Ведение земельно-кадастровых технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

20.1.1. Органы, осуществляющие взаимодействие
при выполнении земельно-кадастровых работ

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- Водный кодекс Российской Федерации;

- Градостроительный кодекс Российской Федерации;

- Жилищный кодекс Российской Федерации;

- настоящий Федеральный закон № 218-ФЗ;

- другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Кадастровый учет и ведение ЕГРН осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее – орган регистрации прав – ОРП).

Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа регистрации прав (ОРП) вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.

Органом, уполномоченным осуществлять кадастровый учет, ведение ЕГРН, земельно-кадастровые работы в Российской Федерации, является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии РФ (Росреестр).


При выполнении земельно-кадастровых работ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ( Росреестр ) и ее территориальные органы на местах взаимодействуют с:

- правообладателями земельных участков;

- кадастровым инженером (физическое лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера), действующим от имени физического лица или действующего в составе юридического лица;

- институтом кадастровых инженеров;

- Росреестром РФ и территориальными органами на местах (Росрегистрация, Роснедвижимость, Роскартография) в субъектах и муниципальных образованиях в РФ;

- кадастровыми палатами;

- Минэкономразвитием РФ и его территориальными органами на местах;

- федеральными государственными и унитарными предприятиями в области земельно-кадастровых отношений;

- субъектами РФ;

- муниципальными образованиями;

- Министерствами и ведомствами, федеральными агентствами по направлению деятельности и др.

20.1.2. Концепция Министерства экономического развития РФ
в области ведения земельно-кадастровых технологий


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 18 декабря 2009 г. № 534

 


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ, ПЛАНА ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ И ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ

 

В соответствии с пунктом 2 раздела III протокола заседания Правительства Российской Федерации от 11 июня 2009 г. № 18 приказываю:

 

1. Утвердить:

– Концепцию создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее – Концепция) (приложение № 1);

– план подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (приложение № 2);

– план реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (приложение № 3).

2. Департаменту недвижимости (А.И. Ивакину) и Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (С.В. Васильеву) обеспечить реализацию Концепции и планов, указанных в пункте 1 настоящего Приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Манылова И.Е.

 

Министр

Э.С.НАБИУЛЛИНА


Приложение № 1

к Приказу Минэкономразвития России

от 18 декабря 2009 г. № 534

 


КОНЦЕПЦИЯ

СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТ
И ГОСУДАРСТВЕННОГОКАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ



I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные направления, этапы создания и развития в Российской Федерации единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее также – единая система регистрации прав и кадастрового учета).

Основными предпосылками создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета являются предшествующий многолетний опыт работы национальных институтов оказания государственных услуг в сферах государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современная международная практика развития услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения систем оказания данных услуг, внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства на получение (оказание) государственных услуг.

При этом одними из важных задач долгосрочного и среднесрочного развития Российской Федерации определены: повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде, снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов)[1].

II. Роль и место государственного института регистрации прав
и кадастрового учета в системе государственного управления

В сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости предоставляются следующие виды государственных услуг:

– государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимость и сделок с ней;

– государственный кадастровый учет объектов недвижимости;

– предоставление сведений из ЕГРН (далее также – информационные услуги).

Сведения из ЕГРНнеобходимы для обеспечения разнообразных потребностей участников рынка недвижимости и субъектов государственного управления, в том числе для:

– совершения сделок с недвижимым имуществом;

– территориального планирования и градостроительного зонирования;

– архитектурного (строительного) проектирования;

– ведения реестров государственного и муниципального имущества;

– массовой оценки недвижимого имущества и расчета базы для налогообложения;

– рассмотрения споров в судебном порядке.

Регистрация прав и кадастровый учет являются важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, обеспечивающей защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот.

Параметры эффективности защиты прав собственности на недвижимое имущество и характеристики его оборота имеют репутационное значение и являются предметом международного мониторинга в целях оценки уровня социально-экономического развития России в различных международных рейтингах.

III. Цель, основные направления, задачи и принципы создания
единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета

Основная цель создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета – повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе в части обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении относящихся к их компетенции вопросов.

Для достижения указанной цели определены следующие приоритетные направления:

– объединение существующих организационных структур систем регистрации прав и кадастрового учета, а также совершенствование оказания услуг в данной сфере на основе передачи отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета федеральным учреждениям;

– создание единой федеральной информационной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также расширение способов и форм оказываемых в данной сфере услуг за счет внедрения современных технологий взаимодействия с заявителями с использованием электронных средств связи, расширение спектра информационных услуг;

– переход к государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в государственном кадастре недвижимости;

– создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих регистрацию прав и кадастровый учет.

В рамках перечисленных направлений должен быть решен широкий круг задач:

– технологическое объединение обособленных в настоящее время информационных систем и создание единого информационного ресурса (единой федеральной информационной системы, ЕГРН на электронных носителях), обладающего полной информацией об объектах недвижимости и правах на них (устранение дублирования информации и согласование сведений в информационных базах и др.);

– создание эффективной регистрационно-учетной технологии на основе единства информационных ресурсов и внедрения системы электронного документооборота;

– повышение качества административно-управленческих процессов за счет объединения взаимосвязанных государственных функций, унификации административных процедур и закрепления в административных регламентах единой административно-процессуальной модели оказания государственных услуг;

– создание системы внутреннего контроля (мониторинга) качества государственных услуг;

– организация интерактивного обслуживания граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления с использованием современных информационных технологий, в том числе формирование единой информационно-технологической инфраструктуры;

– оптимизация и рациональное использование существующей материальной базы (зданий, помещений, информационно-коммуникационной инфраструктуры);

– применение современных подходов по территориальному выбору места расположения и подбору оптимального формата пунктов приема граждан, исходя из интенсивности потока заявителей, плотности расположения объектов недвижимости и экономической активности регионов;

– внедрение автоматизированных систем электронного управления очередью с возможностями администрирования необходимого количества приемных пунктов или работающих окон приема документов;

– создание системы информационно-справочной поддержки в сфере регистрации прав и кадастрового учета, обеспечивающей полное информирование граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг в данной сфере;

– обеспечение передачи федеральным учреждениям отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе функций по ведению информационных систем ЕГРН;

- создание и внедрение механизма обеспечения притока внебюджетных финансовых ресурсов на развитие единой системы при повышении эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет поступления в доход указанных федеральных учреждений средств, получаемых в виде платы за предоставление информационных услуг;

– обеспечение перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в том числе с учетом сведений архивов технических паспортов, оценочной и иной хранящейся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;

– разработка и внедрение ориентированных на качество государственных услуг программ подготовки и повышения квалификации сотрудников, системы их мотивации;

– формирование нормативной правовой базы, необходимой для развития и эффективного функционирования единой системы регистрации прав и кадастрового учета.

Повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета предполагает создание в данной сфере единой системы, обеспечивающей реализацию следующих принципов:

– открытость (публичность) предоставления услуг;

– минимизация сроков предоставления услуг с учетом возможностей системы;

– доступность услуг для всех категорий пользователей, включая малообеспеченные слои населения (ценовая, территориальная и т.п.);

– снижение издержек участников оборота недвижимости и издержек государства на оказание услуг;

– комфортность обслуживания потребителей услуг;

– полнота и достоверность информационных ресурсов;

– недискриминационный доступ пользователей к информационным ресурсам единой системы регистрации прав и кадастрового учета.

IV. Объединение существующих организационных структур систем регистрации прав и кадастрового учета, передача
федеральным учреждениям отдельных полномочий
в сфере регистрации прав и кадастрового учета

В целях комплексного решения проблем в сфере регистрации прав и кадастрового учета принят Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Указ)[2], в соответствии с которым в Российской Федерации создан единый федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Действовавшие до этого времени институционально обособленные организационные структуры[3] систем регистрации прав и кадастрового учета должны быть преобразованы в целях создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета, при этом организационная структура такой единой системы должна включать:

– центральный аппарат Росреестра и территориальные органы Росреестра в субъектах Российской Федерации;

– находящиеся в ведомственном подчинении Росреестра и осуществляющие отдельные полномочия в сфере регистрации прав и кадастрового учета федеральные учреждения и их филиалы.

В целях передачи отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета подведомственным Росреестру федеральным учреждениям потребуется проведение мероприятий, направленных на комплексное совершенствование работы указанных учреждений.

К полномочиям находящихся в ведомственном подчинении Росреестра федеральных учреждений будут отнесены функции по приему заявлений на государственную регистрацию прав, по осуществлению кадастрового учета, предоставлению информационных услуг, а также полномочия по ведению и развитию информационных систем ЕГРН.

В то же время все права на информационные системы ЕГРН, включая соответствующее программное обеспечение, а также документацию, связанную с ведением ЕГРН, должны оставаться у Российской Федерации в лице Росреестра.

К полномочиям центрального аппарата Росреестра и его территориальных органов будут отнесены функции по осуществлению правовой экспертизы поступивших на государственную регистрацию прав документов, проверки законности сделки, принятию решений, связанных с государственной регистрацией прав, в том числе с внесением соответствующих записей в ЕГРН, а также функции по осуществлению контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в том числе:

– государственный земельный контроль;

– государственный мониторинг земель;

– государственный геодезический надзор;

– государственный метрологический надзор в области геодезии и картографии;

– надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков;

– надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

– ведение государственного реестра кадастровых инженеров, соответствующих государственных реестров саморегулируемых организаций.

К полномочиям центрального аппарата Росреестра и его территориальных органов будут также отнесены полномочия учредителя федеральных учреждений.

В частности, территориальные органы Росреестра будут осуществлять ряд организационно-управленческих и контрольных функций в отношении подведомственных Росреестру федеральных учреждений:

– обеспечение общего внешнего контроля деятельности федерального учреждения по кадастровому учету, ведению информационных ресурсов, а также мониторинг качества государственных услуг, в том числе соблюдения установленных регламентов оказания государственных услуг, единства правоприменительной практики (включая рассмотрение жалоб, иных обращений граждан и организаций по вопросам, связанным с деятельностью федеральных учреждений);

– представление предложений по назначению руководителя федерального учреждения;

– согласование и представление на утверждение проекта устава федерального учреждения и изменений к нему;

– - контроль за соблюдением требований законодательства и устава при осуществлении федеральным учреждением деятельности, в том числе контроль расходования финансового обеспечения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным учреждением, а также финансового обеспечения развития федеральным учреждением в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Передача указанных выше полномочий подведомственным Росреестру федеральным учреждениям должна осуществляться с одновременным изменением налогового и бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере регистрации прав и кадастровых отношений в части:

– введения платы за предоставление сведений из ЕГРН с одновременной отменой положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» о взимании государственной пошлины за указанные действия;

– установления порядка, согласно которому плата за предоставление сведений из ЕГРН   поступает в бюджет федеральных учреждений.

Размеры соответствующей платы и порядок ее взимания должны устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти дифференцированно, в зависимости от объема и формы предоставления государственных услуг, и должны быть доступными для всех категорий потребителей услуг единой системы регистрации прав и кадастрового учета, включая малообеспеченные слои населения. При этом государственная пошлина за регистрацию прав может поэтапно снижаться.

Совершенствование системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений, наделенных отдельными полномочиями в сфере государственной регистрации прав, полномочиями по осуществлению кадастрового учета, оказанию информационных услуг, ведению и развитию информационных систем ЕГРН с широкой филиальной сетью, позволит:

– оптимизировать и сократить численность государственных служащих, занятых в сфере регистрации прав и кадастрового учета;

– снизить издержки государства на функционирование единой системы регистрации прав и кадастрового учета, в том числе вывести ее в дальнейшем на близкий к полной самоокупаемости уровень за счет внебюджетных источников (в частности, платы за ряд услуг, средства от которой должны поступать в доход федеральных учреждений), а также обеспечить последующее оперативное и гибкое финансирование системы в целях ее развития за счет бюджетных и внебюджетных источников;

– повысить мотивацию работников учреждений в части повышения качества оказания государственных услуг, в том числе за счет возможности их материального стимулирования в рамках средств, поступающих в доход учреждения от платы за ряд государственных услуг, и внедрения соответствующей системы оплаты труда в зависимости от результата;

– создать необходимые мотивационные условия учреждениям для развития способов и форм оказываемых услуг, в том числе за счет внедрения новых информационных технологий;

– обеспечить разграничение функций по оказанию услуг и контрольно-надзорных функций путем их закрепления за различными структурными составляющими единой системы регистрации прав и кадастрового учета;

– обеспечить новый уровень качества оказания соответствующих государственных услуг путем их предоставления в электронном виде на основе создания и развития единой информационной системы ведения ЕГРН.

Новая организационная структура единой системы регистрации прав и кадастрового учета и оптимизация распределения функций между ее составляющими должна стать основой для повышения доступности и эффективности государственных услуг.

При этом основным условием организационных изменений является обеспечение стабильности в период преобразований (этапность преобразований, сохранение действующих механизмов до перехода на новые решения, преемственность лучшего опыта, сохранение и развитие кадрового потенциала).

Поэтому для обеспечения стабильного осуществления государственных функций в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также предотвращения возможных негативных последствий и рисков, связанных с масштабными изменениями систем, предполагается осуществление организационных преобразований в несколько последовательных этапов:

на первом этапе (до 1 января 2010 г.) – формирование структуры центрального аппарата Росреестра, начало реализации организационных мероприятий по объединению территориальных органов Росреестра;

на втором этапе (до 1 января 2011 г.) – завершение объединения территориальных органов Росреестра, начало проведения необходимых процедур, связанных с преобразованием системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений;

на третьем этапе (до 1 января 2012 г.) – завершение преобразования системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений и передачи им отдельных полномочий в сфере государственной регистрации прав, полномочий по осуществлению кадастрового учета, предоставлению информационных услуг, ведению и развитию информационных систем ЕГРН.

Объединение территориальных органов Росреестра не должно сопровождаться одновременным сокращением их штатной численности, в том числе за счет объединения подразделений, осуществляющих обеспечивающие функции (организационные, информационно-аналитические, документационные, финансово-экономические, хозяйственные и т.п.), поскольку в рамках оптимизации численности объединяемых территориальных органов Росреестра, в частности за счет сокращения должностей работников, осуществляющих указанные функции, потребуется перераспределить соответствующую высвобождаемую штатную численность на цели потребностей системы в сотрудниках, которые будут обеспечивать начало осуществления единой системой государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.





Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.