Государство, выражая интересы общества, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его казне и необходимые для осуществления собственно государственных функций (военно-оборонительных, правоохранительных, социальных /поддержка незащищенных слоев населения – дети, пенсионеры, инвалиды; финансирование социальных сфер – образование, здравоохранение и т.п./, природоохранных, по развитию фундаментальной науки и т.д.).
Изъятие государством на общественные цели определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Основные участники производства ВВП: работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие за это доход; хозяйствующие субъекты, собственники капитала, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Соответственно, экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями участников производства ВВП и государства по поводу формирования государственных доходов.
Налог - это обязательный и индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции показывают, каким образом реализуется назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.
Налоги выполняют ряд функции.
Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus — государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение — насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.
. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.
. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.
Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает следующие виды функций:
Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции.
Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.
Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную — с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период.
Основоположником теории налогообложения называют шотландского экономиста и философа Адама Смита (18 в.). Из его теории можно вывести четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени:
1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность обложения.
2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщику.
3. Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в наиболее удобные для н/п время и способом.
4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 246.