Смешанные (мультимодальные и интермодальные) железнодорожно-водные перевозки обуславливают перегрузку грузов в пунктах стыкования и взаимодействия этих видов транспорта в портах. Для снижения стоимости и себестоимости перевозок организация работы порта и станции примыкания базируется на едином технологическом процессе (ЕТП) в основу которого положен контактный график (КГ) подвода судов и поездов и их обработки в пункте перегрузки при согласовании расписаний движения (рисунок 12).
ЕТП и КГ позволяют существенно сократить непроизводительные простои подвижного состава и технического оснащения порта в ожидании начала и по окончании грузовых операций, а перегрузки выполнять по «прямому» варианту из одного подвижного состава в другой.
Поскольку расходы на содержание судов, масса перевозимых ими грузов (а значит и общая стоимость грузов) значительно превышают аналогичные расходы по другим видам транспорта, в т.ч. железнодорожного, то приоритетным для обслуживания является водный транспорт.
Порядок построения контактного графика на 24 часа. Из п. 1 имеем среднесуточное отправление поездов, судов и количество контейнеров в них. Из п. 2 - число перегрузочных путей на причале, их длина, количество подач вагонов одного состава и число вагонов в одной подаче, время на грузовые и вспомогательные операции с судами и поездами в пункте перегрузки контейнеров, марка и количество кранов в порту. В третьем пункте рассчитан рациональный (равномерный или сгущённый) интервал подвода составов.
Рисунок 12 – Фрагмент контактного графика взаимодействия железнодорожного и водного транспорта при согласовании расписаний движения судов и поездов при двух перегрузочных путях и двух маневровых локомотивах
От момента прибытия судна в порт до момента начала выполнения с ним грузовых операций на причале и от момента окончания грузовых операций до отправления судна в рейс выполняется ряд вспомогательных операций (установка на рейде, швартовка, осмотр судна, открытие и закрытие люков, отшвартовка и т. д.). Вагоны со станции примыкания передачами подаются на портовую железнодорожную станцию.
Поскольку причал порта является фактическим местом перегрузки контейнеров, то необходимо определить технологический интервал ( ) его занятия обработкой одного судна:
, час (5.1)
где | — | продолжительность грузовых (операций с одним судном); |
— | продолжительность перерывов в обработке судна из-за работы крана, час. |
Продолжительность перерывов в обработке судна определяется по формуле:
, час (5.2)
где | — | коэффициент использования крана по времени (задание таблица 6); |
— | продолжительность работы грузового фронта за сутки, час; | |
— | расчетное число кранов (п. 2); | |
— | среднесуточное количество отправляемых судов за сутки (п. 1). |
Необходимо сравнить интервал отправления ( ) принятый в пункте 3 с технологическим интервалом занятия причала ( ). Если имеем соотношение < , то необходимо рассчитать потребное количество причалов ( ), либо принять меры по увеличению или уменьшению .
Потребное число причалов (с округлением в большую сторону до целого числа) определяется по формуле:
(5.3)
Перегрузка контейнеров по «прямому» варианту с железнодорожного на водный транспорт возможна только при одновременной обработке вагонов и судов. Для этого необходимо согласование расписаний прибытия поездов на станцию примыкания и судов в порт, времени постановки судна к причалу и подачи вагонов на перегрузочные пути порта для начала грузовых операций с учетом продолжительностей вспомогательных операций. С этой целью разрабатывают контактный график взаимодействия железнодорожного и водного транспорта.
После построение КГ взаимодействия (рисунок 12) рассчитываются его показатели: общий простой судов и вагонов (5.4), средний простой одного судна и одного вагона (5.5), расходы порта по простою подвижного состава, работе кранов и перегрузке контейнеров (4.1).
Общий простой всего подвижного состава за расчетное время (например, сутки) определяется из выражения:
составо-час (5.4)
где | — | суммарный простой всех транспортных единиц под грузовыми операциями за расчетное время, составо-часы; |
— | суммарный простой всех транспортных единиц в ожидании начала грузовых операций за расчетное время, составо-часы. |
Средний простой ( ) одной транспортной единицы под грузовой операцией и в ожидании ее выполнения рассчитывается из выражения
, час/ед. п.с. (5.5)
Однако в реальных условиях из-за многочисленности взаимодействующих звеньев управления, многофакторности условий перевозочного процесса различных сбоев и отказов происходит рассогласование расписаний движения, времени подачи к грузовому фронту судов и вагонов, продолжительности грузовых и вспомогательных операций, что значительно затрудняет организацию перегрузки по «прямому» варианту, в этом случае порт имеет дополнительные расходы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 950.