Для решения вопросов защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера, снижения их социально-экономических и экологических последствий предназначена Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Положение о РСЧС определено Законом РФ от 21.12.94 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794.
У РСЧС имелись предшественники – местная противовоздушная оборона (МПВО) и Гражданская оборона (ГО).
РСЧС – это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
В соответствии с Федеральным законом основными задачами РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;
-осуществление государственной экспертизы, надзора и лабораторного контроля (СНЛК) за окружающей средой и потенциально опасными объектами;
-обеспечение готовности к действиям органов управления сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
-сбор, обработка, обмен и представление информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
-создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- ликвидация ЧС;
-осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего в ЧС;
-проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в т.ч. лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности – вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
- режим ЧС – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
В режиме повседневной деятельности РСЧС выполняются следующие мероприятия:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечение возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям в ЧС; организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
Основные мероприятия, выполняемые в режиме повышенной готовности РСЧС:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС (объектовыми, местными, региональными, республиканскими) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
Основные мероприятия, выполняемые в режиме ЧС:
- организация защиты населения (оповещение, укрытие, эвакуация);
- выдвижение оперативных групп в район ЧС для руководства работой;
-организация ликвидации ЧС;
-определение границ зоны ЧС;
-выдвижение сил и средств в район ЧС для проведения работ (аварийно-восстановительных и спасательных);
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
-осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
1.3. Организация и основные принципы построения РСЧС
Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.