В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь и ТКП 377—2012 (02080) лесоустройство - это система инвентаризации и учета лесного фонда, проектирования мероприятий, направленных на обеспечение рационального комплексного использования лесного фонда, повышения эффективности ведения лесного хозяйства, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, эффективное воспроизводство, охрану и защиту леса и осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
Там же отмечено, что при проведении лесоустройства осуществляются:
• определение границ участков земель государственного лесного фонда, переданных юридическим лицам: лесхозам, национальными паркам и т.д., для ведения лесного хозяйства и внутрихозяйственная организация их территорий;
• инвентаризация лесного фонда с определением категорий земель, породного и возрастного состава лесов, их состояния, количественные и качественные характеристики лесных ресурсов;
• выявление участков, нуждающихся в проведении рубок главного и промежуточного пользования, других лесохозяйственных мероприятий;
• уточнение площадей, предназначенных для восстановления лесов и лесоразведения, и определение способов лесовосстановления;
• определение размеров побочного лесопользования, заготовки второстепенных лесных ресурсов, пользования государственным лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целей;
• уточнение категорий защитности лесов и обоснование перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую;
• разработка проектов организации и ведения лесного хозяйства, включая составление планово-картографической документации;
• авторский надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;
• выполнение топографо-геодезических, лесобиологических и других обследований и изысканий государственного лесного фонда;
• иные лесоустроительные действия.
В Беларуси лесоустройство проводится во всех лесах с периодичностью один раз в 10 лет. Такое лесоустройство называется базовым. Его проведение финансируется из госбюджета. Может проводится и непрерывное лесоустройство, заключающееся в учете всех ежегодных изменений в лесном фонде (они учитываются в натуре). У нас непрерывное лесоустройство может проводится по заказам лесохозяйственных организаций и за их счет.
Все лесоустроительные работы в Беларуси осуществляет Лесоустроительное республиканское унитарное предприятие (ЛРУП) «Белгослес», управление которым находится в Минске. «Белгослес» имеет 2 дочерних предприятия (ДЛРУП) «Гомельлеспроект» и «Витебсклеспроект».
Полный цикл базового лесоустройства продолжается 2 (иногда 3) года. Он состоит из подготовительных, полевых (лесоинвентаризация) и камеральных (составление лесоустроительного проекта) работ.
Основным методом лесоустройства является метод классов возраста, первичной учетной единицей - таксационный выдел.
В лесах с высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства по требованию заказчика и за дополнительную плату можно применять участковый метод лесоустройства с организацией постоянных хозяйственных участков. Взаимоотношения лесоустроительной организации с заказчиками лесоустроительных работ определяются договорами на производство работ и решениями лесоустроительных и технических совещаний.
Технические совещания созываются руководителем устраиваемого объекта по согласованию с лесоустроительной организацией и проводятся с участием специалистов всех заинтересованных служб.
На первом техническом совещании обсуждаются условия и особенности проведения подготовительных работ, содержание и объемы лесоустроительных работ.
На втором техническом совещании рассматриваются итоги проведения подготовительных работ.
Лесоустроительные совещания созываются производственными лесохозяйственными объединениями по согласованию с лесоустроительной организацией, землеустроительными и природоохранными службами.
На первом лесоустроительном совещании определяются особенности и порядок проведения полевых лесоустроительных работ.
На втором лесоустроительном совещании рассматриваются основные проектные решения и принимается окончательный вариант по объемам лесохозяйственных мероприятий. Материалы технических и лесоустроительных совещаний оформляются протоколами с подписями ответственных лиц.
Особо следует отметить значение второго лесоустроительного совещания. На нем принимаются выполненные работы и утверждаются объемы работ, намеченные в лесоустроительном проекте. Это совещание имеет право изменять объемы работ, намеченные лесоустройством на ближайшие 10 лет. Правда, такое в настоящее время случается редко, т.к. намечаемые объемы работ научно обосновываются и заранее согласуются с лесохозяйственными организациями. Затем лесоустроительный проект проходит экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, их также анализируют эксперты, назначаемые Минлесхозом. Лесоустроительный проект окончательно утверждается на НТС Минлесхоза.
Контроль за лесоустроительными работами осуществляют Министерство лесного хозяйства, ГПЛХО, лесхоз, а также должностные лица лесоустроительной организации.
Проверка качества лесоустроительных работ производится в присутствии руководителя лесоустроительных работ на объекте и непосредственных исполнителей. Результаты проверки оформляются актами, решения и предложения по результатам проверок являются обязательными для исполнения. Выполнение полевых работ подтверждается наличием лесотаксационных материалов. Проверка выполненных лесоустроительных работ осуществляется специалистами лесхоза ежемесячно, окончательная приемка производится в пятидневный срок после завершения работ в целом по объекту. Подготовительные работы к лесоустройству и полевые работы проводятся с 15 апреля по 15 ноября. В настоящее время в силу полной автоматизации (компьютеризации) камеральных работ их обычно заканчивают до 1 января и утверждение лесоустроительного проекта проводится в январе - марте следующего года.
Через 3-5 лет после базового лесоустройства лесоустроительной организацией обычно проводится авторский надзор на объекте с целью проверки реализации утвержденного проекта организации и ведения лесного хозяйства. По результатам авторского надзора составляется отчет, предоставляемый республиканскому органу государственного управления в области лесного хозяйства.
Особо следует остановиться на организации и проведении полевых работ. Эти работы выполняются силами лесоустроительных партий, куда входят начальник партии, несколько инженеров-таксаторов (обычно по числу лесничеств в устраиваемом лесхозе), техники и рабочие. Обычно лесхоз устраивает одна лесоустроительная партия. При очень больших объемах работ или при угрозе невыполнения в срок установленного задания к работе могут подключать и вторую лесоустроительную партию.
В условиях Сибири и в отдаленных местах России, где тоже работают белорусские лесоустроители, для лесоустроительной партии устраивается в тайге специальный палаточный табор, куда вертолетом завозят сотрудников лесоустроительной партии, необходимое оборудование, продукты и т.д.
В Беларуси с ее разветвленной инфраструктурой организация таких таборов не требуется. Центр партии обычно размещается в месте расположения лесхоза. Начальник партии и инженеры-таксаторы имеют авто- и мототранспорт, хотя непосредственно таксация выполняется пешком. Обычно один таксатор устраивает одно лесничество. Проживают они, как правило, на площадях, предоставляемых лесхозом, или съемных квартирах в деревнях вблизи устраиваемых лесных массивов. Как правило, лесничие и другие работники лесхозов помогают таксаторам в бытовом устройстве.
Во время проведения полевых работ работники лесного хозяйства должны постоянно помогать таксаторам в их работе и контролировать их. В настоящее время случаи недобросовестного отношения таксаторов к работе редки, но иногда встречаются. Например, недавно (2013 г.) при рассмотрении на НТС Минлесхоза был забракован лесоустроительный проект из-за недобросовестного отношения к работе двух инженеров-таксаторов. Работники лесного хозяйства должны понимать, что по данным проекта они будут работать без всякого отступления ближайшие 10 лет. Поэтому сотрудники лесхозов должны быть кровно заинтересованы в объективном описании лесного фонда. Учитывая, что обход таксатор устраивает за 7-10 дней, желательно, чтобы его сопровождал (и контролировал) лесник этого обхода, а периодически и мастер леса.
Противоречия в оценках того или иного участка лесного фонда между таксатором и работниками лесничества не часто, но случаются. В этом случае выполняется детальное обследование: закладка пробных площадей, взятие модельных деревьев и т.д.
Наибольшее внимание при проверках работники лесного хозяйства должны обращать на правильность установления средних возрастов приспевающих и спелых насаждений, определение лесных культур старших возрастов, наличие сенокосов и т.п.
Основными документами, выдаваемыми лесоустройством по окончании камерального периода, являются
• Проект организации и развития лесного хозяйства на десятилетний период (Министерство лесного хозяйства, ГПЛХО, лесхоз).
• Карта-схема лесонасаждений М: 100 000.
• Таксационные описания (ПЛХО, лесхоз, лесничество).
• Планшеты М: 10 000 (ПЛХО, лесхоз, лесничество).
• Планы лесонасаждений по лесничествам, мастерским участкам и обходам, окрашенные по породам М: 25000.
• Объяснительные записки по лесничествам с проектными ведомостями.
• Карта-схема противопожарного устройства и др.
По результатам непрерывного лесоустройства выдается комплект документации, регламентируемый нормативными правовыми актами по проведению непрерывного лесоустройства.
6.3 Организация лесохозяйственного производства.
Общие положения
Лесохозяйственное производство - это совокупность взаимосвязанных производственных процессов по выращиванию, охране и защите лесов с целью получения древесины и других продуктов и полезностей леса. По существующей классификации лесохозяйственное производство относится к числу непромышленных производств. Лесохозяйственное производство - профилирующее в составе предприятий лесного хозяйства, сложнее лесозаготовительного, так как требует знаний биологии древесных пород, хода роста и развития насаждений и всех компонентов биогеоценоза.
В составе лесохозяйственного производства выделяют комплекс лесохозяйственных, лесокультурных, лесозащитных, гидролесомелиоративных работ и мероприятий по охране леса.
В широком смысле слова организация лесохозяйственных работ включает формирование оптимальной возрастной и породной структуры лесов, обоснование продолжительности оборота рубки и т.д. Но эти вопросы рассматриваются в курсах «Лесоустройство» «Экономика лесного хозяйства». Здесь же отражены только те лесохозяйственные работы, которые направлены на организацию лесопользования и уход за насаждениями.
К лесохозяйственным работам относятся: отвод лесосек главного и промежуточного пользования, проведение рубок промежуточного пользования: рубки ухода (осветления, прочистки, прореживания, проходные рубки), выборочные санитарные рубки, рубки обновления и переформирования и т.д., прочие рубки, в том числе разрубка и расчистка квартальных просек, а также биотехнические мероприятия.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.