Финансовая система России: структура и особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.

Среди децентрализованных финансов выделяются финансы организаций (коммерческих, некоммерческих, финансовых посредников) и финансы домохозяйств.

Финансы домохозяйств – это личные финансы, то есть финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.

 Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень. Бюджетная система, соответственно, также включает три уровня: федерального (государственного) бюджета РФ; региональных бюджетов и местных бюджетов.

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство.

Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Суверенные фонды, то есть Резервный фонд и Фонд национального благосостояния можно рассматривать как относительно самостоятельное звено финансовой системы в связи с их высокой значимостью, особым порядком распределения нефтегазовых доходов государства, специальным режимом формирования, хранения и использования.

В РФ создаются следующие государственные социальные внебюджетные целевые фонды:

- Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ);

- Фонд социального страхования РФ (ФСС);

- Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Перечисленные фонды являются федеральной собственностью.

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение – финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Кроме государственных целевых внебюджетных фондов, могут создаваться внебюджетные фонды отраслевого, межотраслевого характера, территориального (регионального) назначения.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованный фонд государства. Государство при этом может выступить в роли:

- заемщика средств;

- кредитора;

- гаранта.

Звенья второй подсистемы включают в себя децентрализованные финансы и используются для регулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. первоначальные финансовые ресурсы коммерческих организаций формируются в виде уставного капитала, а в процессе

производственной деятельности основным источником доходов становится прибыль; основными источниками финансовых ресурсов финансовых посредников являются привлеченные средства, которые направляются, прежде всего, на инвестиционные цели.

Третья подсистема: Доходы экономических субъектов и населения создают финансовую основу государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Одновременно и организации, и граждане в определенных законодательством случаях получают из государственного бюджета и внебюджетных фондов бюджетные ссуды, денежные средства в форме прямого бюджетного финансирования, гарантии, пособия, пенсии.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.