | доля поездок автотранспорта (от их общего количества) соответственно в начальный и последующий периоды работы; | ||
— | коэффициент снижения общего количества поездок автотранспорта в выходные дни (в будни = 1) (таблица 5 задания); | ||
— | продолжительность соответственно начального и последующего этапа, час. | ||
Транспортные процессы, в т. ч. поступление автотранспорта, сравнительно адекватно описываются распределением случайных чисел по закону Эрланга, поэтому временные интервалы между поступающими на КП автомашинами в различные периоды смены моделируются как:
(6.2)
где | — | параметр Эрланга в распределении интервалов между прибывающими автомашинами, соответственно в начальный и последующий периоды (этапы); |
— | произведение нескольких случайных чисел от i = 1 до i = Kэ; | |
— | случайное число, распределенное по закону Эрланга в интервале от 0 до 1 (таблица 10). |
При регулируемом подводе автомобилей к кранам проявляется диспетчерское мастерство по минимизации дополнительных простоев автотранспорта и кранов, по равномерной загрузке кранов и по организации перевалки грузов по «прямому» варианту.
Марка прибывшего автомобиля определяется также случайным числом из интервала 0-1 (таблица 10).
Порядок моделирования работы КП: рассчитывается интенсивность ( ) и интервалы ( ) поступления автомашин на КП соответственно в начальный и последующий периоды (этапы); заполняется таблица 9 и на основании ее данных строится график работы контейнерной площадки (рисунок 14).
Таблица 10 – Таблица случайных чисел Rэ
0,22719 | 0,92549 | 0,10907 | 0,35994 | 0,63461 | 0,83659 | 0,24494 | 0,53825 | 0,97047 | 0,76069 | ||
0,17618 | 0,88357 | 0,52487 | 0,79816 | 0,746 | 0,50436 | 0,88823 | 0,19806 | 0,3396 | 0,30928 | ||
0,25267 | 0,35973 | 0,80231 | 0,60039 | 0,50253 | 0,63457 | 0,97444 | 0,13799 | 0,35853 | 0,3149 | ||
0,88594 | 0,69428 | 0,66934 | 0,27705 | 0,51262 | 0,63941 | 0,7766 | 0,66418 | 0,84755 | 0,29197 | ||
0,60482 | 0,33679 | 0,03078 | 0,08047 | 0,39891 | 0,34068 | 0,81957 | 0,02985 | 0,83113 | 0,36981 | ||
0,30753 | 0,19458 | 0,02849 | 0,30366 | 0,83892 | 0,80912 | 0,91335 | 0,41703 | 0,79401 | 0,97251 | ||
0,60551 | 0,24788 | 0,35764 | 0,57453 | 0,06341 | 0,10178 | 0,91896 | 0,70819 | 0,9644 | 0,98358 | ||
0,35612 | 0,09972 | 0,98891 | 0,92625 | 0,70599 | 0,95484 | 0,34858 | 0,13499 | 0,28966 | 0,88287 | ||
0,43713 | 0,18448 | 0,45922 | 0,55179 | 0,18442 | 0,31186 | 0,91047 | 0,37949 | 0,76542 | 0,79361 | ||
0,73998 | 0,97374 | 0,66685 | 0,06639 | 0,3459 | 0,17935 | 0,79544 | 0,15475 | 0,74765 | 0,11199 | ||
0,14971 | 0,68806 | 0,49122 | 0,16124 | 0,61905 | 0,22047 | 0,17229 | 0,46703 | 0,39727 | 0,16753 | ||
0,78976 | 0,48382 | 0,25242 | 0,97656 | 0,51686 | 0,15537 | 0,73857 | 0,35398 | 0,91783 | 0,92825 | ||
0,37868 | 0,82946 | 0,83732 | 0,6323 | 0,85306 | 0,56988 | 0,1557 | 0,98029 | 0,42208 | 0,0019 | ||
0,01666 | 0,48114 | 0,95183 | 0,02628 | 0,05355 | 0,97627 | 0,74554 | 0,91267 | 0,3124 | 0,34723 | ||
0,56638 | 0,70054 | 0,19427 | 0,24811 | 0,37164 | 0,71641 | 0,50515 | 0,88231 | 0,99539 | 0,75745 | ||
0,43973 | 0,07496 | 0,17405 | 0,08966 | 0,65989 | 0,68017 | 0,56975 | 0,9408 | 0,93689 | 0,98889 | ||
0,05141 | 0,07885 | 0,94399 | 0,41145 | 0,5021 | 0,92423 | 0,13303 | 0,09621 | 0,94153 | 0,25294 | ||
0,97905 | 0,05301 | 0,98496 | 0,20682 | 0,68082 | 0,68537 | 0,7022 | 0,78282 | 0,02396 | 0,10002 | ||
0,23458 | 0,57782 | 0,67537 | 0,38813 | 0,00377 | 0,93873 | 0,97813 | 0,10039 | 0,25457 | 0,28716 | ||
0,03954 | 0,14799 | 0,63187 | 0,46191 | 0,12805 | 0,50502 | 0,0881 | 0,19572 | 0,48024 | 0,58206 | ||
0,52251 | 0,06804 | 0,85959 | 0,20974 | 0,73104 | 0,15009 | 0,25486 | 0,09306 | 0,24721 | 0,04187 | ||
0,62361 | 0,59105 | 0,39338 | 0,59358 | 0,69193 | 0,15586 | 0,57695 | 0,89518 | 0,59788 | 0,04215 | ||
0,54954 | 0,90337 | 0,99346 | 0,60442 | 0,90933 | 0,58323 | 0,83183 | 0,90041 | 0,44236 | 0,90815 | ||
0,70773 | 0,03331 | 0,84228 | 0,01405 | 0,61494 | 0,72064 | 0,24713 | 0,39851 | 0,01431 | 0,60841 | ||
0,68702 | 0,08331 | 0,08923 | 0,83173 | 0,67081 | 0,87472 | 0,4798 | 0,08802 | 0,95495 | 0,78745 | ||
0,39599 | 0,33465 | 0,96705 | 0,41458 | 0,3467 | 0,55385 | 0,25484 | 0,71068 | 0,15155 | 0,55371 | ||
0,54958 | 0,34935 | 0,16858 | 0,16523 | 0,54262 | 0,6331 | 0,50348 | 0,53457 | 0,3944 | 0,80441 | ||
0,98124 | 0,08864 | 0,36485 | 0,78766 | 0,52802 | 0,56315 | 0,43523 | 0,06513 | 0,50899 | 0,86432 | ||
0,43099 | 0,88373 | 0,80091 | 0,35058 | 0,35755 | 0,47556 | 0,98602 | 0,71744 | 0,70442 | 0,92312 | ||
0,88667 | 0,44515 | 0,80435 | 0,1714 | 0,32588 | 0,98708 | 0,9301 | 0,9858 | 0,23656 | 0,85664 | ||
0,87009 | 0,95736 | 0,7693 | 0,7109 | 0,27143 | 0,95229 | 0,24799 | 0,02313 | 0,17436 | 0,20273 | ||
0,70581 | 0,40618 | 0,16631 | 0,54178 | 0,44737 | 0,02544 | 0,81368 | 0,08078 | 0,4674 | 0,52583 | ||
0,03723 | 0,25551 | 0,03816 | 0,97612 | 0,99833 |
| 0,47619 | 0,12901 | 0,60179 | 0,2378 | ||
0,49943 | 0,30139 | 0,07932 | 0,29267 | 0,01934 | 0,19584 | 0,13356 | 0,35803 | 0,90284 | 0,97565 | ||
0,71559 | 0,30728 | 0,83499 | 0,65977 | 0,37442 | 0,72526 | 0,53123 | 0,99948 | 0,59762 | 0,19952 | ||
0,755 | 0,16143 | 0,79028 | 0,8179 | 0,57747 | 0,87972 | 0,54981 | 0,10079 | 0,1749 | 0,15215 | ||
0,59894 | 0,59543 | 0,13668 | 0,27197 | 0,51979 | 0,38403 | 0,23989 | 0,38549 | 0,82968 | 0,533 | ||
0,29757 | 0,26942 | 0,08736 | 0,15184 | 0,7365 | 0,5113 | 0,5916 | 0,89866 | 0,0603 | 0,88929 | ||
0,8765 | 0,08162 | 0,90596 | 0,70312 | 0,84462 | 0,07653 | 0,80962 | 0,96692 | 0,0703 | 0,6247 | ||
0,84094 | 0,70059 | 0,86833 | 0,23533 | 0,31749 | 0,2393 | 0,04763 | 0,89322 | 0,67576 | 0,38627 | ||
0,92101 | 0,17194 | 0,06003 | 0,99847 | 0,12781 | 0,38729 | 0,88072 | 0,92589 | 0,61828 | 0,36504 | ||
0,26641 | 0,99088 | 0,65294 | 0,37138 | 0,75881 | 0,12627 | 0,19461 | 0,69536 | 0,64419 | 0,82106 | ||
0,0492 | 0,91233 | 0,46959 | 0,14735 | 0,15153 | 0,28306 | 0,76351 | 0,28109 | 0,86078 | 0,45534 | ||
0,25417 | 0,9757 | 0,91045 | 0,09929 | 0,7514 | 0,23926 | 0,90282 | 0,99088 | 0,93605 | 0,03547 | ||
0,98874 | 0,96989 | 0,84371 | 0,87624 | 0,7409 | 0,71983 | 0,62424 | 0,6213 | 0,4447 | 0,74725 | ||
0,82127 | 0,82 | 0,84618 | 0,58572 | 0,56716 | 0,79862 | 0,49862 | 0,50702 | 0,31938 | 0,18336 | ||
0,26311 | 0,59516 | 0,98602 | 0,47197 | 0,31139 | 0,27631 | 0,64619 | 0,01504 | 0,77617 | 0,30219 | ||
0,76176 | 0,03499 | 0,17999 | 0,84361 | 0,63898 | 0,97861 | 0,6362 | 0,23931 | 0,87903 | 0,91566 | ||
Пример расчёта. Контейнеры IBB перевозятся железнодорожным транспортом (поездами, = 4 поезда/сутки) и автопоездами в составе тягач и два прицепа, на каждом из которых по одному контейнеру. Общее среднесуточное количество поездок автотранспорта = 116 автопоездов сутки (п. 1).
Продолжительность смены работы автотранспорта = 8 часов/смену, а число смен за сутки - две. Рассматриваем рабочий день (по заданию).
Для эффективной работы мультимодального (интермодального) транспортного коридора необходимо применить рациональное руководство перегрузочными процессами и взаимодействием видов транспорта, т.е. осуществить максимально возможную перегрузку контейнеров по «прямому» варианту автомобиль-вагон в течение 16 часов (2 * 8 = 16 ч.).
Число кранов на контейнерной площадке Kкр = 2 крана (п. 2).
В первые часы работы (начальный этап - один час) выполняется 5% общего количества поездок. Параметр Эрланга в начальный этап = 1, а в последующий этап (остальные 15 часов) = 2.
Распределение поездок по маркам автомобилей (например, VOLVO и МАЗ) составляют: VOLVO – 26%, МАЗ – 74% (таблица 4 задания).
Стоимость перегрузки одного контейнера по вариантам работы заданы в таблице 2 задания. Стоимость одного часа простоя подвижного состава – таблица 3 задания, а расходная ставка одного часа работы (простоя) крана – таблица 6 задания.
Порядок заполнения таблицы 9. Из таблицы 10 берется первое (одно, т.к. моделируется начальный этап с = 1) случайное число для определения времени прибытия на КП первой автомашины. По формуле 6.1 находится интенсивность ( ) и подставляется в формулу 6.2 для нахождения интервала = 18 мин. Первый автомобиль прибыл на КП в 8 часов 18 минут (таблица 9).
Второе случайное число укажет марку автомобиля. На долю автомашин марки VOLVO приходится 26% общего количества поездок, т.е. интервал от 0,000... до 0,25999... . В данном случае прибыл МАЗ (таблица 9).
Автотранспорт обслуживается при мультимодальных и интермодальных перевозках на железнодорожных станциях и в портах различными кранами (п. 2).
Время обслуживания одного автопоезда берется из 2-й практической работы
Имеем постоянно ввиду, что пока моделируется начальный этап (первые часы работы автотранспорта). При наступлении последующего этапа по заданию изменился параметр Эрланга ( = 2). При этом для определения интенсивности поступления автомобилей на КП ( ) используется в формуле 6.1 произведение следующих двух последовательно расположенных случайных числе (Rэ). [Примечание – порядок выбора случайных чисел из таблицы 9 (последовательно, по графам, по строкам) задается преподавателем].
Порядок построения графика работы контейнерной площадки (рисунок 14).
Готовится сетка графика на время работы автотранспорта за сутки с выделением в строке «Подача и уборка вагонов» числа перегрузочных путей. Из п. 2 известно число вагонов в одной подаче ( = 8 ваг./подачу), а также количество подач вагонов одного состава на КП. Время прибытия автомобилей по маркам из таблицы 9 (4-й столбец). При построении графика необходимо учитывать времена прибытия поездов в соответствии с определенным в третьей практической работе интервалом подвода железнодорожного состава.
В графе работа кранов учитывается только время на перегрузку контейнеров ( ), вспомогательные операции с автопоездом выполняются до и после перегрузки контейнера в процентном соотношении 50 на 50 %.
Для построения графика работы контейнерной площадки необходимы результаты моделирования (графы 4, 6, 7 таблицы 9).
7 Сравнение вариантов смягчения неравномерности работы автотранспорта по дням недели
Железнодорожный транспорт отличается от других видов транспорта сравнительной постоянностью работы в течении суток и по дням недели, имея при этом сезонные колебания. На автомобильном транспорте возможна неравномерностью функционирования по дням недели.
В связи со снижением объемов перевозки грузов автотранспортом в праздничные и выходные дни, чтобы компенсировать (Δнв), в рабочие дни недели недовыполненный в выходные дни объемы работы, автотранспорт должен иметь несколько большую нагрузку (объем работы), чем железнодорожный транспорт (рисунок 15). Для этого необходимо, чтобы недовыполненный объем (Δнв) работы за предыдущую неделю (выходные и праздничные дни) автотранспорт выполнил до окончания своей работы в пятницу текущей недели, в противном случае со временем произойдет переполнение («затаривание») грузом пункта стыкования.
Для смягчения неравномерности работы автотранспорта по дням недели, особенно в выходные и праздничные дни, т.е. для освоения дополнительного объема работы (Δнв) железнодорожные станции должны иметь или дополнительную складскую площадку на КП для выгрузки и хранения Δнв груза, или дополнительное путевое развитие для отстоя вагонов с Δнв грузом (вагоны как «склад на колесах»).
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс Пн Вт Ср |
автотранспорт ж.д. транспорт |
Vработы |
Δнв |
t, дни недели |
Рисунок 15 – График работы железнодорожного и автомобильного транспорта по дням недели
Примечание: Δнв – недовыполненный автотранспортом объем работы за субботу и воскресенье.
В обоих случаях освоения Δнв будут иметь место дополнительные расходы (S) на строительство и содержание устройств, а в последнем еще и расходы по простою подвижного состава (вагонов).
Приведенные годовые расходы на строительство и содержание дополнительной складской площади ( ) под объем работы Δнв можно определить по формуле:
, руб./год (7.1)
где | — | коэффициент дополнительной складской площади на проходы персонала, проезды автомашин, пожарную безопасность и т.д. (может быть принят Cg = 1,9/1,95); |
Ск — | площадь пола под один контейнер, м2/конт.: 3-х тонный Ск = 2,120·1,325 = 2,809 (м2); 5-ти тонный Ск = 2,100·2,650 = 5,865 (м2); 20-ти тонный Ск = 6,058·2,438 = 14,769 (м2); 25-ти тонный Ск = 9,125·2,438 = 22,247 (м2); 40-футовый (30-ти тонный) Ск = 12,192·2,438 = 29,724 (м2). | |
dскл — | число ярусов складирования контейнеров (αскл = 1-2); | |
— | число контейнеров в одном вагоне, конт./ваг.; | |
— | среднесуточное прибытие вагонов с контейнерами на станцию, ваг./сутки (п. 1); | |
, — | среднесуточное количество контейнеров (размерность – в вагонах), вывезенное автотранспортом, соответственно в субботу и воскресенье, определяемое как: | |
, ваг. (7.2) | ||
где | — | общее количество поездок автотранспорта за сутки (п. 1), поездок; |
, — | количество контейнеров соответственно на автомашине (автопоезде) и в вагоне, конт./п.с.; | |
— | процент снижения поездок автотранспорта в выходные дни (таблица 5 задания); | |
Kскл, Эскл — | капитальные затраты на строительство (руб.) и годовые эксплуатационные расходы на содержание (руб./год) одного кв. метра складской площади (таблица 5 задания); | |
Ен — | нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен = 0,1÷0,12). |
Дополнительный объем работы станции (Δнв) из-за неравномерности функционирования автотранспорта по дням недели равен:
, ваг. (7.3)
Приведенные годовые расходы на строительство и содержание дополнительного путевого развития станции ( ) под простой вагонов с объемом работы (вагоны как «склад на колесах») определяются из выражения:
(7.4)
где | — | средняя длина принятого к перевозке вагона (п. 1), м; |
Kп, Эп — | капитальные затраты на строительство (руб.) и годовые эксплуатационные расходы на содержание (руб./год) одного погонного метра пути (таблица 5 задания). |
Годовые расходы станции по дополнительному простою вагонов «как склад на колеса» ( ) из-за неравномерности работы автотранспорта по дням недели могут быть определены как:
, руб./год (7.5)
где | 52 — | количество недель в году, нед./год; |
— | стоимость одного часа простоя вагона, руб./ваг.-час (таблица 3 задания); | |
Вн — | недельные дополнительные вагоно-часы простоя вагонов с объемом груза из-за аритмии работы автотранспорта, определенные по формуле: |
(7.6)
где | — | продолжительность работы автотранспорта за сутки (час/сутки), определяемая как: |
, (7.7)
где | — | продолжительность смены работы автотранспорта, час/смена (таблица 4 задания); |
— | число смен за сутки, смен сутки (по заданию); | |
1,5 и 0,5 — | средний простой вагонов до понедельника, прибывших соответственно в субботу и воскресенье, сутки; | |
— | средний простой вагонов, прибывших в предыдущие субботу и воскресенье, контейнеры из которых должны быть вывезены автотранспортом в течение следующей рабочей недели до окончания его работы в пятницу, час; | |
4 — | понедельник, вторник, среда, четверг; | |
8 — | пятница с 0 часов до начала работы автотранспорта. |
Экономическая оценка и выбор рационального варианта смягчения неравномерности работы автотранспорта по дням недели устанавливаются путем сравнения расходов из выражения:
, (7.8)
Пример расчёта . Контейнеры IBB перевозят железнодорожными вагонами = 231 ваг./сутки и автопоездами (тягач и два прицепа) = 116 авт./сутки. В вагоне – один контейнер, в автопоезде – два контейнера ( = 2 конт./п.с.; = 1 конт./п.с.) (п. 1). Из рисунка 4 длина платформы по осям автосцепок = 14,62 м.
Из задания таблица 5 снижение поездок автотранспорта в выходные дни по сравнению с буднями составляет = 10%, = 15%. Контейнер 25-ти тонный с Ск = 22,247 м2/конт. и = 1.
Принимаем Cg = 1,9 и Ен = 0,12. Капитальные затраты и эксплуатационные составляют Кскл = 430 тыс. руб./м2, Kп = 490 тыс. руб./пог.м, Эскл = 43 тыс. руб./год, Эп = 49 тыс. руб./год. Из задания имеем продолжительность работы автотранспорта за сутки = 8·2 = 16 часов/сутки и автотранспорт начинает работать в 8 часов утра. Из таблицы 3 задания стоимость одного часа простоя подвижного состава равна lв-ч = 43 руб./ваг.-час, lа-ч =25 руб./авто-час.
По формуле 7.2 определяем объем работы автотранспорта в выходные дни (имеем в виду, что на автопоезде два контейнера):
ваг.,
ваг.
Из выражения 7.3 находим дополнительный объем работы станции из-за неравномерности функционирования автотранспорта по дням недели:
= 2·231 – 209 – 197 = 56 ваг.
По формуле 7.1 устанавливаем приведенные годовые расходы на строительство и содержание дополнительной складской площади:
тыс.руб./год
Из выражения 7.6 находим недельный дополнительный простой вагонов как «склад на колесах»:
Находим годовые расходы станции по дополнительному простою вагонов (формула 7.5):
руб./год=10196,16 тыс. руб./год
По формуле 7.4 определяем приведенные годовые расходы на строительство и содержание дополнительного путевого развития станции:
тыс.руб./год
Проводим сравнение вариантов (формула 7.8) для выбора рационального:
223925,84 (10196,16 + 88258,02)
223925,84 > 98454,18
Вывод – рациональным является строительство дополнительного путевого развития для смягчения неравномерности работы автотранспорта по дням недели.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 669.