Международный обычай как источник международного частного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Соотношение понятий «международный обычай», «международный торговый обычай» и «обычай»;

2. Международные торговые термины;

3. Кодификации международных торговых обычаев.

 

 

Вопрос 1

Соотношение понятий «международный обычай», «международный торговый обычай» и «обычай»

 

Согласно ст.38(b) Статута МС ООН, под международным обычаем понимается доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Именно о международных обычаях говорится в п.4 ст.15 Конституции РФ как об «общепризнанных принципах и нормах международного права». Международные обычаи являются частью правовой системы РФ. Международный обычай является правилом поведения, обязательным для всех, то есть в нем содержится норма права.

Из числа международных обычаев выделяют международные торговые обычаи.

Международный торговый обычай, в отличие от международного обычая, может формироваться в отношениях с участием любых несуверенных субъектов (юридические лица, физические лица, ТНК, МНО и др.). Международный обычай всегда требует признания его юридической силы, санкционирования со стороны государств. Характерной же чертой международного торгового обычая является то, что государства непосредственно не одобряют их, а допускают их применение в международных отношениях и в своих правовых системах. Как отмечает Н.Г. Вилковой, «государства, таким образом, высказывают молчаливое одобрение обычаям, формирующимся в трансграничных отношениях, поскольку не принимают императивных норм, исключающих формирование соответствующей практики».

 

В качестве примеров международных торговых обычаев можно привести:

 

1) «Инкотермс» - международные правила толкования торговых терминов, изданные Международной торговой палатой в Париже.

2) «Принципы международных коммерческих договоров», разработанные УНИДРУА в 1994 г.

 

Обычаи делового оборота – внутренние обычаи (внутригосударственные) которые могут действовать для регулирования международных отношений, в которые вступают граждане и юридические лица. Согласно ст.5 ГК РФ, обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

 

Если схематично отображать соотношение трех указанных понятий, то схема будет выглядеть таким образом:

 

 

Обычай как источник МЧП  

Обычай делового оборота
Международный обычай

Международный торговый обычай

Вопрос 2

Международные торговые термины

Инкотермс (International commerce terms) – товарный знак Международной торговой палаты. Это свод правил с терминами, применяющийся в национальной и международной торговле.

Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах. Последняя редакция – 2010 г. Сфера действия терминов из сборника Инкотермс 2010 касается прав и обязанностей всех задействованных сторон, заключающих договоры купли-продажи. Новые правила с поправками начали действовать 1 января 2011 года.

Целью Инкотермс является разработка свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Тем самым неуверенность в различном толковании подобных терминов в отдельных странах может быть сведена к нулю или в значительной степени уменьшена.

Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

 

Структура Инкотермс 2010 (Incoterms 2010):

 

- группа Е: обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя;
- группа F: обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка им не оплачена;
- группа С: продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков;
- группа D: расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие).

 

В ИНКОТЕРМС-2010 новый текст делит условия поставки на две большие категории:

1) Доставка любым видом транспорта (морским, автомобильным, воздушным, железнодорожным).

К этой категории относятся условия: EXW, FCA, СРТ, CIP, DAT, DAP, DDP.

Данные термины могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки и независимо от того, используется один или несколько видов транспорта, а также если морская перевозка вообще отсутствует. Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены, когда частично при перевозке используется судно;

2) Доставка по морю и внутренним водным путям.

В эту группу входят термины: FAS, FOB, CFR; CIF.

В данном случае пункт поставки и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, и поэтому эти термины именуются "морские и внутренние водные правила".

 

Также все используемые термины ИНКОТЕРМС можно разделить на две больших группы:

1) Термины отгрузки (Shipment Contracts), которые включают в себя группы "E", "F" и "С";

2) Термины доставки (Arrival Contracts), которые включают в себя группу "D".

Распределение базисных условий поставки между этими группами происходит в зависимости от момента, когда обязанности продавца по поставке товаров считаются исполненными.

 

Рассмотрим более подробно содержание терминов.

                                                                                   

Группа «Е»

Группа "Е" предусматривает минимальные обязанности продавца по реализации товаров. Данная группа терминов состоит из одного условия поставки "EXW" – франко-завод (EXWorks) и заключается в предоставлении продавцом покупателю товара непосредственно на своем предприятии (завод, фабрика, складские помещения, терминалы и т.п.). Помимо этого продавец должен обеспечить за свой счет упаковку товара (это зависит от специфики продукции, как правило, предполагается применение продавцом минимальной упаковки своего товара, для того чтобы обеспечить погрузку). Все остальные обязанности, такие как транспортировка, таможенная очистка, полностью несет покупатель. В коммерческих документах такая поставка обозначается "EXW – название места (пункта доставки)". Эти условия поставок могут использоваться на любых видах транспорта, так как не важно, каким образом покупатель будет транспортировать товар.

Это условие выгодно продавцу, поскольку налагает на него минимум обязанностей – только предоставить товар на своем предприятии в распоряжение покупателя. При этом продавец не отвечает за погрузку товара на предоставленное покупателем транспортное средство. Все риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения, несет покупатель.

 

Группа «С» и группа «F»

 

Группа "С" и группа "F" налагают на продавца более широкие обязанности, при исполнении которых он обязан передать товар либо перевозчику, который может избираться как продавцом, так и покупателем. На перевозчика также могут быть возложены обязанности по страхованию груза.

 

Группа терминов "F"

 

Группа терминов "F" (основная перевозка не оплачена продавцом, т.е. продавец оплачивает транспортировку и несет риски до промежуточного пункта отгрузки) включает три условия поставки.

 

1)  Условие поставки FCA – франко-перевозчик (Free Carrier (... named place) "Свободно у перевозчика" (... название места)): продавец товара проводит таможенное оформление и доставляет груз указанному покупателем перевозчику до названного места, т.е. выполняет свое обязательство по поставке. Этот термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

2) Условие поставки FAS (Free Along side Ship) (... named port of shipment) – "Свободно вдоль борта судна" (... название порта отгрузки), в соответствии с которыми считается, что продавец выполнил свои обязательства по доставке товара в тот момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах (в согласованном порту отгрузки). Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения.

3) Условие поставки FOB (Free On Board) (... named port of shipment) – "Свободно на борту" (название порта отгрузки), в соответствии с которым продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки, плюс саму погрузку на борт. Покупатель оплачивает перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения. Передача рисков происходит в момент, когда груз пересекает борт судна. Международный термин FOB может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

 

Группа терминов "С"

Группа терминов "С" (основная перевозка оплачена - расходы продавца продлеваются до места назначения, но риски передаются на промежуточном, внутреннем пункте отгрузки, как при базисных условиях группы "F") включает четыре условия поставки.

 

1) Условия поставок CFR (Costand Freight) – "Стоимость и фрахт". В ИНКОТЕРМС-2010 данный термин означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки и обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения. Риск повреждения товара или его потери, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

2) Термин CIF (Cost Insurance Freight) – "Стоимость, страхование и фрахт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки, а продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы, а также стоимость страховки для морских перевозок. Условия поставки CIF в значительной степени идентичны условиям CFR. Чаще всего данный термин используется для обычного морского транспорта.

3) Термин СРТ (Carriage Paid То...) (... named place of destination) – "Перевозка оплачена до ..." (... название места назначения) означает, что продавец доставит товар указанному в договоре перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до указанного пункта назначения. Эnо означает, что покупающая сторона берет на себя все риски повреждения или потери товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них.

4) Термин CIP – (Carriage and Insurance Paid To) (... named place of destination) – "Перевозка и страхование оплачены до... (... название места назначения) означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику и оплатит расходы, связанные с перевозкой товара до указанного пункта назначения.

Следует уточнить, что при выборе базисов доставки из группы "С" на продавца возлагается возмещение расходов по страхованию и перевозке.

При использовании условий поставки группы "С" обязанность продавца по поставке товара считается выполненной даже в том случае, если после момента отгрузки товар был утерян или уничтожен, что нельзя сказать при использовании терминов группы "D", поскольку в случае утраты товара после отгрузки обязанности продавца не считаются исполненными.

 

Группа терминов "D"

При использовании группы "D" обязанности продавца становятся максимальными и включают в себя уже передачу товаров покупателю в точке назначения (населенном пункте или терминале). Данная группа включает три условия поставок.

1) Термин DAP – "Delivered At Piont" (... named point of destination) "Поставка в пункте" (... название пункта) означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в указанное в договоре место. Данные условия поставок могут быть использованы независимо от избранного вида транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта.

2) Условие поставок DAT – "Delivered At Terminal" (... named terminal of destination) – "Поставка на терминал" (... название терминала). Этот термин означает, что продающая сторона выполнила свое обязательство по поставке и предоставила покупателю товар, разгруженный с транспортного средства в договоренном терминале указанного места назначения (терминал находится на границе, и в договоре нужно указать название терминала).

3) Термин DDP – "Delivered Duty Paid" (... named place of destination) – "Поставка с оплатой пошлины" (... название места назначения) употребляется с указанием места прибытия. Ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в согласованное место в стране покупателя. При этом все риски, расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т.д.), ответственность за повреждение или потерю товара, включая пошлины и прочие выплаты, выплачиваемые при импорте, а также ответственность за таможенное оформление груза до этого момента несет продавец. Данные условия поставки могут применяться при перевозке груза любым видом транспорта.

 

Следует уточнить, что при использовании терминов группы "D" в случае утраты или повреждения товаров до их прибытия в пункт назначения считается, что продавец не исполнил свои обязанности и должен нести ответственность за нарушение условий исполнения контракта. Согласно общей деловой практике в таких случаях продавец обязан поставить покупателю новые товары взамен утраченных или поврежденных.

 

 




Вопрос 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 295.