23.1. Особенности государственного регулирования
земель лесного фонда
Государственное регулирование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ.
К землям лесного фонда относятся:
- лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления; вырубки, гари, редины, прогалины и другие);
- нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие, предназначенные для ведения лесного хозяйства).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
Участниками лесных отношений являются:
- Российская Федерация;
- субъекты Российской Федерации;
- муниципальные образования;
- граждане и юридические лица.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как:
- об экологической системе;
- о природном ресурсе.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с лесоустроительной и проектной документацией. При проектировании лесных участков определяются количественные и качественные характеристики лесных участков:
- местоположение;
- границы;
- площади.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации.
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется:
- установление границ лесотаксационных выделов;
- определение преобладающих и сопутствующих древесных пород;
- диаметра, высоты, объема древесины;
- лесорастительных условий;
- состояния естественного возобновления древесных пород и т.д.
Лесные участки могут находиться на праве:
1. Собственности (лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством).
2. Постоянного (бессрочного) пользования.
3. Ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут).
4. Праве аренды лесных участков.
5. Безвозмездного срочного пользования лесными участками.
Права на лесные участки по п.2–5 возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским, земельным законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:
- защитные леса;
- эксплуатационные леса;
- резервные леса.
Пребывание граждан в лесах. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий,
Лесоустройство проводится на землях:
- лесного фонда;
- обороны и безопасности (на которых расположены леса);
- населенных пунктов (на которых расположены городские леса);
- особо охраняемых природных территорий (на которых расположены леса).
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией.
Лесоустройство включает в себя:
1. Проектирование лесничеств и лесопарков.
2. Проектирование лесов (эксплуатационных, защитных, резервных, а также особо защитных участков лесов).
3. Проектирование лесных участков.
4. Закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов (эксплуатационных, защитных, резервных, особо защитных участков лесов и лесных участков).
5. Таксацию лесов.
6. Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы на землях лесного фонда проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». Местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований лесного законодательства установленных Лесным кодексом РФ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими имеют право осуществлять контроль на подчиненных им территориях, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки, предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции и т.д.
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ.
На территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут:
- административную;
- уголовную ответственность.
23.2. Особенности государственного регулирования
земель водного фонда
Государственное регулирование земель водного фонда осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Земли водного фонда
К землям водного фонда относятся земли:
- покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков);
- занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом и водным законодательством.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.