Координация деятельности органов управления, сил и средств Единой системы (РСЧС), разработка предложений по реализации единой государственной политики, согласованности действий при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности возложены на комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности всех уровней:
- на федеральном уровне –
1) Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ),
2) ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ) федеральных органов исполнительной власти;
- на межрегиональном уровне (в пределах соответствующего федерального округа) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ) органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ) органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ) организации.
Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- на федеральном уровне –
1) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС),
2) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- на межрегиональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На территории России предусмотрено создание 8 региональных центров МЧС:
1. Северо-Западный – (г. Санкт-Петербург);
2. Центральный – (г. Москва);
3. Южный – (г. Ростов-на-Дону);
4. Северо-Кавказский - (г. Пятигорск);
5. Приволжский - (г. Н-Новгород);
6. Уральский – (г. Екатеринбург);
7. Сибирский – (г. Новосибирск);
8. Дальневосточный – (г. Хабаровск);
- на региональном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решить задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований;
- на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС.
Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- центры управления в кризисных ситуациях федеральных органов исполнительной власти, региональных центров и органов управления по делам ГО и ЧС;
- информационные центры федеральных и территориальных органов исполнительной власти;
- единые дежурно-диспетчерские службы федеральных и территориальных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций (объектов).
Размещение органов обеспечения оперативного управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
1.3.3. Состав и з адачи сил и средств РСЧС
К силам и средствам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции:
· наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
· контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
· санитарно-карантинный контроль;
· социально-гигиенический мониторинг;
· медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
· государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
· государственный мониторинг атмосферного воздуха;
· государственный мониторинг водных объектов;
· государственный мониторинг радиационной обстановки;
· государственный лесопатологический мониторинг;
· государственный мониторинг состояния недр;
· сейсмический мониторинг;
· мониторинг вулканической активности;
· мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности;
· федеральный государственный экологический надзор;
· карантинный фитосанитарный мониторинг;
· контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой;
· контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;
· контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства;
· контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
· мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая:
· тушение пожаров, в том числе лесных пожаров;
· организацию и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;
· организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
· ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления;
· обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов;
· авиационно-космический поиск и спасание;
· обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
· обеспечение транспортной безопасности;
· организацию и проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
· координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
· осуществление аварийно-спасательных работ по оказанию помощи судам и объектам, терпящим бедствие на море;
· обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота, а также проведение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;
· обеспечение общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях;
· осуществление мероприятий по предупреждению (ликвидации) последствий дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
· осуществление мероприятий по ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, сетей электросвязи;
· защиту населения от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе общих для человека и животных;
· предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения;
· обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
· осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий.
Основную группировку сил РСЧС составляют находящиеся в постоянной готовности аварийно-спасательные формирования (силы постоянной готовности) министерств (в том числе МЧС), служб, агентств, органов исполнительной власти, организаций, объектов, способные автономно в течение нескольких суток (не менее трех) выполнять аварийно-спасательные работы.
В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательная служба (АСС) или аварийно-спасательное формирование (АСФ) может создаваться:
- на постоянной штатной основе (профессиональная аварийно-спасательная служба, профессиональное аварийно-спасательное формирование);
- на нештатной основе (нештатное аварийно-спасательное формирование);
- на общественных началах (общественное аварийно-спасательное формирование).
Порядок создания и применения нештатных АСФ определяет МЧС России. Работники организаций зачисляются в состав нештатных АСФ добровольно и это оговаривается в индивидуальных трудовых договорах.
Следует создавать только объектовые нештатные АСФ в составе постов, звеньев, групп, команд радиационного, химического, биологического наблюдения и разведки, газоспасательные, локализации опасностей, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической защиты.
Задачи АСС и АСФ определены Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», приказом МЧС России от 28.01.02 г. №32 (Положение о поисково-спасательных службах).
Основными задачами аварийно-спасательной службы (аварийно-спасательного формирования) являются:
- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зону ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий и проведению на них работ по ликвидации ЧС;
- ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.