20.1.1. Органы, осуществляющие взаимодействие
при выполнении земельно-кадастровых работ
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Лесной кодекс Российской Федерации;
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- настоящий Федеральный закон № 218-ФЗ;
- другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Кадастровый учет и ведение ЕГРН осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее – орган регистрации прав – ОРП).
Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа регистрации прав (ОРП) вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.
Органом, уполномоченным осуществлять кадастровый учет, ведение ЕГРН, земельно-кадастровые работы в Российской Федерации, является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии РФ (Росреестр).
При выполнении земельно-кадастровых работ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ( Росреестр ) и ее территориальные органы на местах взаимодействуют с:
- правообладателями земельных участков;
- кадастровым инженером (физическое лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера), действующим от имени физического лица или действующего в составе юридического лица;
- институтом кадастровых инженеров;
- Росреестром РФ и территориальными органами на местах (Росрегистрация, Роснедвижимость, Роскартография) в субъектах и муниципальных образованиях в РФ;
- кадастровыми палатами;
- Минэкономразвитием РФ и его территориальными органами на местах;
- федеральными государственными и унитарными предприятиями в области земельно-кадастровых отношений;
- субъектами РФ;
- муниципальными образованиями;
- Министерствами и ведомствами, федеральными агентствами по направлению деятельности и др.
20.1.2. Концепция Министерства экономического развития РФ
в области ведения земельно-кадастровых технологий
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 декабря 2009 г. № 534
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ, ПЛАНА ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ И ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ
В соответствии с пунктом 2 раздела III протокола заседания Правительства Российской Федерации от 11 июня 2009 г. № 18 приказываю:
1. Утвердить:
– Концепцию создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее – Концепция) (приложение № 1);
– план подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (приложение № 2);
– план реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (приложение № 3).
2. Департаменту недвижимости (А.И. Ивакину) и Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (С.В. Васильеву) обеспечить реализацию Концепции и планов, указанных в пункте 1 настоящего Приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Манылова И.Е.
Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Приложение № 1
к Приказу Минэкономразвития России
от 18 декабря 2009 г. № 534
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТ
И ГОСУДАРСТВЕННОГОКАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные направления, этапы создания и развития в Российской Федерации единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее также – единая система регистрации прав и кадастрового учета).
Основными предпосылками создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета являются предшествующий многолетний опыт работы национальных институтов оказания государственных услуг в сферах государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современная международная практика развития услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения систем оказания данных услуг, внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства на получение (оказание) государственных услуг.
При этом одними из важных задач долгосрочного и среднесрочного развития Российской Федерации определены: повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде, снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов)[1].
II. Роль и место государственного института регистрации прав
и кадастрового учета в системе государственного управления
В сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости предоставляются следующие виды государственных услуг:
– государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимость и сделок с ней;
– государственный кадастровый учет объектов недвижимости;
– предоставление сведений из ЕГРН (далее также – информационные услуги).
Сведения из ЕГРНнеобходимы для обеспечения разнообразных потребностей участников рынка недвижимости и субъектов государственного управления, в том числе для:
– совершения сделок с недвижимым имуществом;
– территориального планирования и градостроительного зонирования;
– архитектурного (строительного) проектирования;
– ведения реестров государственного и муниципального имущества;
– массовой оценки недвижимого имущества и расчета базы для налогообложения;
– рассмотрения споров в судебном порядке.
Регистрация прав и кадастровый учет являются важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, обеспечивающей защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот.
Параметры эффективности защиты прав собственности на недвижимое имущество и характеристики его оборота имеют репутационное значение и являются предметом международного мониторинга в целях оценки уровня социально-экономического развития России в различных международных рейтингах.
III. Цель, основные направления, задачи и принципы создания
единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета
Основная цель создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета – повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе в части обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении относящихся к их компетенции вопросов.
Для достижения указанной цели определены следующие приоритетные направления:
– объединение существующих организационных структур систем регистрации прав и кадастрового учета, а также совершенствование оказания услуг в данной сфере на основе передачи отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета федеральным учреждениям;
– создание единой федеральной информационной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также расширение способов и форм оказываемых в данной сфере услуг за счет внедрения современных технологий взаимодействия с заявителями с использованием электронных средств связи, расширение спектра информационных услуг;
– переход к государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в государственном кадастре недвижимости;
– создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих регистрацию прав и кадастровый учет.
В рамках перечисленных направлений должен быть решен широкий круг задач:
– технологическое объединение обособленных в настоящее время информационных систем и создание единого информационного ресурса (единой федеральной информационной системы, ЕГРН на электронных носителях), обладающего полной информацией об объектах недвижимости и правах на них (устранение дублирования информации и согласование сведений в информационных базах и др.);
– создание эффективной регистрационно-учетной технологии на основе единства информационных ресурсов и внедрения системы электронного документооборота;
– повышение качества административно-управленческих процессов за счет объединения взаимосвязанных государственных функций, унификации административных процедур и закрепления в административных регламентах единой административно-процессуальной модели оказания государственных услуг;
– создание системы внутреннего контроля (мониторинга) качества государственных услуг;
– организация интерактивного обслуживания граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления с использованием современных информационных технологий, в том числе формирование единой информационно-технологической инфраструктуры;
– оптимизация и рациональное использование существующей материальной базы (зданий, помещений, информационно-коммуникационной инфраструктуры);
– применение современных подходов по территориальному выбору места расположения и подбору оптимального формата пунктов приема граждан, исходя из интенсивности потока заявителей, плотности расположения объектов недвижимости и экономической активности регионов;
– внедрение автоматизированных систем электронного управления очередью с возможностями администрирования необходимого количества приемных пунктов или работающих окон приема документов;
– создание системы информационно-справочной поддержки в сфере регистрации прав и кадастрового учета, обеспечивающей полное информирование граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг в данной сфере;
– обеспечение передачи федеральным учреждениям отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе функций по ведению информационных систем ЕГРН;
- создание и внедрение механизма обеспечения притока внебюджетных финансовых ресурсов на развитие единой системы при повышении эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет поступления в доход указанных федеральных учреждений средств, получаемых в виде платы за предоставление информационных услуг;
– обеспечение перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в том числе с учетом сведений архивов технических паспортов, оценочной и иной хранящейся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;
– разработка и внедрение ориентированных на качество государственных услуг программ подготовки и повышения квалификации сотрудников, системы их мотивации;
– формирование нормативной правовой базы, необходимой для развития и эффективного функционирования единой системы регистрации прав и кадастрового учета.
Повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета предполагает создание в данной сфере единой системы, обеспечивающей реализацию следующих принципов:
– открытость (публичность) предоставления услуг;
– минимизация сроков предоставления услуг с учетом возможностей системы;
– доступность услуг для всех категорий пользователей, включая малообеспеченные слои населения (ценовая, территориальная и т.п.);
– снижение издержек участников оборота недвижимости и издержек государства на оказание услуг;
– комфортность обслуживания потребителей услуг;
– полнота и достоверность информационных ресурсов;
– недискриминационный доступ пользователей к информационным ресурсам единой системы регистрации прав и кадастрового учета.
IV. Объединение существующих организационных структур систем регистрации прав и кадастрового учета, передача
федеральным учреждениям отдельных полномочий
в сфере регистрации прав и кадастрового учета
В целях комплексного решения проблем в сфере регистрации прав и кадастрового учета принят Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Указ)[2], в соответствии с которым в Российской Федерации создан единый федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Действовавшие до этого времени институционально обособленные организационные структуры[3] систем регистрации прав и кадастрового учета должны быть преобразованы в целях создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета, при этом организационная структура такой единой системы должна включать:
– центральный аппарат Росреестра и территориальные органы Росреестра в субъектах Российской Федерации;
– находящиеся в ведомственном подчинении Росреестра и осуществляющие отдельные полномочия в сфере регистрации прав и кадастрового учета федеральные учреждения и их филиалы.
В целях передачи отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета подведомственным Росреестру федеральным учреждениям потребуется проведение мероприятий, направленных на комплексное совершенствование работы указанных учреждений.
К полномочиям находящихся в ведомственном подчинении Росреестра федеральных учреждений будут отнесены функции по приему заявлений на государственную регистрацию прав, по осуществлению кадастрового учета, предоставлению информационных услуг, а также полномочия по ведению и развитию информационных систем ЕГРН.
В то же время все права на информационные системы ЕГРН, включая соответствующее программное обеспечение, а также документацию, связанную с ведением ЕГРН, должны оставаться у Российской Федерации в лице Росреестра.
К полномочиям центрального аппарата Росреестра и его территориальных органов будут отнесены функции по осуществлению правовой экспертизы поступивших на государственную регистрацию прав документов, проверки законности сделки, принятию решений, связанных с государственной регистрацией прав, в том числе с внесением соответствующих записей в ЕГРН, а также функции по осуществлению контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в том числе:
– государственный земельный контроль;
– государственный мониторинг земель;
– государственный геодезический надзор;
– государственный метрологический надзор в области геодезии и картографии;
– надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков;
– надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
– ведение государственного реестра кадастровых инженеров, соответствующих государственных реестров саморегулируемых организаций.
К полномочиям центрального аппарата Росреестра и его территориальных органов будут также отнесены полномочия учредителя федеральных учреждений.
В частности, территориальные органы Росреестра будут осуществлять ряд организационно-управленческих и контрольных функций в отношении подведомственных Росреестру федеральных учреждений:
– обеспечение общего внешнего контроля деятельности федерального учреждения по кадастровому учету, ведению информационных ресурсов, а также мониторинг качества государственных услуг, в том числе соблюдения установленных регламентов оказания государственных услуг, единства правоприменительной практики (включая рассмотрение жалоб, иных обращений граждан и организаций по вопросам, связанным с деятельностью федеральных учреждений);
– представление предложений по назначению руководителя федерального учреждения;
– согласование и представление на утверждение проекта устава федерального учреждения и изменений к нему;
– - контроль за соблюдением требований законодательства и устава при осуществлении федеральным учреждением деятельности, в том числе контроль расходования финансового обеспечения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным учреждением, а также финансового обеспечения развития федеральным учреждением в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Передача указанных выше полномочий подведомственным Росреестру федеральным учреждениям должна осуществляться с одновременным изменением налогового и бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере регистрации прав и кадастровых отношений в части:
– введения платы за предоставление сведений из ЕГРН с одновременной отменой положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» о взимании государственной пошлины за указанные действия;
– установления порядка, согласно которому плата за предоставление сведений из ЕГРН поступает в бюджет федеральных учреждений.
Размеры соответствующей платы и порядок ее взимания должны устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти дифференцированно, в зависимости от объема и формы предоставления государственных услуг, и должны быть доступными для всех категорий потребителей услуг единой системы регистрации прав и кадастрового учета, включая малообеспеченные слои населения. При этом государственная пошлина за регистрацию прав может поэтапно снижаться.
Совершенствование системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений, наделенных отдельными полномочиями в сфере государственной регистрации прав, полномочиями по осуществлению кадастрового учета, оказанию информационных услуг, ведению и развитию информационных систем ЕГРН с широкой филиальной сетью, позволит:
– оптимизировать и сократить численность государственных служащих, занятых в сфере регистрации прав и кадастрового учета;
– снизить издержки государства на функционирование единой системы регистрации прав и кадастрового учета, в том числе вывести ее в дальнейшем на близкий к полной самоокупаемости уровень за счет внебюджетных источников (в частности, платы за ряд услуг, средства от которой должны поступать в доход федеральных учреждений), а также обеспечить последующее оперативное и гибкое финансирование системы в целях ее развития за счет бюджетных и внебюджетных источников;
– повысить мотивацию работников учреждений в части повышения качества оказания государственных услуг, в том числе за счет возможности их материального стимулирования в рамках средств, поступающих в доход учреждения от платы за ряд государственных услуг, и внедрения соответствующей системы оплаты труда в зависимости от результата;
– создать необходимые мотивационные условия учреждениям для развития способов и форм оказываемых услуг, в том числе за счет внедрения новых информационных технологий;
– обеспечить разграничение функций по оказанию услуг и контрольно-надзорных функций путем их закрепления за различными структурными составляющими единой системы регистрации прав и кадастрового учета;
– обеспечить новый уровень качества оказания соответствующих государственных услуг путем их предоставления в электронном виде на основе создания и развития единой информационной системы ведения ЕГРН.
Новая организационная структура единой системы регистрации прав и кадастрового учета и оптимизация распределения функций между ее составляющими должна стать основой для повышения доступности и эффективности государственных услуг.
При этом основным условием организационных изменений является обеспечение стабильности в период преобразований (этапность преобразований, сохранение действующих механизмов до перехода на новые решения, преемственность лучшего опыта, сохранение и развитие кадрового потенциала).
Поэтому для обеспечения стабильного осуществления государственных функций в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также предотвращения возможных негативных последствий и рисков, связанных с масштабными изменениями систем, предполагается осуществление организационных преобразований в несколько последовательных этапов:
на первом этапе (до 1 января 2010 г.) – формирование структуры центрального аппарата Росреестра, начало реализации организационных мероприятий по объединению территориальных органов Росреестра;
на втором этапе (до 1 января 2011 г.) – завершение объединения территориальных органов Росреестра, начало проведения необходимых процедур, связанных с преобразованием системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений;
на третьем этапе (до 1 января 2012 г.) – завершение преобразования системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений и передачи им отдельных полномочий в сфере государственной регистрации прав, полномочий по осуществлению кадастрового учета, предоставлению информационных услуг, ведению и развитию информационных систем ЕГРН.
Объединение территориальных органов Росреестра не должно сопровождаться одновременным сокращением их штатной численности, в том числе за счет объединения подразделений, осуществляющих обеспечивающие функции (организационные, информационно-аналитические, документационные, финансово-экономические, хозяйственные и т.п.), поскольку в рамках оптимизации численности объединяемых территориальных органов Росреестра, в частности за счет сокращения должностей работников, осуществляющих указанные функции, потребуется перераспределить соответствующую высвобождаемую штатную численность на цели потребностей системы в сотрудниках, которые будут обеспечивать начало осуществления единой системой государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.