Государственный долг является одним из элементов государственного кредита. Государственный кредит – это система экономических отношений, в которых государство выступает одной из сторон кредитных операций. В этих отношениях государство может выступать в роли заемщика (что и приводит к возникновению государственного долга), кредитора и гаранта. К причинам возникновения государственного долга можно отнести:
- кассовый разрыв во времени между поступлением доходов и осуществлением расходов;
- дефицит бюджета давно приобрел постоянный характер, а некоторые теории даже доказывают его необходимость;
- государственный кредит является одним из наиболее эффективных способов проведения как внутренней, так и внешней экономической политики.
Материальным воплощением государственного долга являются государственные займы. Наиболее распространенной формой государственных займов являются государственные ценные бумаги.
Классификация государственных займов:
1. По месту размещения:
- внешние;
- внутренние.
2. По срокам погашения:
- текущие (со сроком погашения до 1 года);
- краткосрочные (со сроком погашения до 2-3 лет);
- среднесрочные (со сроком погашения до 5-10 лет);
- долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 50 лет);
- бессрочные (рентные); держатели рентных облигаций имеют право только получать проценты по своему займу, но не имеют право требовать выплаты первоначально вложенных средств; государство, однако, оставляет за собой право выкупа таких облигаций.
Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых по определению места и условий размещения и погашения государственных замов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов. Основной целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита бюджета государства. Управление государственным долгом должно осуществляться в соответствии с определенными принципами:
- безусловность выполнения государством своих долговых обязательств;
- единство учета всех видов государственных обязательств, вне зависимости от эмитента;
- снижение рисков, связанных с колебаниями конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций на рынке ценных бумаг;
- оптимизация структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
- сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимального соотношения между инвесторами резидентами и нерезидентами;
- прозрачность при выпуске займов для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств:
- списание долга – если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
- выкуп долга – некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
- секьюритизация – основная идея секьюритизации состоит в том, что страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
- обмен госдолга на акции национальных предприятий – предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.
Основные методы управления государственным долгом:
- рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
- конверсия – изменение размера доходности займа, т.е. снижение или повышение процентной ставки дохода;
- консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов;
- унификация займов – объединение нескольких займов в один;
- отсрочка погашения займа – проводится в условиях, когда деятельность по выпуску новых займов становится неэффективной;
- аннулирование государственного долга – отказ государства от долговых обязательств.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.