Повышение квалификации кадров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вследствие общественного характера производства различные участки работ и рабочие места на участках взаимосвязаны, поэтому нарушение трудовой дисциплины на одном из них приводит к нарушению трудового процесса на другом участке или рабочем месте. От уровня дисциплины труда зависит состояние организации труда.

На дисциплину труда значительно влияют условия труда и его организация. В неблагоприятных производственных условиях, при отсутствии четкой организации труда работники быстрее утомляются и чаще нарушают дисциплину труда. Нередко возникают простои из-за недостаточно рационального распределения обязанностей между отдельными работниками (разделения и кооперации труда), нечетких указаний вышестоящих работников. Имеется прямая связь между уровнем образования и квалификации работников и их поведением в производственном коллективе: чаще нарушают трудовую дисциплину малоквалифицированные рабочие. Большое влияние на уровень трудовой дисциплины оказывает также психологический климат в производственном коллективе.

Дисциплине труда в последнее время у нас уделяется большое внимание. Указом Президента Республики Беларусь, принятом в 20115 году, значительно расширены права руководителей по поддержанию дисциплины труда (меры поощрения и наказания), а также требования к исполнителям. Одновременно повышены требования к руководителям за выполнение установленных заданий и реализацию продукции. В целом все требования по дисциплине труда находят отражение в Коллективном договоре между администрацией и профсоюзной организацией.

Большое значение для повышения производительности труда имеет режим труда и отдыха трудящихся. В настоящее время режим труда и отдыха в лесном хозяйстве регламентируется Коллективным договором, который составляется на основании Отраслевого тарифного соглашения. Оценку физической нагрузки человека во время работы производят по напря­женности статической нагрузки за смену. Дополнительно мо­гут определяться такие факторы: характер рабочего положений, количество совершаемых наклонов, суммарное расстояние ходьбы в течение смены, максимальная величина перемещаемого груза и др. Категорию труда по нервно-психологической нагрузке определяют по обязательным факторам: вниманию (числу объектов одновременного наблюдения); количеству сигналов в среднем за 1 час; эмоциональному напряжению, определяемому характером работы: работой по индивидуальному плану, работой в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью, монотонностью работы. Могут также учитываться длительность сосредоточенного наблюдения, доля времени активных действий, напряженность анализаторской функции по зрению и слуху, интеллектуальная напряженность – необходимость принятия решений или отсутствие этой необходимости, сложность решений.

Организатору любого трудового процесса необходимо учитывать хотя бы приближенно категорию тяжести труда, его монотонность. К легким работам в лесном хозяйстве относятся отвод лесосек, сортировка сеянцев и саженцев, оправка сеянцев после прохода лесопосадочной машины, нарезка черенков для посадки и т. п. К работам средней тяжести можно отнести рубки ухода в молодняках при помощи мотоинструмента, посадку леса с применением ручных инструментов, работу станочников в деревообрабатывающем цехе. Тяжелыми работами считаются: работа при ручном уходе за лесокультурами, молодняками, работа вальщиков леса с бензомоторной пилой, сучкорубов, сажальщиков на лесопосадочных машинах, операторов харвестеров.

Уровень монотонности работ устанавливают по следующим градациям: незначительная монотонность (до 180 однообразных приемов и действий в течение 1 ч), повышенная монотонность (от 181 до 300), большая монотонность (от 301 до 600), особо большая монотонность – более 600 однообразных приемов и действий).

Разработка рационального режима труда и отдыха направлена на создание производственных условий, способствующих поддержанию высокого уровня работоспособности человека, быстрому восстановлению физических и нервно-психических функций. Основа для разработки рационального режима труда и отдыха на конкретном производстве — изучение динамики работоспособности и физиологических функций организма. С этой целью составляют сменные, недельные и годовые режимы труда и отдыха. Сменные режимы разрабатывают в несколько этапов: выбирают объект исследования и работников, подлежащих обследованию; изучают организацию производства и условия труда, причины заболеваемости и травматизма на исследуемом объекте; проводят физиологические и технико-экономические исследования; разрабатывают рациональный режим труда и отдыха; проводят опытно-производственную проверку разработанного режима в течение нескольких месяцев; оценивают эффективность режима; внедряют типовой режим.

Трудовой процесс при этом исследуют методами технического нормирования (хронометражем, фотографией рабочей смены). В качестве технико-экономических показателей используют: часовую выработку, затраты времени на выполнение отдельных операций, паузы в работе, устанавливаемые произвольно работником в результате нарастающего утомле­ния, качество работы и др.

Материалы исследования технико-экономических показателей и физиологических функций дают возможность разработать графики работоспособности человека в течение смены на конкретных работах. Анализируя графики, в точках снижения кривых работоспособности намечают перерывы на отдых. Разработанные и утвержденные графики сменного режима труда и отдыха доводят до сведения всех работающих. Эти графики должны строго соблюдаться. Отдых работающего, проектируемый в рациональном режиме, должен обеспечивать хорошее восстановление работоспособности человека. Длительность перерыва на легких и средних по тяжести работах должна составлять 5-10 мин в течение рабочего часа, на тяжелых работах она увеличивается до 15 мин через каждые 45 мин работы. Физиологическими исследованиями установлено, что частые и короткие перерывы в работе недостаточно полно восстанавливают физиологические функции человека. Отдых во время перерыва может быть пассивным или активным. Активный отдых более эффективен для восстановления работоспособности. Он осуществляется переменой труда или выполнением гимнастических упражнений, что особенно необходимо работникам умственного труда и рабочим, осуществляющим трудовой процесс сидя. На тяжелых и связанных с длительной ходьбой работах рекомендуется пассивный отдых.

Недельный режим труда и отдыха также требует научного обоснования и разрабатывается на основе изучения динамики работоспособности в течение недели и специфики производственного процесса: прерывный или непрерывный характер, коэффициент сменности, необходимость введения непрерывной рабочей недели и скользящего графика работы.

Годовой режим труда и отдыха составляется с учетом особенностей лесохозяйственного производства, интересы которого требуют, чтобы в весенне-летний период в трудовом процессе участвовало наибольшее число работников. Для соблюдения интересов трудящихся и предоставления им по мере производственной возможности отпусков в этот же период необходимо осуществлять четкое оперативно-производственное планирование, учитывать возможность совмещения профессий, взаимозаменяемости работников и иметь график отпусков на календарный год.

Режимы труда и отдыха корректируются вследствие изменений санитарно-гигиенических условий производства: особенно жаркий летний период, наличие в лесу гнуса, сильные морозы зимой, изменение уровня шума, вибрации, освещения и т. д. Режим труда и отдыха улучшается благодаря эстетическим факторам – эстетическому оформлению рабочей одежды, функциональной музыке, окраске помещения и пр.

Важное значение для повышения производительности труда имеет подготовка квалифицированных кадров. Для лесного хозяйства кадры ИТР готовят Белорусский государственный технологический университет (БГТУ), Гомельский государственный университет им Ф. Скорины, ряд средних специальных учебных заведений-колледжей (Полоцкий, Гродненский, Гомельский и др.) и учебно-курсовые комбинаты для главных рабочих профессий (Мозырь, Борисов и др.). Подготовкой и переподготовкой руководящих кадров и специалистов в лесном хозяйстве Беларуси занимается «Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства», подчиненный Министерству лесного хозяйства.

Имеет значение и организация школьных лесничеств с целью своевременной профориентации учащихся

Сохраняется и индивидуальная подготовка рабочих по специальностям, не требующим специального образования: обрубщик сучьев, очистка лесосек, уход за лесными культурами и т.д.

Большое значение для повышения производительности труда имеет творческая активность работников: рационализаторские предложения, изобретения и т.п.

Изобретением называется новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, дающее положительный эффект. Технические решения делятся на пять групп: устройства; способы и технологии; вещества; штаммы микроорганизмов; применение известных ранее устройств, способов, веществ по новому назначению. К изобретениям приравниваются новые сорта и гибриды сельскохозяйственных и лесных растений, новые породы животных и птиц, пушных зверей, тутового шелкопряда и т. п. Авторам изобретений выдается патент.

Рационализаторское предложение — это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала, но не отвечающие требованиям для изобретения. Основные признаки рационализаторского предложения — новизна и полезность. Новизна устанавливается применительно к условиям предприятия, принявшего заявку на рационализаторское предложение, полезность — расчетом экономического эффекта или иной пользы – улучшения условий труда и др. Предложение не может быть признано рационализаторским, если оно было разработано техническими службами предприятия и внедряется по распоряжению администрации, или рекомендуется к внедрению вышестоящей организацией, или предусмотрено техническими условиями, стандартами, бюллетенями по распространению передового опыта.

Рационализаторские предложения подаются на имя главного лесничего (главного инженера) или в бюро рационализации и изобретательства, если такое создано на предприятии. Решение о признании предложения рационализаторским выносит директор предприятия или по его поручению главный лесничий (инженер) на основе рекомендаций комиссии, состоящей из специалистов и представителей общественных организаций. Существуют определенные сроки прохождения заявки на рационализаторские предложения. После признания предложения рационализаторским и принятия его к использованию автору выдается специальное удостоверение, подтверждающее авторство и дающее право на получение вознаграждения в соответствии с величиной годового экономического эффекта, полученного от внедрения.

5.4 Техническая подготовка производства

Деятельность предприятия по развитию его материально-тех­нической базы, организации производства, труда и управления пред­ставляет собой техническую подготовку производства. Она включает:

• проектирование новых видов продукции, модернизацию выпус­кающейся;

• разработку технологического процесса изготовления продукции;

• приобретение специального оборудования, инструментов, полуфабрикатов и комплектующих со стороны;

• материально-техническое обеспечение производства;

• подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

• разработку норм и нормативов, технологической, технической и организационной структуры аппарата управления и информационного обеспечения.

Техническая подготовка осуществляется в целях эффективного освоения нового или модернизированного изделия, внедрения новых сложных машин и оборудования, новых технологических приемов и изменения организации производства.

Техническая подготовка производства включает конструкторскую и технологическую подготовку.

Конструкторская подготовка производства включает проекти­рование новой продукции и модернизацию ранее производившейся, разработку проекта реконструкции и переоборудования предприятия или его подразделений. Результаты конструкторской подготовки оформляются в виде технической документации – чертежей, специ­фикаций материалов, образцов готовой продукции.

Проектирование новой продукции, объектов лесохозяйственно­го производства осуществляется проектно-технологическими и научно-исследовательскими институтами, а также конструкторскими отделами и лабораториями предприятий. В отрасли «лесное хозяйство» этими вопросами занимается ГРЛУП «Белгослес» и УП «Белгипролес».

Основные задачи конструкторской подготовки:

• непрерывное совершенствование качества продукции;

• повышение уровня технологичности конструкции, под которой понимается облегчение приемов изготовления и возможность применения прогрессивных технологий;

• снижение себестоимости продукции за счет уменьшения расхода ма­териалов на единицу продукции, снижения эксплуатационных затрат;

• использование при проектировании продукции существующих стандартов и унифицированных деталей и узлов;

• обеспечение охраны труда и техники безопасности, а также удобств при эксплуатации и ремонте новых изделий.

Этапы конструкторской подготовки

Проектирование любого объекта начинается с проектного или технического задания, которое составляется заказчиком или по его поручению проектной организацией. В техническом задании указыва­ется: наименование продукции (объекта), назначение, область применения, технические и экономические показатели в процессе производ­ства и эксплуатации.

На основании анализа проектного задания и сопоставления различных вариантов решения, сравнительной оценки решений с уче­том конструктивных и эксплуатационных особенностей проектируе­мого объекта составляется техническое предложение - совокупность конструкторских документов, содержащих технические и технико-экономические обоснования целесообразности разработки проекта. После согласования и утверждения в установленном порядке техни­ческое предложение является основанием для разработки эскизного (технического) проекта.

Эскизный проект содержит принципиальные конструкторские решения, дающие общее представления об устройстве и принципе ра­боты изделия, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габариты разрабатываемого изделия.

Технический проект - совокупность конструкторских докумен­тов, которые содержат окончательное техническое решение, дают полное представление об устройстве изделия и исходные данные для разработки рабочей документации.

Заключительной стадией конструкторской подготовки произ­водства является разработка технической документации - чертежей, инструкций, технических условий.

Технические условия (ТУ) являются обязательным документом на новый вид продукции, который содержит требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке.

После испытания и доводки опытной партии уточняется рабо­чий проект, который передается для технологической подготовки производства.

Рассмотренный выше порядок конструкторской подготовки из­делия характерен в полной мере лишь для массового и крупносерий­ного производства, продукции повышенной технической сложности: станки, тракторы, холодильники и т. п.

В практике лесного хозяйства при проектировании таких объек­тов, как лесохозяйственные дороги, осушительные системы, лесосеменные плантации и участки, питомники, разрабатывается техно-рабочий проект, который содержит схему размещения объекта, рабо­чие чертежи и сметы на строительство.

Продукция, выпускаемая цехом деревообработки лесхоза, долж­на соответствовать государственному стандарту (в России - ГОСТ, в Беларуси - СТБ - стандарт Беларуси), стандарту предприятия, техническим условиям на рабочем месте должен быть образец изделия.

Конструкторская подготовка производства осуществляется в со­ответствии с комплексом государственных стандартов, устанавли­вающих правила оформления и обращения конструкторской докумен­тации – ЕСКД – единая система конструкторской документации.

Технологическая подготовка производства является продолже­нием работ по проектированию изделия. На этой стадии устанавлива­ется, при помощи каких технологических методов и средств, способов организации производства должно изготавливаться данное изделие, окончательно определяется его себестоимость и эффективность про­изводства.

Технологическая подготовка охватывает проектирование техно­логических процессов, а именно:

• выбор и расстановку оборудования;

• определение и проектирование специальной технологической
оснастки;

• нормирование затрат труда, расхода материалов, топлива и энергии.

В процессе технологической подготовки производства разраба­тываются способы механизации и автоматизации производственных процессов, выбор транспортных средств и средств хранения сырья и готовой продукции, оснащения рабочих мест и участков. Исходя из запроектированного технологического процесса, выбора на этой осно­ве оборудования и режима его работы, определяются нормативы рас­хода сырья и материалов, топлива, энергии, рабочего времени и дру­гих элементов производства на единицу продукции.

Этапы технологической подготовки:

маршрутная технология - движение предмета труда по цехам и закрепление основных операций за конкретными группами оборудования;

операционная технология - составление пооперационных техноло­гических карт, которые содержат указания и параметры выполнения каждой производственной операции;

• изготовление и наладка специального технологического оборудования;

материальная подготовка - приобретение, монтаж и наладка но­вого оборудования, инструмента и приспособлений, оборудования и материалов.

организационная подготовка - подбор и расстановка рабочих, ус­тановление норм выработки и сдельных расценок, плановых заданий по рабочим местам и участкам.

Важное значение имеет обеспечение технологичности изделия,

 для чего необходимо установить перечень показателей технологично­сти и методику их определения.

Такими показателями могут быть:

1.Трудоемкость изготовления изделия Себестоимость 1 единицы продукции  Обеспечивается снижение трудоемкости и себестоимости изготовления изделия
2. Расход сырья и вспомогательных материалов Материалоемкость 1 единицы продукции   Обеспечивается снижение материалоемкости изделия, расхода сырья и материалов
3. Трудоемкость технического обслуживания и ремонта изделия Снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта изделия в процессе эксплуатации

 

В ходе выполнения технологической подготовки производства различают 2 вида технологичности:

• производственная технологичность - сокращение затрат времени и средств на конструкторскую, технологическую подготовку производ­ства и в процессе изготовления;

• эксплуатационная технологичность - сокращение затрат времени и средств на техническое обслуживание и ремонт.

Оценка технологичности может быть качественной (на основа­нии опыта исполнителя) и количественной: сравнение показателей технологичности изготовления новой и старой продукции.

Результаты технологической подготовки производства оформ­ляются специальной документацией:

а)   Технологической картой - описанием технологического про­цесса от поступления сырья и комплектующих на склад предприятия и до выпуска готового изделия и передачи его отделу сбыта.

В лесном хозяйстве используются нормативно-технологические карты (НТК).

б)   Нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, пере­чень рабочих инструкций и правил.

в)   Расчет технологической себестоимости единицы продукции и годового объёма производства.

Выполнение технологической подготовки производства регла­ментируется соответствующими стандартами: ЕСТД (единая система технологической документации), ЕСТПП (единая система технологи­ческой подготовки производства).

Применительно к отрасли «Лесное хозяйство» в систему техно­логической подготовки входят:

• составление технологических карт на разработку лесосек;

• составление проекта лесных культур;

• составление НТК на все виды лесохозяйственных работ.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите задачи, стоящие перед организаторами производства в рыночной экономике.

2. В чем заключается функция организации производства?

3. Что такое производственный процесс?

4. Перечислите производственные процессы в лесном хозяйстве.

5. Приведите примеры простых и сложных постоянных и периодических процессов.

6. В чем заключается техническая подготовка производства?

7. Каковы основные принципы НОТ?




Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.