Организационные преобразования затронут все уровни систем регистрации прав и кадастрового учета в целях создания институционально единой системы, что даст возможность обеспечить объединение учетно-регистрационных процедур.
Это, в свою очередь, позволит решить ряд вопросов, имеющих ключевое значение для упрощения оформления прав на недвижимость и снижения сроков государственной регистрации прав, в частности, ввести универсальные процедуры по осуществлению учетно-регистрационных действий, при которых возможна одновременная подача заявлений о регистрации прав и кадастровом учете, а также при которой отсутствует необходимость в представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для регистрации права, а сведений о зарегистрированных правах и ограничениях (обременениях) прав – для кадастрового учета (в дальнейшем – одного (единого) пакета документов, в том числе заявления на учет и регистрацию прав).
Одновременная подача заявлений будет возможна при кадастровом учете и регистрации прав на земельные участки, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при оформлении прав на вновь построенные здания и сооружения, при разделе и объединении земельных участков и в ряде других случаев.
В настоящее время законодательством предусмотрена необходимость неоднократного обращения заявителей в соответствующие органы, что связано с большой потерей времени и создает значительные неудобства для граждан и организаций. Поэтому приоритетным является внесение необходимых изменений в законодательство, обеспечивающих правовые условия для функционирования создаваемой единой системы, прежде всего, по принципу «одного окна». При этом реализация данного принципа также предполагает предоставление услуг по регистрации прав и кадастровому учету на базе многофункциональных центров. Размещение мест приема документов для регистрации прав и кадастрового учета в многофункциональных центрах позволит решить задачу информационного взаимодействия с другими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями с наименьшими издержками.
Для обеспечения высокой динамики преобразований систем регистрации прав и кадастрового учета изменение законодательства в части обеспечения единства учетно-регистрационных процедур предполагается осуществить в два этапа:
на первом этапе (до 1 января 2010 г.) – внести изменения в действующие в настоящее время Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости» в целях согласования их положений процедурного характера и введения возможности одновременного представления заявления о регистрации прав и заявления о кадастровом учете, исключения необходимости представления кадастрового паспорта;
на втором этапе (до 1 января 2012 г.) – признать утратившими силу Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости» и принять федеральный закон о регистрации прав и кадастровом учете, устанавливающий новые правила единых учетно-регистрационных процедур, устраняющий дублирование сведений в ЕГРП и ГКН, а также предусматривающий возможность предоставления комплексных сведений одновременно из указанных информационных ресурсов, иных комплексных услуг.
VI. Электронные услуги и единая федеральная информационная
система в сфере регистрации прав и кадастрового учета
В настоящее время федеральные государственные информационные ресурсы в сфере регистрации прав и кадастрового учета существуют в рамках обособленных ведомственных информационных систем в условиях отсутствия единой нормативно-технической базы. Они существенно отличаются по уровню автоматизации процессов, структуре и качеству данных, при этом внутриведомственный характер информационно-коммуникационных технологий не позволил значительно улучшить межведомственное взаимодействие, в том числе создать инфраструктуру межведомственного обмена данными в электронной форме.
Данные проблемы отрицательно сказываются на качестве государственных услуг, оказываемых государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в данной сфере, не способствует развитию нормального оборота недвижимого имущества, не обеспечивают необходимый уровень государственного управления, решение задач, связанных с налогообложением.
В рамках единой системы регистрации прав и кадастрового учета предполагается создание объединяющей ЕГРН на электронных носителях единой федеральной информационной системы недвижимости (далее также – ЕФИСН).
ЕФИСН, по-существу, будет являться системой создания, распространения данных о недвижимости на территории Российской Федерации и представлять собой совокупность автоматизированных информационных систем, средств и систем телекоммуникаций, информатизации и информационной безопасности, имеющих единое методологическое и технологическое обеспечение.
Внешним контуром ЕФИСН является формирование комплекса высококачественных информационных услуг, предоставляемых органам государственной власти, органам местного самоуправления, гражданам и организациям.
Внутренним контуром ЕФИСН является интегрированное в рамках единой системы информационно-коммуникационное пространство, обеспечивающее эффективную реализацию соответствующих государственных функций по регистрации прав и кадастровому учету.
Формирование ЕФИСН должно осуществляться на основе следующих принципов:
– обеспечение высокого качества (целостности, валидности, взаимоувязанности) информации в информационных ресурсах (базах данных) ЕФИСН, исключения утраты сведений в процессе нормализации содержания информационных ресурсов, проверки данных на полноту и непротиворечивость;
– эволюционное преобразование действующих разобщенных информационных систем в ЕФИСН (с одновременным внедрением единых учетно-регистрационных модулей), основанное на поэтапном переходе от существующих информационных систем к интегрированной ЕФИСН в рамках имеющихся информационно-коммуникационной инфраструктуры, каналов связи, оборудования, базового программного обеспечения;
– ЕФИСН будет являться частью общего федерального информационно-коммуникационного ресурса, создаваемого в рамках реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 632-р;
– обеспечение контролируемости учетно-регистрационных процессов за счет однозначной идентификации объектов недвижимости и создания системы мониторинга и поддержки принятия обоснованных решений на всех уровнях единой системы регистрации прав и кадастрового учета;
– ЕФИСН должна поддерживать различный формат технологического процесса, различные типы организации единого учетно-регистрационного процесса, создавая, в то же время, условия для унификации указанных процессов;
– ЕФИСН должна состоять из четырех основных компонентов (муниципального, межрайонного, регионального и центрального), каждый из которых реализует полный набор функций, необходимых для соответствующего уровня организационной структуры единой системы регистрации прав и кадастрового учета.
В целях создания ЕФИСН предполагается модернизировать текущую информационно-коммуникационную инфраструктуру на базе принципов сервис-ориентированной инфраструктуры. Сервис-ориентированная информационно-коммуникационная инфраструктура предоставит системные услуги, обеспечивающие возможность функционирования прикладных приложений и информационно-коммуникационных сервисов в виде адаптивных операционных сред. Применение модели сервис-ориентированной инфраструктуры обеспечит долгосрочные технологические и экономические преимущества (в том числе снижение стоимости владения инфраструктурой).
По мере создания и развития ЕФИСН, телекоммуникаций и технологий электронный способ должен стать основным способом взаимодействия с различными категориями заявителей (собственниками, иными правообладателями недвижимости, профессиональными участниками рынка недвижимости (кадастровыми инженерами, нотариусами, риэлтерскими агентствами, оценщиками и т.п.), государственными и муниципальными органами, финансовыми институтами (банками, страховыми компаниями и т.п.), участниками отраслей, вовлеченными в реализацию крупных инфраструктурных проектов, и др.).
Внедрение новых информационных технологий позволит сократить сроки оказания услуг и снизить издержки пользователей услуг за счет:
– создания возможности предоставления услуг без непосредственного посещения мест приема документов, в том числе путем предоставления дистанционного доступа к информационным ресурсам с использованием сети Интернет;
– предоставления юридически значимых сведений из информационных ресурсов в виде электронных документов и с использованием технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Важным достижением учетно-регистрационных систем ряда зарубежных стран является система регистрации сделок с объектами недвижимости на основе использования ЭЦП. Такая технология позволяет привлекать к учетно-регистрационным услугам, в частности, нотариусов, а также иных авторизованных пользователей. При этом в Российской Федерации ограничивающим фактором широкого применения технологий электронного взаимодействия при осуществлении регистрации прав является большое количество недвижимого имущества, права на которое возникли до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое и имущество и сделок с ним» и записи о которых в ЕГРН до настоящего времени отсутствуют. Регистрация прав на такие объекты потребует предоставления бумажных оригиналов правоустанавливающих документов в места приема документов.
В отличие от услуги по кадастровому учету и регистрации прав информационные услуги, оказываемые единой системой, могут быть почти полностью переведены в электронную форму взаимодействия и оказываться дистанционно. Часть сведений ЕГРН должны подлежать публичному размещению в открытом доступе в сети Интернет. Остальная часть сведений может предоставляться с использованием различных технологий электронного взаимодействия с заявителем, которые поддерживают:
– возможность осуществления электронных платежей для оплаты предоставляемых сведений;
– возможность идентификации заявителя, подавшего заявку в электронном виде на получение соответствующих сведений, доступ к которым в силу законодательства ограничен только для определенного круга лиц.
При этом в целом для всех вышеуказанных категорий заявителей ЕФИСН в автоматизированном режиме должна обеспечить реализацию следующих функций:
– выдача первичной юридически значимой информации по единичному запросу с использованием средств ЭЦП;
– выдача обобщенной первичной информации по запросам пользователя, в том числе экстерриториальным;
– выдача обработанных сводно-аналитических отчетов по задаваемым пользователем критериям (параметрам), в том числе на периодической основе;
– реализация электронного взаимодействия при записи на прием и на промежуточных стадиях учетно-регистрационного процесса;
– средства «подписки» на существенные для пользователя события информационного характера, в том числе с использованием технологий электронных сообщений (к примеру, мониторинг собственником правового статуса принадлежащего ему объекта недвижимости и содержащихся в ЕФИСН сведений о таком объекте);
– самостоятельное (в том числе посредством сети Интернет) заполнение пользователем предварительной информации в рамках процедур предварительной подготовки учетно-регистрационных данных;
– актуализация имеющихся пространственных данных (картографической основы кадастра) через специально разрабатываемые средства электронного взаимодействия;
– информирование пользователей через систему сайтов в сети Интернет, контакт-центров, инфоматов обо всех фактах, связанных с ЕФИСН, а также о требованиях, стадиях и сроках учетно-регистрационного процесса;
– взаимодействие с электронными платежными системами для реализации возможности оплаты государственных услуг через сеть Интернет, а также реализация возможности подтверждения уплаты государственной пошлины в безналичном виде с использованием соответствующих терминалов непосредственно в местах приема заявителей;
– электронное взаимодействие с другими государственными системами, как в виде источника данных, так и в целях актуализации имеющихся в ЕФИСН сведений в случаях, когда такая актуализация допускается законодательством без участия заявителя в порядке информационного взаимодействия.
ЕГРН содержат ряд характеристик недвижимого имущества, изменение которых осуществляется по решению других органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, к таким характеристикам относятся категория и разрешенное использование земельных участков, назначение помещений, адреса объектов недвижимости, наличие на земельном участке зон с особыми условиями использования территорий и др.
Федеральным законом «О ГРН» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета копии документов, в соответствии с которыми изменены те или иные характеристики недвижимого имущества. В силу большого количества объектов недвижимости и характеристик таких объектов реализация данной нормы путем предоставления бумажных документов не обеспечивает обновления сведений ЕГРН в полном объеме. В результате предоставляемые сведения из указанных информационных ресурсов могут содержать устаревшие характеристики недвижимого имущества и привести, в том числе, к невозможности совершения сделок с недвижимым имуществом (в связи с отказом банка в оформлении кредита под залог недвижимости, отказом органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство и т.д.).
Поэтому потребуется обеспечить внедрение технологий электронного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях своевременной и полной актуализации характеристик недвижимого имущества.
Для обеспечения стабильного осуществления государственных функций в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также предотвращения возможных негативных последствий и рисков, связанных с формированием ЕФИСН, предполагается поэтапный переход от существующих информационных систем к интегрированной ЕФИСН:
на первом этапе (до 1 января 2012 г.) – проводится подготовка реализации проекта создания ЕФИСН, включающая разработку детальной концепции ЕФИСН, а также переход на технологию «одного окна», формирование внутреннего контура ЕФИСН без создания единой структуры данных разделов существующих информационных систем, реализация большей части электронных услуг;
на втором этапе (до 1 января 2014 г.) – осуществляется реализация проекта создания ЕФИСН, предусматривающая переход на единую федеральную информационную систему со сквозным унифицированным технологическим процессом и единой структурой разделов ЕГРН.
Ввод в промышленную эксплуатацию ЕФИСН с новой структурой данных предполагается осуществлять параллельно-последовательно (с середины этапа разработки и внедрения) от субъектов Российской Федерации с низкой интенсивностью запросов на получение сведений и выполнение регистрационно-учетных действий к субъектам Российской Федерации с наибольшей интенсивностью.
VII. Переход к осуществлению государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов
незавершенного строительства
В соответствии с Федеральным законом «О ГКН» с 1 января 2010 г. Росреестр начинает осуществление государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ОКС) с одновременным прекращением выполнения функции по техническому учету ОКС органами (организациями) по техническому учету и технической инвентаризации (ОТИ).
В настоящее время государственный кадастровый учет ОКС не осуществляется. В целях регистрации прав на ОКС осуществляется их технический учет органами (организациями) по техническому учету и технической инвентаризации[4].
Для обеспечения перехода к кадастровому учету ОКС необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, осуществить переход от расчета инвентаризационной стоимости ОКС к кадастровой стоимости в целях налогообложения ОКС. Для этого потребуется внесение соответствующих изменений в действующее законодательство в части установления общих принципов оценки недвижимого имущества для целей налогообложения, а также возможности внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в ЕГРН, что позволит создать институт массовой оценки недвижимости и ввести налогообложение недвижимого имущества на основе такой оценки[5].
До внесения вышеуказанных изменений в действующее законодательство, в целях введения в действие положений Федерального закона «О ГРН» в отношении ОКС потребуется внести в данный Федеральный закон изменения, которые позволят до завершения периода перехода к вышеуказанному институту определять Росреестру инвентаризационную стоимость ОКС, сведения о которых будут вноситься в государственный кадастр недвижимости, по методике, учитывающей состав указанных сведений.
Во-вторых, создать механизмы, обеспечивающие сохранность архивов[6] технических паспортов, оценочной и иной хранящейся в ОТИ учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобное), а также возможность оперативной работы Росреестра и подведомственных ему учреждений с такими архивами. В частности, потребуется рассмотреть вопрос о передаче осуществления полномочий Российской Федерации по ведению архивов ОТИ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку, учитывая объем архивов учетно-технической документации, возможность передачи в оперативное управление Росреестра зданий и помещений, находящихся в федеральной собственности, в объеме, необходимом для переноса и хранения всех архивов ОТИ, и выделение средств из федерального бюджета на осуществление такого переноса фактически нереализуема.
В-третьих, создать материально-техническую базу и укрепить кадровый потенциал в территориальных органах Росреестра и подведомственных ему учреждениях, необходимых для обеспечения работы при многократном увеличении числа заявителей[7] и количества объектов кадастрового учета. При этом создание единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета позволит частично решить проблему, связанную с необходимостью увеличения численности кадрового состава, в частности, оптимизировать штатную численность объединяемых территориальных органов Росреестра и за счет сокращения должностей работников, осуществляющих организационное, информационное, документационное, финансово-экономическое, хозяйственное обеспечение, перераспределить соответствующую высвобождаемую штатную численность на цели потребностей системы в сотрудниках, которые будут обеспечивать осуществление государственного кадастрового учета ОКС. Такое перераспределение во всех территориальных органах Росреестра возможно завершить только после окончания второго этапа организационных преобразований, то есть после 1 января 2011 года.
В четвертых, осуществить формирование нормативной правовой базы, необходимой для регулирования отношений, возникающих в связи с кадастровым учетом ОКС, проведением кадастровых работ в отношении ОКС.
В связи с необходимостью решения вышеуказанных масштабных задач потребуется рассмотреть вопрос о продлении переходного периода применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в отношении ОКС до 1 января 2013 г., установив данную дату в качестве предельного срока завершения перехода к государственному кадастровому учету ОКС на всей территории Российской Федерации.
VIII. Система профессиональной подготовки
и повышения квалификации кадров,
обеспечивающих регистрацию прав и кадастровый учет
Одним из приоритетных направлений при создании единой системы регистрации прав и кадастрового учета является удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах, обеспечение соответствия уровня квалификации работников решаемым задачам в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе с учетом необходимости повышения качества оказываемых в этой сфере государственных услуг.
Поэтому реализация настоящей Концепции предполагает проведение работ, связанных с формированием и развитием системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадрового состава единой системы, что потребует создания ведомственной системы обучения и профессиональной подготовки кадров в сфере регистрации прав, кадастрового учета.
Основными задачами профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в рамках единой системы являются:
– изучение законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики;
изучение передовых технологий применительно к организации и проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
– приобретение работниками дополнительных знаний, умений, навыков и компетенции в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач в условиях создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета;
– обучение пользователей автоматизированных информационных систем на этапах внедрения и сопровождения.
Для эффективного решения данных задач необходимо создание учреждения дополнительного профессионального образования (далее – Образовательный центр).
Создание Образовательного центра позволит обеспечить необходимое качество профессиональной подготовки работников единой системы и учебно-методического сопровождения обучения, с учетом необходимости обеспечения непрерывного профессионального развития работников, ориентации образовательных программ на правоприменительную практику в сфере регистрации прав и кадастрового учета, обучения на базе образовательных программ по направлениям профессиональной деятельности и общим методикам в целях формирования единой правоприменительной практики, применения современных методов и технологий обучения, в том числе дистанционных.
Образовательный центр должен осуществлять разработку научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения ведомственной системы обучения и подготовки кадров, координацию работ в данной области.
Переход от действующих сегодня независимых друг от друга ведомственных систем профессиональной подготовки к единой системе профессиональной подготовки и повышения квалификации предлагается реализовать в три этапа:
на первом этапе (до 1 июня 2011 г.) – осуществляется работа по организации создания Образовательного центра, экспертизе и доработке, при необходимости, конкурсной документации на обучение в целях повышения качества подготовки специалистов в условиях создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета, а также разрабатывается Концепция профессиональной подготовки (повышения квалификации) работников единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета;
на втором этапе (до 1 января 2012 г.) – создается Образовательный центр, который разрабатывает учебно-методические комплексы по направлениям профессиональной подготовки, начинает разработку и внедрение новых образовательных технологий при обеспечении качества подготовки;
на третьем этапе (до 1 января 2013 г.) – в полном объеме должна начать действовать система профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающая удовлетворение потребностей единой системы регистрации прав и кадастрового учета в квалифицированных кадрах, а также соответствие уровня квалификации работников решаемым задачам в сфере регистрации прав и кадастрового учета, прежде всего, по обеспечению единства правоприменительной практики и повышению в этой сфере качества государственных услуг.
Приложение № 2
к Приказу Минэкономразвития России
от 18 декабря 2009 г. № 534
ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ
№ п/п | Содержание | Документ | Сроки подготовки (принятия) | Ответственные исполнители | |
1. Изменение учетно-регистрационных процедур в связи с объединением функций в сфере регистрации прав и кадастрового учета | |||||
1.1 | Установление возможности одновременной подачи заявлений для государственного кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прав на данный объект | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
1.2 | Исключение из Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) требования о представлении при регистрации прав кадастрового паспорта на объект недвижимости | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
1.3 | Введение возможности осуществления отдельных полномочий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, подведомственными государственными учреждениями (федеральными бюджетными учреждениями) в целях обеспечения синхронизации установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) правил, предусматривающих возможность осуществления кадастрового учета подведомственными государственными учреждениями, с Законом о регистрации | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
1.4 | Административные регламенты по осуществлению Росреестром функций и оказанию услуг в сфере государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета, предоставления сведений из ЕГРН | Приказы Минэкономразвития России | март | Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
1.5 | Утверждение Правил ведения ЕГРН | Приказы Минэкономразвития России | март | Департамент недвижимости Правовойдепартамент Росреестр | |
1.6 | Объединение норм положений Закона о регистрации и Закона о кадастре в единый Закон, внесение в иные законодательные акты изменений, обеспечивающих: | Проект федерального закона | март | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
– исключение дублирования сведений ЕГРН (объединение правил ведения ЕГРН); |
| ||||
– установление единой учетно-регистрационной процедуры; |
| ||||
– установление возможности предоставления совокупных сведений одновременно из ЕГРН; |
| ||||
– уточнения порядка использования юридически значимых документов, полученных в порядке предоставления сведений из ЕГРН (при предоставлении земельных участков, оформлении наследственных правоотношений и т.п.), в электронной форме (электронных выписок); |
| ||||
– сокращение количества документов, предоставляемых заявителями, за счет установления требования о получении таких документов в порядке межведомственного информационного и документационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. |
| ||||
2. Взаимодействие с заявителями при регистрации прав, кадастровом учете, предоставлении сведений ГКН и ЕГРП (совершенствование способов и форм предоставления услуг) | |||||
2.1 | Предоставление возможности подачи документов для государственной регистрации прав посредством почтового отправления | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.2 | Установление возможности получения общедоступных сведений из ЕГРн неограниченному кругу лиц без предоставления документа, удостоверяющего личность обращающегося с соответствующим запросом лица | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.3 | Установление возможности получения сведений из ЕГРН в любом органе, осуществляющем ведение ЕГРН, вне зависимости от территориального места расположения объекта недвижимости (возможность направления экстерриториальных запросов о предоставлении указанных сведений | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.4 | Установление возможности направления запросов о предоставлении сведений из ЕГРН посредством почтового отправления либо электронных средств связи, а также получения соответствующих сведений из ЕГРН с использованием указанных способов взаимодействия с заявителями | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.5 | Введение требования о размещении в сети Интернет на официальном сайте органа, осуществляющего регистрацию прав и кадастровый учет, общей аналитической информации, полученной на основании сведений ЕГРН и публичное размещение которой не нарушает права и законные интересы правообладателей | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.6 | Установление требования о направлении уведомлений о приостановлении регистрации прав либо об отказе в регистрации прав в электронной форме по адресу электронной почты, указанному в заявлении (по желанию заявителей) | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.7 | Установление порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования | Приказ Минэкономразвития России | март | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.8 | Определение порядка представления заявления о постановке на кадастровый учет с необходимыми документами в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, а также порядка подтверждения получения органом по регистрации прав и кадастровому учету документов, представленных в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, и засвидетельствования верности электронного образа таких документов | Приказ Минэкономразвития России | март | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.9 | Установление порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования | Приказ Минэкономразвития России | март | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.10 | Определение состава сведений публичных кадастровых карт, предназначенных для использований неограниченным кругом лиц и подлежащих размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, осуществляющего регистрацию прав и кадастровый учет | Приказ Минэкономразвития России | декабрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.11 | Введение возможности использования электронных платежных систем для оплаты государственной пошлины за регистрацию прав, платежей за предоставление сведений ЕГРН | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.12 | Установление порядка взимания платы за предоставление сведений ЕГРН, в том числе при представлении соответствующего запроса в электронной форме или посредством почтового отправления | Приказ Минэкономразвития России | март | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.13 | Определение состава сведений кадастровых карт, предоставляемых на безвозмездной основе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в электронной форме | Приказ Минэкономразвития России | декабрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
2.14 | Установление особенностей информационного взаимодействия органа, осуществляющего регистрацию прав и кадастровый учет, и органов государственной власти и местного самоуправления в электронном виде | Проект постановления Правительства Российской Федерации | март | Департамент недвижимости Правовой департамент | |
2.15 | Установление требований к форматам документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении ЕГРН | Приказ Минэкономразвития России | март | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3. Осуществление в рамках единой федеральной системы государственного кадастрового учета зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, перенос в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости | |||||
3.1 | В целях обеспечения начала осуществления в рамках единой федеральной системы государственного кадастрового учета зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства (далее – ОКС) внесение в законодательство об оценочной деятельности изменений, устанавливающих порядок определения кадастровой стоимости ОКС | Поправки к проекту Федерального закона № 445126-4 | ноябрь 2010 г. | Департамент корпоративного управления Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.2 | В целях обеспечения начала осуществления в рамках единой федеральной системы государственного кадастрового учета зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства (далее – ОКС) внесение в налоговое законодательство изменений, предусматривающих замену инвентаризационной стоимости на кадастровую и соответственно устанавливающих порядок определения налогооблагаемой базы в отношении ОКС граждан и юридических лиц с учетом кадастровой стоимости | Поправки к проекту Федерального закона № 51763-4 либо новый проект федерального закона | март | Департамент недвижимости Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Департамент корпоративного управления Правовой департамент Росреестр | |
3.3 | Перенос сроков завершения перехода к осуществлению государственного кадастрового учета ОКС до 1 января 2013 г. | Поправки к проекту Федерального закона № 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.4 | Утверждение формы и состава сведений декларации об ОКС | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.5 | Определение порядка присвоения ОКС кадастровых номеров | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.6 | Утверждение формы и требований к подготовке технического плана, требований к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.7 | Утверждение форм и требований к подготовке акта обследования ОКС | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовойдепартамент Росреестр | |
3.8 | Установление требований к точности и способам определения координат характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.9 | Установление требований к определению площади здания или помещения. | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.10 | Установление особенностей осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и т.п.), а также земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей таких земельных участков | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.11 | Определение порядка определения места осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.12 | Определение порядка уточнения органом кадастрового учета местоположения границы ранее учтенного земельного участка и местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.13 | Утверждение сроков и порядка включения сведений и документов о ранее учтенных ОКС в соответствующие разделы ЕГРН | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.14 | Определение порядка направления запроса органом кадастрового учета в органы государственной власти и органы местного самоуправления о ранее учтенных ОКС | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
3.15 | Утверждение порядка хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной хранящейся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов) | Приказ Минэкономразвития России | 2011 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
4. Обеспечение выполнения отдельных функций по государственной регистрации прав и государственному кадастровому учету федеральными учреждениями | |||||
4.1 | Внесение изменений в Закон о кадастре в части введения платы за предоставление сведений из ЕГРН | Поправки к проекту Федерального закона N 93929-5 | ноябрь 2009 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
4.2 | Внесение в бюджетное законодательство изменений, предусматривающих возможность поступления платы за предоставление сведений из ЕГРН, в доход соответствующего федерального учреждения | Проект федерального закона | сентябрь 2010 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
4.3 | Внесение изменений в Закон о регистрации и Закон о кадастре в части полномочий государственных органов по контролю за реализацией федеральными учреждениями отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета | Проект федерального закона | сентябрь 2010 г. | Департамент недвижимости Правовой департамент Росреестр | |
Приложение № 3
к Приказу Минэкономразвития России
от 18 декабря 2009 г. № 534
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ
И ГОСУДАРСТВЕННОГОКАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1. Создание единого территориального органа Росреестра в субъектах Российской Федерации | |||
1.1 | Разработка и утверждение Типового положения о территориальных органах Росреестра | 2009 г. | Департамент недвижимости Росреестр |
1.2 | Разработка технической и технологической структуры ведомства, ориентированной на новую организационную структуру и модель оказания услуг | 2009 г. | Росреестр |
1.3 | Создание территориальных органов единой федеральной системы в субъектах Российской Федерации вне зависимости от количества регистрационных и кадастровых округов | 2010 г. | Росреестр |
2. Оптимизация размещения территориальных органов Росреестра и подведомственных Росреестру специализированных государственных учреждений | |||
2.1 | Инвентаризация зданий и помещений, в которых размещаются территориальные органы Росреестра и подведомственные федеральные государственные учреждения | 2010 г. | Росреестр |
2.2 | Определение критериев территориального выбора места расположения и подбора оптимального формата пунктов приема документов, исходя из интенсивности потока заявителей, плотности расположения объектов недвижимости | I квартал 2010 г. | Росреестр |
2.3 | Утверждение штатного расписания территориальных органов Росреестра и подведомственных федеральных государственных учреждений | 2010 г. | Росреестр |
2.4 | Перераспределение фактической штатной численности с учетом объема оказываемых государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость | 2010 г. | Росреестр |
2.5 | Размещение территориальных органов Росреестра и подведомственных федеральных государственных учреждений с учетом перераспределения фактической штатной численности | 2010 г. | Росреестр |
3. Организация деятельности подведомственных Росреестру специализированных федеральных учреждений в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета в субъектах Российской Федерации | |||
3.1 | Проведение инвентаризации имущества федеральных учреждений | 2010 г. | Росреестр |
3.2 | Определение перечней закрепляемого недвижимого имущества и особо ценного имущества за федеральными учреждениями | 2010 г. | Росреестр |
3.3 | Разработка и утверждение типовых структур территориальных органов Росреестра и подведомственных федеральных учреждений | 2010 г. | Росреестр |
3.4 | Организация работы по передаче федеральным учреждениям отдельных полномочий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, и органов, осуществляющих государственный кадастровый учет | 2010 г. | Росреестр |
3.5 | Внесение изменений в учредительные документы федеральных государственных учреждений в связи с наделением их отдельными полномочиями органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, и органов, осуществляющих государственный кадастровый учет | 2010 г. | Росреестр |
4. Совершенствование способов организации работы с заявителями | |||
4.1 | Разработка и внедрение средств поддержки процедуры предварительной подготовки данных в электронном виде на стороне заявителя при подаче документов для осуществления государственной регистрации прав, а также кадастрового учета в связи с изменением характеристик объекта недвижимости или прекращением его существования | 2010 г. | Росреестр Департамент недвижимости |
5. Внедрение новых форм и способов предоставления услуг, в том числе в электронной форме, в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета | |||
5.1 | Реализация возможностей по предоставлению отдельных видов государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета в электронном виде | 2010 г. | Росреестр Департамент недвижимости |
5.2 | Определение (расчет) размеров платы за предоставление государственных услуг для пользователей данных услуг | 2010 г. | Департамент недвижимости Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции |
5.3 | Разработка и внедрение интернетпортала государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, государственного кадастрового учета | 2010 г. | Росреестр |
5.4 | Внедрение средств «электронной очереди» и предварительной записи на прием с использованием телекоммуникационных каналов связи, в том числе сети Интернет | 2010 г. | Росреестр |
5.5 | Создание технологической возможности для реализации принципа экстерриториального обслуживания без привязки места приема заявлений к местоположению объекта недвижимости | 2010 г. | Росреестр |
5.6 | Расширение перечня оказываемых государственных и информационных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, государственного кадастрового учета в электронной форме; реализация новых услуг на интернет-портале Росреестра | 2012 г. | Росреестр |
5.6.1 | Внедрение средств поддержки процедуры постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости посредством представления необходимых документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования | 2010 г. | Росреестр |
5.6.2 | Разработка и внедрение средств поддержки процедуры получения запросов и предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) (в случае внесения соответствующих изменений в законодательство) и государственного кадастра недвижимости (далее – ЕГРН) в электронной форме с использованием сетей связи общего пользования | 2010 г. | Росреестр |
5.6.3 | Разработка и внедрение информационно-телекоммуникационных и программных решений, обеспечивающих реализацию информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении органами государственной власти и органами местного самоуправления сведений для внесения в ЕГРН (о границах муниципальных образований, населенных пунктов, изменении адресной информации, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий и т.п.), а также при предоставлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления кадастровых сведений в виде кадастровых карт соответственно территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований | 2010 г. | Росреестр |
5.6.4 | Разработка и внедрение информационно-телекоммуникационных решений, обеспечивающих обмен данными между информационными системами ЕРГН и рядом иных федеральных государственных информационных систем, в том числе реестра федерального имущества | 2011 г. | Росреестр |
5.6.5 | Разработка и внедрение средств информационно-технологической поддержки деятельности профессиональных участников рынка недвижимости, финансовых институтов (банки, страховые компании и т.п.), крупных застройщиков, участников отраслей, вовлеченных в реализацию крупных инфраструктурных проектов (Фонд жилищного строительства и т.п.) | 2012 г. | Росреестр |
6. Создание единой федеральной информационной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета | |||
6.1 | Разработка и утверждение детальной концепции создания Единой федеральной информационной системы в сфере государственной регистрации прав, кадастрового учета недвижимости (далее - ЕФИСН) | I квартал 2010 г. | Росреестр Департамент недвижимости Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции |
6.2 | Организация системы управления проектом создания ЕФИСН | IV квартал 2009 г. | Росреестр |
6.3 | Разработка и внедрение технологий по сопровождению существующих информационных систем с учетом их функциональной интеграции, на базе единого центра обработки заявок пользователей информационных систем | IV квартал 2009 г. | Росреестр |
6.4 | Разработка базовых технических решений по интеграции существующих АИС в ЕФИСН, в том числе с реализацией функциональности «одного окна» | IV квартал 2009 г. | Росреестр |
6.5 | Проведение подготовительных мероприятий по развертыванию работ по созданию ЕФИСН (включая технико-экономические обоснования разработки и внедрения ЕФИСН, требования к программно-технической инфраструктуре ЕФИСН, требования к структуре территориального размещения учетно-регистрационных органов, Техническое задание на ЕФИСН, комплексный план мероприятий по реализации проекта создания ЕФИСН) | 2010 г. | Росреестр |
6.6 | Разработка финансово-экономического обоснования на создание и развитие ЕФИСН, проведение его экспертизы в рамках Совета главных конструкторов ведомственных программ внедрения информационно-коммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти и Совета по региональной информатизации при Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям | 2010 г. | Росреестр Департамент недвижимости Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции |
6.7 | Разработка и нормативное утверждение механизма (технологии) и регламентов обеспечения качества (целостности) информации об объектах недвижимости и прав на них | 2010 г. | Росреестр |
6.8 | Разработка и согласование технологии создания единой цифровой пространственной основы | 2011 г. | Росреестр |
6.9 | Разработка ЕФИСН 1-й очереди на основе базовых технических решений и проведение опытной эксплуатации в пилотных регионах | 2011 г. | Росреестр |
6.10 | Опытная эксплуатация в пилотных регионах технологии обеспечения функционирования ЕФИСН 1-й очереди | 2012 г. | Росреестр |
6.11 | Разработка и ввод в действие технологии ведения электронных архивов | 2011 г. | Росреестр |
6.12 | Модернизация ЕФИСН по результатам пилотных внедрений | 2012 г. | Росреестр |
6.13 | Внедрение ЕФИСН на всей территории РФ | 2013 г. | Росреестр |
7. Повышение качества информации в ресурсах ЕГРН, в том числе в электронной форме | |||
7.1 | Осуществление работ в целях обеспечения целостности данных об объектах недвижимости в масштабах 40% территории Российской Федерации | 2011 г. | Росреестр |
7.2 | Осуществление работ в целях обеспечения целостности данных об объектах недвижимости в масштабах 30% территории Российской Федерации | 2013 г. | Росреестр |
8. Создание единого документального архива | |||
8.1 | Разработка регламента ведения архивов кадастровых дел, правоустанавливающих документов | 2010 г. | Росреестр |
8.2 | Инвентаризация архивов кадастровых дел, правоустанавливающих документов | IV квартал 2010 г. | Росреестр |
8.3 | Определение параметров хранения единого архива кадастровых дел, правоустанавливающих документов | IV квартал 2010 г. | Росреестр |
9. Создание подведомственного Росреестру специализированного федерального учреждения по координации профессиональной подготовки специалистов для единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета | |||
9.1 | Разработка Концепции создания ведомственной системы дополнительного профессионального образования | 2010 г. | Росреестр |
9.2 | Создание подведомственного Росреестру образовательного научно-методического центра в форме федерального учреждения (далее – Образовательный центр) | 2010 – 2011 гг. | Росреестр |
9.2.1 | Проработка вопроса создания Образовательного центра, ресурсного обеспечения его деятельности | 2009 г. | Росреестр Росимущество |
9.2.2 | Подготовка пакета документации о создании Образовательного центра в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России | 2010 г. | Росреестр Росимущество |
9.2.3 | Подготовка проекта решения Правительства Российской Федерации о создании образовательного центра и внесение его на рассмотрение в установленном порядке | 2010 г. | Департамент недвижимости Росреестр Росимущество |
9.2.4 | Утверждение устава, государственная регистрация Образовательного центра | 2011 г. | Росреестр |
9.2.5 | Проведение процедур, связанных с образовательной деятельностью Образовательного центра (лицензирование) | 2011 г. | Росреестр Образовательный центр |
9.3 | Разработка и внедрение ориентированных на качество государственных услуг и особенностей правоприменительной практики программ подготовки и повышения квалификации сотрудников | 2011 г. | Росреестр Образовательный центр |
9.4 | Создание информационно-образовательного портала Росреестра | 2011 г. | Росреестр Образовательный центр |
9.5 | Создание ведомственной системы дистанционного обучения | 2012 г. | Росреестр Образовательный центр |
21. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.