Финансовая политика – это совокупность целенаправленных действий в сфере финансовых отношений (финансов). Финансовая политика проводится в каждом звене и на каждом уровне финансовой системы.
Государственная финансовая политика имеет два главных направления: денежно-кредитная (монетарная) и бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Монетарная политика, которую осуществляет центральный банк, предполагает воздействие на денежное обращение. При этом монетарная политика может иметь разные режимы таргетирования (целевого управления). большинство центральных банков в мире рассматривают стабильность цен как основную цель денежно-кредитной политики.
Фискальную политику преимущественно разрабатывает министерство финансов, воздействуя на расходы бюджета и налоги, регулируя дефицит бюджета и государственный долг страны. Фискальная политика призвана сглаживать колебания экономического цикла, и такую политику называют проциклической. Государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая расходы бюджета и (или) снижая налоги, в период спада и сдерживает его в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла. При спаде и снижении доходов бюджета правительство не должно значимо урезать расходы, снижение налоговых поступлений рекомендуется финансировать путем займов. Во время подъема поступления должны использоваться не для увеличения государственного потребления, а для повышения государственных сбережений. Подъем дает государству возможность выплатить долг, накопленный во время спада. Государство накапливает ресурсы во время подъема и расходует их в период спада.
Фискальную политику разделяют на автоматический и дискреционный типы. Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. Дискреционная (активная) фискальная политика основана на сознательном вмешательстве в экономику, принятии точечных мер с целью воздействия на экономический рост, инфляцию, безработицу.
Современная финансовая политика России направлена, прежде всего, на преодоление тех кризисных явлений, которые сдерживают рост национальной экономики. В рамках проводимой финансовой политики предусмотрено:
· сохранение действующей налоговой нагрузки и существующих условий ведения бизнеса;
· создание налоговых стимулов для экономического роста; прежде всего, речь идет о налоговом стимулировании инвестиций;
· поддержка малого бизнеса через специальные налоговые режимы;
· повышение качества налогового администрирования с целью достижения большей справедливости налоговой системы;
· обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в целях гарантированного исполнения действующих и принимаемых расходных обязательств;
· повышение эффективности бюджетной политики, в том числе за счет роста эффективности бюджетных расходов, обеспечения адресности социальной помощи, проведения структурных реформ в социальной сфере;
· соответствие финансовых возможностей государства ключевым направлениям развития;
· повышение роли бюджетной политики для поддержки экономического роста;
· повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Составляющие государственной финансовой политики:
В реальности государственная финансовая политика реализуется при помощи шести ее составляющих (политик):
1. Кредитно-денежная политика
2. Бюджетная политика
3. Налоговая политика
4. Инвестиционная политика
5. Социальная политика
6. Таможенная политика
Основными инструментами финансовой политики являются:
- разграничение прямого и косвенного налогообложения.
- управление государственными расходами.
- управление дефицитом бюджета.
Разграничение прямого и косвенного налогообложения представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков.
Управление государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства.
Дефицит бюджета — превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами — достаточно распространенное явление.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.