Краткая характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Транспортная катастрофа – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель и нанесение ущерба здоровью людей, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств, нанесение ущерба окружающей природной среде. Транспортные аварии и катастрофы разделяют по видам транспорта, на котором они произошли (автомобильном, железнодорожном, авиационном, морском и речном, а также – на трубопроводах), и/или по поражающим факторам опасных грузов.

Особенности транспортных происшествий зависят от вида транспортного средства, его скорости движения, количества пассажиров, возможности быстрого доступа к очагу бедствия спасателей и медицинских работников и многих других причин.

Транспортный травматизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой для большинства развитых стран современного мира. Миллионы раненых и погибших, высокий процент инвалидизации, астрономические показатели материальных потерь – все это является причиной особой озабоченности мирового сообщества. На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тыс. человек и почти 8 млн. – получают травмы.

Из всех чрезвычайных ситуаций происшествия, связанные с различными транспортными и дорожно-транспортными объектами, занимают ведущие место, как по частоте, так и по числу санитарных потерь и количеству погибших. По обобщенным литературным данным установлено, что антропогенные (техногенные) катастрофы, при которых погибало 10 и более пораженных, возникали в 1,4 раза чаще, чем природные. При этом среди техногенных катастроф преобладали катастрофы на транспорте. На них приходилось 65,7% от всех техногенных катастроф.

Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составили 94,2%, тогда как на водном транспорте – 3,9% , на авиационном – 1,4% , на железнодорожном – 0,5%.

На основании многолетних статистических данных было установлено, что на 1 млн. чел/час при передвижении на мотоциклах происходит 9,0 несчастных случаев; на частном автомобильном транспорте – 6,0; на самолетах – 1,0; на железной дороге 0,05; на автобусах – 0,03.

Дорожно-транспортные катастрофы

Автомобилизация современного общества породила множество проблем, важнейшие из которых – безопасность движения и дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

Под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором имеются пораженные, погибшие люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. Погибшим в дорожно-транспортной катастрофе считается лицо, погибшее на месте происшествия, либо умершее от его последствий в течение 7 последующих суток.

В большинстве случаев ДТП обходятся без травм или гибели участников дорожного движения (дорожно-транспортная авария) и заканчиваются лишь повреждением транспортных средств либо дорожных сооружений.

Динамика числа пораженных в ДТП на 100 тыс. человек населения за период 1985–2005 гг. в России следующая: минимум (119, 7) – в 1985 г., максимум (169,6) – в 1991 г., в 1997 г. – 138, 9, в 2005 г. – 138,1 человек.

Количество погибших среди всех лиц, пострадавших в ДТП, составляет 14,6-25,2%, что в 5-10 раз превышает аналогичные показатели экономически развитых стран мира.

Только в 2005 г. в РФ в ДТП погибло более 35 тыс. человек и около 200 тыс. получили травмы, а материальный ущерб от ДТП составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей – 227,7 млрд.

Распределение смертности от тяжелых повреждений в России в зависимости от времени наступления смерти выглядит следующим образом:

- 50% пострадавших погибает в течение первых минут на месте происшествия;

- 30% - в первые 2 часа после травмы;

- 20% - в течение 5 суток после травмы.

Таким образом, большинство пострадавших погибает на догоспитальном этапе, половина из них - не дождавшись прибытия медицинских работников. Следовательно, оказание первой помощи пострадавшим в первые минуты после травмы имеет высокую значимость для спасения жизни и здоровья.

Своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим предупреждает ухудшение состояния организма и способно повлиять на весь процесс его дальнейшего лечения. Одна из важнейших групп потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП – водители транспортных средств. Частота и качество оказания первой помощи водителями транспортных средств находятся на крайне низком уровне, что говорит о наличии существенных недостатков в системе подготовки, оснащения и нормативного обеспечения оказания первой помощи.

В рамках реализации программы чиновники пытаются сократить время прибытия экстренных служб к месту ДТП, МЧС стало организовывать вертолетные площадки, а Минздрав — открывать специализированные травматологические центры вдоль автомобильных трасс для оказания помощи раненым в ДТП. За счет средств программы оснащается техникой ГИБДД, создаются учебные центры по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи, модернизируются светофоры.

 Для совершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на базе территориального центра медицины катастроф Белгородской области развернут центр спутникового мониторинга GPS, который позволяет осуществлять мониторинг передвижения 146 автомобилей медицинских учреждений области. Результатом внедрения вышеуказанной системы явилось сокращение времени прибытия бригад скорой медицинской помощи к месту ДТП на 5-10 минут.

ДТП в нашей стране подразделяют на следующие виды: наезд на пешеходов, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство и прочие, куда включаются случаи наездов на велосипедистов, на гужевой транспорт, на животных, падение пассажира и др. Основными видами ДТП является наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По многолетним данным большинство ДТП (от 60 до 75%) совершается по вине водителей транспортных средств. Наибольшую угрозу для окружающих представляют водители, не имеющие права управлять транспортными средствами или без соответствующей категории (27,1%), а также водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения (23,1%).

Следующая по частоте причина - превышение установленной скорости движения транспортного средства (20,3%). Остальные нарушения составляют значительно меньше процентов: - нарушение правил обгона, выезда на полосу встречного движения – 11,0%; - нарушение правил маневрирования – 9,7%; - нарушение правил проезда перекрестков, несоблюдение очередности проезда – 4,2%; -нарушение правил проезда пешеходных переходов – 2,3%; - несоблюдение дистанции – 2,3%.

Приведенные соотношения основных видов нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств прослеживаются и за последние годы.

По вине пешеходов происходит также значительное число ДТП: за период с 1992 по 1996 гг. их процент колебался от 26,6 до 27,7. Основными видами нарушений правил дорожного движения пешеходами, приводящим к ДТП, являются: переход дороги в неустановленном месте; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев, сооружений и тому подобное; нетрезвое состояние; неподчинение сигналам регулирования дорожного движения. Следует отметить, что причинами некоторых ДТП по вине пешеходов могут быть не одна, а несколько, в связи с чем при анализе подобных ситуаций каждое из подобных нарушений фиксируется отдельно.

С ростом числа автомобильного парка отмечается возрастание количества погибших и раненых в ДТП, однако в расчете на одного жителя страны пропорции роста неравнозначны. В некоторых странах мира (Италия, Франция, США и др.) за период с 1996 по 2006 гг. среднее увеличение числа автомобилей составило 85% на одного жителя, а количество погибших и раненых за тоже время увеличилось лишь на 23-32%.

Кроме количества автомобилей и интенсивности движения на безопасность движения еще влияет целый ряд факторов, в том числе скорость движения транспорта и состояние дорожной сети.

В большинстве стран мира существует ограничение скорости транспорта в населенных пунктах в связи с наличием в них большого числа пересечения улиц и дорог, а также потока пешеходов. В разных странах скорость на улицах населенных пунктов различна, но нигде максимальная скорость не превышает 60 км/час. На дорогах вне населенных пунктах скорость движения транспортных средств во многих странах мира не ограничивается. Согласно правилам дорожного движения, водителю вменяется в обязанность выбирать такую скорость, чтобы он был в состоянии выполнить необходимые действия по управлению транспортным средством.

Частота ДТП и тяжесть их последствий зависят также от качества автомобильных дорог: их ширины, профиля, вида покрытия, освещенности, наличие тротуаров или специальных дорожек для пешеходов и прочих показателей.

Кроме того, для предотвращения ДТП в автомобилестроении применяются меры активной безопасности (надежность тормозов и работы двигателей, совершенные системы управления автомобилем и т. п.) и пассивной безопасности автомобиля (ударопоглощающие кузова, телескопическая рулевая колонка, гидравлические и телескопические бамперы и др.).

Наряду с совершенствованием конструкций автомобиля необходимо постоянное поддержание его в технически исправном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации.

При организации медико-санитарного обеспечения пораженным при ЧС дорожно-транспортного характера первоочередным является информация о величине и структуре санитарных потерь.

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о значительной вариабельности количественных и качественных показателей этого вида травматизма.

По соотношению числа раненых и погибших можно судить об уровне организации медицинской помощи, качестве диагностики и лечения пострадавших в ДТП: чем выше уровень ее организации и лучше отработаны лечебные и лечебно-эвакуационные технологии, тем меньше количество безвозвратных потерь, что в данном соотношении проявляется в виде возрастания числа раненых по отношению к одному погибшему.

При этом величина санитарных потерь при ЧС дорожно-транспортного характера может достигать нескольких десятков человек.

Каждый вид катастрофы обладает, как правило, специфическим для него поражающим фактором, а нередко многофакторностью воздействия на людей. При дорожно-транспортных в структуре санитарных потерь преобладают механические травмы различной степени тяжести, а также возможна их комбинация с термическими ожогами и отравлениями вследствие пожаров, часто возникающих при этих катастрофах.

Кроме того, психотравмирующий поражающий фактор сопровождает практически все бедствия, что позволяет говорить, с учетом вышеизложенного, о преобладании в структуре санитарных потерь комбинированных поражений.

В структуре санитарных потерь по характеру поражений при катастрофах с преобладанием динамического (механического) поражающего фактора чаще регистрируются множественные и сочетанные поражения по сравнению с изолированными).

Большинство повреждений, полученных при дорожно-транспортных происшествиях – это сочетанные черепно-мозговые травмы (например, при травмах таза повреждения головы имеют место у 84%, при травмах верхних конечностей повреждения головы наблюдаются у 88,1% и т. д.).

Наряду с этим травмы, полученные внутри транспортного средства, относятся к менее тяжелым повреждениям, чем травмы, полученные пешеходами. Однако при столкновении нескольких транспортных средств одновременно травмируется несколько человек.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений: от прямого удара транспортным средством, от общего сотрясения тела человека вследствие удара, от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету и от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытия дороги.

Механизм возникновения повреждений, локализация и их тяжесть зависят от вида дорожно-транспортного происшествия, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП соответствуют конкретному механизму аварии. В условиях одного и того же вида происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Сравнение видов повреждений указывает, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) – переломы различной локализации, а более 42% – разрывы внутренних органов и раны.

У пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций имеют место до 57%, переломы различной локализации – у половины. Частота остальных тяжелых поражений значительно ниже, чем в группе погибших лиц.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившееся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Повреждения отдельных анатомо-функциональных областей у всех пострадавших в ДТП отмечаются со следующей частотой: голова – 91,5%, шея – 2,5%, грудная клетка – 41,5%, живот – 20,6:, таз – 26,6%, верхние конечности – 22,4%, нижние конечности – 56,9%.

Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, – сочетанные черепно-мозговые травмы.

При сочетанных травмах таза повреждения черепа имеют место у 84%, нижних конечностей – у 36%, живота – у 32,4%, верхних конечностей – у 16% без статистически достоверных различий по виду ДТП. При сочетанных травмах верхних конечностей повреждения головы наблюдаются у 88,1%, шеи – у 2,1%, грудной клетки – у 29,5%, нижних конечностей – у 51,8% без статистических различий по виду ДТП. Однако частота травм живота и таза оказалась значительно большей у пешеходов – 18,3% и 25% соответственно, чем у других участников ДТП – 2,3% и 10,1%.

Летальность от ДТП в городах достаточно высока и колеблется от 11,8% до 38,7%.

Авиационные катастрофы

Авиационное происшествие – событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна и происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия могут возникать на любой фазе эксплуатационного цикла летательных аппаратов: в момент запуска двигателя, на рулежке, на взлете, во время полета и при посадке, вплоть до выключения двигателей. Авиационные происшествия подразделяют на лëтные и наземные.

Под лëтным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой травмирование или гибель находившихся на борту воздушного судна людей или повреждение (разрушение) самого воздушного судна.

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна лëтные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка – авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, а привело к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария – авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель экипажа и пассажиров, но создающее угрозу жизни и здоровью людей и приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Авиационная катастрофа – авиационное происшествие, которое повлекло за собой человеческие жертвы (гибель членов экипажа или пассажиров), нанесение ущерба здоровью людей при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 суток с момента происшествия.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными, при анализе характеризуются скромными, по сравнению с другими транспортными происшествиями, средними показателями числа санитарных потерь. В авиационной катастрофе важен горестный результат – почти 100% гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь редки, хотя размеры санитарных потерь могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне. В связи с тем, что число пассажиров, размещаемых в современных самолетах, значительно увеличилось, возросло и число жертв авиакатастроф.

По данным МЧС России ежегодно в мире в среднем происходит около 60 катастроф воздушного транспорта, из которых в 58,3% случаев гибнут все пассажиры и экипаж.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле и половина – в воздухе на различных высотах, нередко над труднодоступной территорией земли и над водной поверхностью.

По данным доклада Межгосударственного авиационного комитета, одной из многих причин авиационных происшествий в России является изношенность самолетов и человеческий фактор.

За последнее десятилетие в России произошло несколько крупных авиапроисшествий с большим количеством человеческих жертв.

 4 июля 2001 г. при ночном заходе на посадку в аэропорту Иркутска разбился Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа». На борту лайнера находились 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Никто не выжил.

 В 2004 г. два лайнера - Ту-134 и Ту-154 - потерпели крушение в результате террористических актов. В результате двух катастроф погибли 90 человек.

 3 мая 2006 г. при заходе на посадку в аэропорту Сочи в условиях плохой погоды и плохой видимости потерпел катастрофу «Аэробус A-320» армянской авиакомпании Armavia. Самолет упал в воды Черного моря. Погибли 113 человек.

 9 июля 2006 «Аэробус A-310» авиакомпании «Сибирь» (ныне S7), следовавший из Москвы, не смог остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражи. В результате погибли 125 из 203 человек, находившихся на борту.

22 августа 2006 г. Ту-154 «Пулковских авиалиний», выполнявший рейс Анапа - Санкт-Петербург, разбился под Донецком. Авиакатастрофа унесла жизни 170 человек.

В 2008 году лайнер с 82 пассажирами и шестью членами экипажа потерпел крушение в Перми. Никто не выжил. Причиной произошедшего стала потеря пространственной ориентировки пилотами «Боинга».

2010 год – Тe-154 – авиакатастрофа под Смоленском. 96 человек, погибли все. На борту были польский президент и другие высокопоставленные лица.

С начала 2011 года в результате по меньшей мере 15 катастроф с участием российских воздушных судов погибли более 120 человек. Эта статистика не включает в себя катастрофы военных самолетов и вертолетов. Ранее, выступая на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи, вице-премьер России Сергей Иванов сказал, что, по данным на 11 августа число авиационных происшествий в России с гражданскими воздушными судами с начала 2011 года выросло на 53% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. «Количество катастроф увеличилось в 2,2 раза, число погибших в них - в четыре раза», - отметил вице-премьер

1 января самолет Ту-154Б-2, выполнявший рейс Сургут—Москва, загорелся после запуска двигателей. 3 человека погибли, более 40 получили ожоги и отравление угарным газом. Причиной инцидента были проблемы с электропроводкой.

15 февраля в Ставропольском крае упал вертолет Ми-28Н. На высоте 400 м у него заклинило рулевой винт, вертолет стал вращаться и рухнул на землю, командир экипажа погиб, штурман-оператор получил тяжелые травмы.

5 марта в Белгородской области самолет Ан-148-100Е развалился в воздухе. Погибли все шесть членов экипажа — четверо россиян и двое пилотов Республики Мьянма. Причиной катастрофы стало превышение экипажем скорости при экстренном снижении.

20 июня летевший из Москвы самолет Ту-134А-3 разбился при заходе на посадку неподалеку от аэропорта Петрозаводска. Погибли 47 из 52 человек на борту. По предварительной версии, причиной катастрофы могла стать ошибка пилота или сложные погодные условия.

23 июня под Астраханью во время испытательного полета разбился истребитель МиГ-29, приписанный к Государственному летно-испытательному центру имени Валерия Чкалова при Минобороны РФ. Оба пилота погибли. В августе комиссия отчиталась об окончании расследования ЧП, однако его причины не уточнила.

11 июля Ан-24РВ, выполнявший рейс по маршруту Томск—Сургут, совершил вынужденную посадку на реку Обь близ Нижневартовска из-за пожара в двигателе. В катастрофе погибли 7 и пострадали 30 человек. Всего на борту находились 33 пассажира и 4 члена экипажа. Причиной аварии стала стружка, попавшая в масло в левом двигателе самолета.

9 августа транспортный самолет Ан-12А совершал рейс по маршруту Комсомольск-на-Амуре—Магадан. Над Омсукчанским районом Магаданской области у самолета произошла утечка топлива, загорелся двигатель, затем самолет развалился на части в воздухе. Все 11 человек на борту погибли.

22 августа самолет Ан-2 с рыбаками на борту приводнился на озеро в Туве. Один человек погиб, семеро ранены.

26 августа в Приморском крае упал вертолет Ми-24, принадлежащий 575-й авиабазе армейской авиации, погиб борттехник, два пилота выпрыгнули с парашютами и остались живы.

28 августа в Краснодарском крае разбился еще один Ан-2. Один человек погиб, еще один получил ранения.

6 сентября в Пермском крае разбился истребитель МиГ-31, оба пилота погибли.

7 сентября 2011 года под Ярославлем разбился и сгорел самолёт Як-42Д, перевозивший команду хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) из Ярославля в Минск. Погибли 44 человека, выжил один.  

Терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле (при падении на жилые застройки); не исключено и разрушение производственных объектов. Так, в 1994 г. под Иркутском при падении самолета Ту-154 погибло 125 человек, из них 1 местный житель, случайно оказавшийся на месте происшествия. 7.12.1997 г. на жилой массив Иркутска при взлете рухнул самолет Ан-124 «Руслан». Авиакатастрофа унесла жизни более 70 человек. В 1988 г. в результате террористического акта на жилые кварталы шотландского г. Локерби с высоты 10 тыс. м упал «Боинг-747» с 258 пассажирами на борту и вместе с ними погибли 15 местных жителей города.

Железнодо рожные катастрофы

Протяженность железных дорог в России составляет около 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов – 50% и осуществляется большинство пассажирских перевозок – 47%. По железным дорогам в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских поездов, в том числе пригородных. На железных дорогах перевозятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легко воспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами. Железнодорожная авария может сопровождаться возникновением химической, радиационной, пожаровзрывоопасной и другой ЧС.

Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта либо полное прекращение движения на аварийном участке на время, превышающее нормативное.

Железнодорожная катастрофа – это авария на железной дороге, повлекшая гибель одного или нескольких человек и причинение пострадавшим телесных повреждений различной степени тяжести.

Железнодорожные катастрофы занимают особое место среди техногенных катастроф. В большинстве своем эти катастрофы происходят ночью или рано утром, т.е. во время, когда отмечается наивысшая степень утомления машинистов на фоне монотонности их деятельности, на длинных перегонах, где скорость движения поездов достигает своего максимума. Драматичность ЧС заключается в том, что они часто происходят в малонаселенных или в труднодоступных местах. В силу перечисленных выше причин информация о произошедшей катастрофе поезда поступает с опозданием и нередко в искаженном виде, что приводит к увеличению времени до начала аварийно-спасательных работ.

Изучение статистики нарушений безопасности движения на железной дороге показало, что наиболее частыми причинами их являются ошибочные действия человека. В частности, до 50% нарушений безопасности движения происходит по вине членов локомотивных бригад, около 13% – по вине диспетчерской службы. Данные о наезде на автотранспорт на переезде свидетельствуют, что в общем перечне причин ошибочные действия человека занимают до 70%.

Кроме сугубо «внутренних» причин крупные катастрофы на различных объектах железнодорожного транспорта могут возникнуть вследствие воздействия некоторых внешних факторов – зоны стихийных бедствий, техногенные катастрофы на предприятиях других отраслей промышленности, пожары, взрывы и др.

Известны катастрофы, причинами которых являются террористические акции.

По виду подвижного состава железнодорожная катастрофа может возникнуть с пассажирскими поездами; с грузовыми поездами; одновременно с обоими поездами; при столкновении поезда с другим транспортом. В процессе возникшей аварии, кроме столкновений, возможны сходы поездов с путей, возникновение пожара и взрыва.

Крушения с особенно тяжелыми последствиями возникают при столкновении поездов. Например, такая катастрофа произошла на станции Каменская (1987 г.): грузовой поезд, потерявший управление из-за оказавшихся выключенными автотормозов, на большой скорости врезался в пассажирский поезд. Погибло 106 и ранено 14 человек.

Многие происшествия на железной дороге сопровождаются загрязнением окружающей среды и требуют оперативных мер по ликвидации их последствий.

Сложная обстановка может сложиться в результате аварии в пределах железнодорожной станции. Как правило, к железнодорожным узлам примыкает городская застройка с высокой плотностью населения. На сравнительно малой территории станции обычно сосредоточивается большое количество вагонов с различными грузами, в том числе с огнеопасными, взрывоопасными и ядовитыми веществами. Здесь же могут находиться значительные группы людей.

 Катастрофы на водном транспорте

Ежегодно в мире в результате морских катастроф погибает около 200 тыс. человек, из них 50 тыс. гибнет непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле смертельными. Остальные гибнут с потерпевшими бедствие судами и кораблями. В качестве примеров массовой гибели людей на водном транспорте можно привести следующие чрезвычайные ситуации.

Так, в 1954 г. у берегов Японии затонул японский паром «Тойя мару», погибло 1 172 пассажира.

В 1986 г. при столкновении сухогруза «Петр Васев» с пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска погибло 423 пассажира.

В 1987 г. у берегов Бельгии опрокинулся и затонул британский паром «Геральдоф Фри Энтерпрайз», погибло 209 человек, пропало без вести 164, спасено 349 пассажиров.

В 1994 г. в Балтийском море затонул паром «Эстония», вследствие чего погибло более 1 000 человек.

Пассажирский двухпалубный теплоход «Булгария» затонул 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинсукого района Татарстана. Из 208 человек, находившихся на борту, удалось спасти лишь 79 пассажиров, в том числе 10 из 40 детей и подростков.

Кроме «чисто» морских происшествий имеют место промышленно-транспортные катастрофы с массовыми санитарными и колоссальными материальными потерями.

Так, в 1917 г. в порту Галифакс (Канада) пароход «Монблан» столкнулся с пароходом «Имо». Вследствие этого столкновения «Монблан» взорвался, т.к. в его трюмах было 200 т тринитротолуола, 23 400 т пикриновой кислоты, 35 т бензола, 10 т порохового хлопка. В результате трагедии погибло 1 963 человека, более 2 тыс. пропало без вести, город был практически уничтожен и 25 тыс. жителей осталось без крова. Это был самый мощный взрыв в истории человечества до момента создания атомной бомбы.

На рейде Бомбея в 1942 г. взорвалось английское грузовое судно «Форт-Стайкин» с 300 т тринитротолуола и 1 395 т боеприпасов на борту. В результате возникших двух гигантских волн было разбито и повреждено 50 крупных судов и загорелось 12, убито 1,5 тыс. и ранено более 3 тыс. человек; практически сметены порт и часть города.

Причинами аварийных ситуаций на воде были всегда и, вероятно, будут еще многие годы морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.

При катастрофах на воде около половины людей погибает вместе с судами и кораблями. Остальные, часть из которых гибнет на воде и различных спасательных средствах, умирают от переохлаждения, неумения плавать, нервно-психического стресса и др. Другие, если судно осталось на плаву, получают механические или термические травмы, острые химические отравления, от которых они также могут погибнуть.

Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключительной трудностью.

 Аварии на магистральных трубопроводах

Авария на магистральном трубопроводе – это авария на трассе трубопровода, сопровождающаяся выбросом (выливом) под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных и других веществ, приводящая к возникновению ЧС. Трубопроводный транспорт, по оценке экспертов, в 40 раз безопаснее железнодорожного и в 300 раз – автомобильного. В тоже время аварии на нем приводят к наиболее масштабным нежелательным последствиям: взрывам, пожарам, гибели и поражению людей, потерям энергоресурсов, трудно ликвидируемым загрязнениям окружающей среды.

Среди катастроф на магистральных трубопроводах чрезвычайная ситуация, сложившаяся в 100 км от Уфы в 1989 г., вследствие утечки газа из трубопровода, занимает особое место. Она как бы объединила одну из крупнейших в мире железнодорожных катастроф вне населенного пункта с мощным взрывом газового конденсата из ранее разрушенного продуктопровода. Из 1 264 пассажиров, двух встретившихся в зоне взрыва пассажирских поездов, следовавших по маршруту Новосибирск – Адлер, Адлер – Новосибирск, 408 погибли мгновенно или вскоре после катастрофы (98 из них не обнаружено – предположительно сгорели), 871 человек получили поражения и 211 из них умерли в ЛПУ.

По мнению ряда авторов, источником огня послужила искра, возникшая в контактной сети электрифицированной железной дороги при движении поездов, которая привела к мощнейшему взрыву огромного объема топливно-воздушной смеси. Тротиловый эквивалент взрыва, эпицентр которого находился в 1 км от железнодорожного полотна, по ретроспективной оценке специалистов, составил около 300 т. Возникший пожар сразу охватил 250 га леса, прилегающего к железной дороге. В зоне взрыва два пассажирских поезда были накрыты огненным валом. От ударной волны особенно пострадали хвостовые вагоны поездов, что, по-видимому, связано с рельефом местности. Эти вагоны оказались развернутыми поперек пути, сильно деформированными или полностью разрушенными.

Отмечая своеобразие этой катастрофы, ряд авторов выделяют следующее: внезапность события, случившегося сразу в двух поездах ночью; отдаленность от населенных пунктов; большое количество среди пассажиров детей, в том числе без родителей; сравнительно холодное время суток.

Многие, объятые пламенем, бросились бежать от полотна железной дороги в сторону ближайшего леса, но и этот низкорослый орешник горел. Практически все пытались прикрыть своим телом раздетых, обгоревших и раненых детей. В горящих вагонах взрослые пассажиры выбивали стекла и сами, погибая от огня, выбрасывали малышей на полотно железной дороги. Помощь пострадавшим пытались оказать верные своему долгу железнодорожники, но их было мало, а пострадавших – многие сотни. Особый героизм, как это отметили средства массовой информации, проявила команда военнослужащих, следовавшая в обоих поездах. Практически все они - 246 человек - получили механические и термические травмы, но спасли немало пострадавших женщин и детей.

6.3.2. Нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи и условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при катастрофах

Анализ ликвидаций медико-санитарных последствий катастроф с массовыми санитарными потерями наглядно подтверждает, что своевременное оказание пораженным медицинской помощи при ЧС значительно уменьшает число неоправданных безвозвратных потерь и предупреждает развитие тяжелых осложнений, способствует быстрейшему восстановлению их здоровья и снижает инвалидность.

Для проведения большого объема эвакуационных и других мероприятий в очагах поражения привлекаются специальные силы и средства РСЧС.

Разведка, обозначение и оцепление очага, розыск в очаге поражения, извлечение пораженных из-под завалов (деблокирование пораженных), вынос из очагов пожаров, очагов поражения АОХВ и других, опасных для жизни очагов ЧС, оказание первой помощи проводятся не медицинским персоналом, а поисково-спасательными формированиями РСЧС.

Мероприятия первичной медико-санитарной помощи в очаге поражения и на его границе для основной массы пораженных не носят исчерпывающего характера. Они направлены на устранение явлений, ведущих в ближайшее время к смертельному исходу или к развитию тяжелых осложнений. Поэтому значительная часть пораженных будет нуждаться в эвакуации и оказании исчерпывающей медицинской помощи (специализированной) в стационарных ЛПУ и мобильных формированиях (МОСН, ПМГ). При этом эвакуация пораженных в ЛПУ и оказание всех видов медицинской помощи осуществляется силами и средствами ВСМК.

Для расчета сил и средств, привлекаемых для проведения эвакуационных мероприятий при ЧС, необходимо знать какое количество пораженных нуждается в этих мероприятиях (таблица 6.2.).

При организации медико-санитарного обеспечения пораженным при чрезвычайных ситуациях транспортного и дорожно-транспортного характера первоочередным является информация о величине и структуре санитарных потерь.

Внезапное возникновение массовых санитарных потерь оказывает существенное влияние на деятельность ВСМК в ЧС и может привести к резкой диспропорции между возможностями объектового, муниципального, а нередко и регионального уровней здравоохранения и потребностями в проведении мероприятий медицинского обеспечения в ЧС.

Внезапное возникновение массовых санитарных потерь требует:

1) привлечения в короткие сроки значительных сил и средств здравоохранения и аварийно-спасательных формирований для ликвидации медико-санитарных последствий катастрофы;

2) особой организации работы ВСМК в ЧС – применения современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения в ЧС с целью спасения жизни максимальному числу пораженных имеющимися силами.

Таблица 6.2

Нуждаемость пораженных с преобладанием механических,

термических или химических поражений в эвакуационных мероприятиях

(в % к общему числу санитарных потерь)

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.