Принцип невмешательства во внутренние дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принцип невмешательства, регулируя международные частноправовые отношения, налагает на государства обязанность не распространять свой контроль на иностранные ЮЛ и ФЛ, находящиеся на своей национальной территории. Рассматривая действие данного принципа в области МЧП, следует отметить, что государство в данной сфере выступает в двух качествах: как носитель суверенитета и как участник международных частноправовых отношений.

 

Феномен вмешательства имеет 3 проявления:

1) Вмешательство государства в деятельность иных субъектов МЧП:

Государство как властный субъект не должно вмешиваться во внутренние дела субъектов международного частного права. Однако контроль со стороны государства все равно существует за деятельностью ФЛ и ЮЛ, и следует определить границы этого контроля. Что касается ФЛ, то их права и обязанности обычно конституционно закреплены и гарантированы. В случае вмешательства государства в свободное использование этих прав и обязанностей граждане и иные категории ФЛ имеют право на защиту. В отношении ЮЛ государство осуществляет таможенный, налоговый, валютный, административный контроль, предусматривает разрешительный порядок для ведения определенных видов деятельности. В разных государствах этот контроль отличается различной степенью жесткости.

В МЧП действие принципа невмешательства выражается в том, что государство не может регламентировать деятельность иностранных ЮЛ и ФЛ, ведущуюся на национальной территории последних. Не будет вмешательством контроль со стороны государства в отношении иностранного ЮЛ, которое ведет деятельность на его территории. Это общее правило справедливо только в отношении гражданско-правовой ответственности и не распространяется на международно-правовую ответственность за совершение международных преступлений. Государство обязано контролировать деятельность иных субъектов и не допускать совершения ими актов, которые могут быть квалифицированы в качестве международных преступлений, и такое пресечение не будет рассматриваться в качестве вмешательства во внутренние дела.

Что касается ЮЛ, то государство места их инкорпорации вправе требовать от них выполнения своих законов и ведения деятельности в рамках международных обязательств государства инкорпорации. Данное утверждение нашло свое подтверждение еще в период 1МВ, когда была сформулирована теория контроля, суть которой заключается в том, что для определения характеристики ЮЛ решающее значение придается факту принадлежности капитала, а не его государственной регистрации (Дело Даймлера: 1916 г., английский суд признал акционерную компанию фактически принадлежащей Германии («враждебный иностранец»); Решение Тайного совета в Лондоне: 1919 г., инкорпорированная в Голландии компания была признана «враждебным иностранцем»;). Такая же практика была и в период 2МВ. 

 

2) Вмешательство не властных субъектов в дела государства

Обычно вмешательство в дела государства осуществляется со стороны транснациональных корпораций (ТНК). К последним относят крупные монополистические объединения, оборот которых превышает 300 млн. долларов («АйБиЭм», «Филипс», «Фольксваген» и др.), они действуют в сфере обращения и производства, осуществляя контроль над ключевыми участками экономики. Внедряясь в экономику, ТНК приобретают влияние не только на экономику, но и на политику. Именно поэтому Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1974, а также Декларация об установлении нового экономического порядка от 1 мая 1974 г. предусматривают право государства регулировать и контролировать деятельность ТНК и принимать меры по обеспечению того, чтобы их деятельность соответствовала его экономической и социальной политике.

 

3) Вмешательство не властных субъектов МЧП во внутренние дела друг друга

Каждое физическое и юридическое лицо, МНПО, действуют самостоятельно. Этот принцип тесно взаимодействует с принципом запрещения угрозы силой и применения силы. Оба принципа запрещают использование диктата, угроз, давления, и, соответственно, вмешательства для достижения желаемой цели. Например, ЮЛ при заключении внешнеэкономических сделок не имеют права выдвигать требования, касающиеся изменения устава партнера. МНПО обязаны соблюдать законодательство государства местонахождения их штаб-квартир, не вмешиваясь в его внутренние дела (например, не делать заявлений в отношении политики государства). Равным образом МНПО не имеют права вмешиваться в дела своих членов. При этом, решения организаций, принятые в соответствии с Уставом и содержащие определенные требования в отношении членов этих организаций нельзя рассматривать в качестве вмешательства.

 

Принцип сотрудничества

В Декларации о принципах международного права 1970 года предусматривается, что государства обязаны сотрудничать в экономической, социальной, культурной, научной, технической и торговых областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Данное требование Декларации прямо обращено и к области международных отношений, регулируемых МЧП. Субъекты МЧП, руководствуясь данным принципом, также должны сотрудничать друг с другом на основании принципов, действующих в международных экономических отношениях. Свободно выбирая себе партнёра из другого государства, ЮЛ и ФЛ в своей деятельности обязаны соблюдать правила, установленные на Международной конференции по торговле и развитию, В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (запрещение демпинга, свободный доступ к морю, не дискриминация, взаимная выгода и др.). В законодательстве многих государств имеются нормы, запрещающие определенные действия (РФ: Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991; Германия: Немецкий Закон против недобросовестной конкуренции от 7.06.1909; Франция: ст.1382 ГК; Испания: Закон о недобросовестной конкуренции №3/1991 от 10.01.1991).

 

Принцип добросовестного выполнения обязательств (Pacta sunt servanda)

Сфера действия этого принципа в области МЧП более широка, чем в международном публичном праве. Это расширение действия принципа происходит как по кругу субъектов, так и по кругу обязательств, поскольку у субъектов МЧП он шире, чем у субъектов международного публичного права.

Действие принципа добросовестного исполнения обязательств в сфере МЧП предполагает, что все субъекты международного частного права обязаны добросовестно выполнять:

1. требования, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, из международных договоров;

2. требования законодательства соответствующих государств;

3. обязательства, принятые на себя по контрактам.

 

Субъекты МЧП обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, что непосредственно вытекает из требования внутреннего законодательства государств. Сделки, совершенные с нарушением требований внутреннего законодательства, приводят к их недействительности.

В содержании рассматриваемого принципа существенное значение имеет элемент добросовестности, включающий в себя требования добросовестно выяснять фактические обстоятельства, обеспечивать надлежащее выполнение обязательств, не допускать злоупотребления правом и содействию нарушения норм другими субъектами. Невыполнение или недобросовестное выполнение обязательств влечет за собой наступление ответственности.

Вопросы ответственности в международном публичном праве довольно подробно исследовались в правовой литературе. Все авторы полагают, что ответственность наступает вследствие нарушения норм международного права, при этом в определенных случаях возможно наступление ответственности и при правомерной деятельности. Это в полной мере справедливо и для МЧП. Но специфика МЧП позволяет говорить о наличии особых черт ответственности в МЧП. Во-первых, существует самостоятельная ответственность каждого субъекта МЧП за действия, совершенные в этой области права. Государство не отвечает по обязательствам своих ФЛ и ЮЛ, а они в свою очередь не отвечают по обязательствам государства. Во-вторых, наступление ответственности в МЧП происходит только при наличии правонарушения. При этом правонарушение, совершенное за границей, не повлечет ответственности в стране гражданства правонарушителя, если по праву последнего совершенное деяние не считается правонарушением, в то время как деяние, являющееся правонарушением по нормам международного публичного права, всегда влечет ответственность, даже если по внутреннему праву оно таковым не считается.

В области МЧП ответственность может быть имущественной и неимущественной (в международном публичном праве – материальная и нематериальная). Также ответственность в МЧП можно подразделить на договорную (речь как о международном договоре, так и о контракте) и деликтную.

 

Принцип равноправия и самоопределения народов

Действие принципа выражается в требовании недискриминации в отношении наций, борющихся за свою независимость. Такие нации – временные субъекты международного права, имеют право на участие в экономических, культурных и иных международных отношениях. Право на самоопределение касается не только нации, но и ФЛ и ЮЛ.

 

Защита прав человека

Мы, как физические лица, несем обязанность уважать права человека. Это же касается юридических лиц, общественных организаций, партий. О каких бы акторах международных отношениях ни шла речь, все обязаны уважать и защищать права человека.

 

Охрана окружающей среды

(откуда этот принцип взялся, я не особо понимаю; в Декларации 1970 г. и в Уставе ООН наравне с другими принципами он не стоит, но мы же все хотим продемонстрировать, что мы внимательно слушали Людмилу Никифоровну, поэтому идем на поклон и пишем, что не нужно бросать бычки на тротуары)

Каждый обязан охранять окружающую среду.

 

Таким образом, эти принципы были сформулированы как принципы межгосударственных отношений, но на самом деле они действуют во всех международных отношениях и касаются любых акторов международных отношений: властных или не властных, физических или юридических лиц.

 

Вопрос 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.