Место международного законодательства в правовой системе Российской Федерации определяет ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Если говорить о соотношении Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, то следует подчеркнуть, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Никакие акты не должны противоречить Констиитуции (ч.1 ст.15 КРФ). Следовательно, общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов после Конституции РФ.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 №101-ФЗ.
Преамбула ФЗ-101 подчеркивает: «Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.
Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств».
ФЗ-101 определяет понятие международного договора, практически дублирующее положения Венской конвенции 1969 г.
Ч.3 ст.5 ФЗ-101: Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Исходя из положений указанной нормы, можно сделать вывод, что есть международные договоры, которые требуют издания внутригосударственного акта, а есть те международные договоры, которые применяются непосредственно и издания внутригосударственного акта не требуют.
В случае несоответствия международного договора правилам, предусмотренным законодательством РФ, предложения о заключении таких договоров представляются Президенту РФ или в Правительство РФ по согласованию с Министерством Юстиции РФ (дает заключения на соответствие международного договора законодательству РФ).
Ратификация осуществляется в форме ФЗ. Ст.15 101-ФЗ устанавливает перечень договоров, подлежащих ратификации. Для ратификации договоры вносятся Президентом/Правительством/МИДом через Президента или Правительство в Государственную Думу. Далее после принятия ГД решения федеральные законы о ратификации направляются на рассмотрение в Федеральное Собрание. Далее фз аправляется Президенту, который подписывает ратификационную грамоту (скрепляется печатью Президента и подписью министра иностранных дел).
Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с ФЗ-101 и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.
Где публикуются вступившие в силу международные договоры:
- официальное опубликование по представлению МИД РФ в Собрании законодательства Российской Федерации.
- официальное опубликовывание в Бюллетене международных договоров и размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Билет 13
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.