Управление финансами – это целенаправленное воздействие финансовых органов (субъекта финансовой системы) на финансовые отношения (еѐ объект) с целью достижения определенного результата в рамках финансовой системы (функциональный подход);
Управление финансами – это совокупность мер по обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования финансового механизма с целью достижения эффективного функционирования всей совокупности финансовых отношений и реализации на этой основе соответствующей финансовой политики (институциональный подход).
. Результатом – конечной целью управления финансами – является финансовая устойчивость, проявляющаяся, например, на государственном уровне в бюджетной сбалансированности, твёрдости национальной валюты, что, в свою очередь, должно отразиться на экономическом росте и повышении благосостояния населения страны.
Для реализацииэтой цели решаются следующие задачи:
· обеспечение макроэкономической сбалансированности;
· снижение государственного долга;
· достижение сбалансированного (возможно профицитного) бюджета;
· обеспечение устойчивости национальной валюты.
Управление государственными финансами – это многогранный и многоступенчатый процесс, подразумевающий деятельность органов государственной власти по разработке и реализации финансовой политики государства.
Общее руководство в управлении государственными финансами осуществляют глава государства (в России – Президент), высшие органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.
Принципы финансового механизма можно классифицировать исходя из тех или иных предпочтений или задач, стоящих перед управляющим субъектом:
а) в соответствии с системным подходом: принципы организации системы финансов (простоты, полноты и т.п.) и принципы функционирования этой системы (целесообразности, ответственности и т.п.);
б) в соответствии с методологией структурно-функционального анализа: экономические принципы (эффективности); политические принципы (ответственности субъекта управления за принимаемые решения); социальные принципы (взаимопомощи, соответствия интересам всех членов общества, команды и т.п.), принципы безопасности; принципы гласности, прозрачности и т.д.;
Методы управления подразделяются на 2 группы – методы принуждения и методы убеждения. Методы принуждения, в свою очередь, делятся на административные (их в научных публикациях иногда называют прямыми методами) и методы экономического характера (косвенные методы). Методы убеждения действуют через образование, культуру, СМИ.
Выделяет основные принципы организации финансового контроля.
· общие (универсальные);
· частные (принципы, носящие прикладной характер).
К универсальным принципам следует отнести: а) независимость; б) объективность; в) компетентность; г) гласность. Независимость налогового контроля должна быть обеспечена как финансовой самостоятельностью контролирующего органа, так и более длительными, по сравнению с парламентскими, сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
К принципам, носящим прикладной характер, относят: а) результативность контроля;
б) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; в) неподкупность субъектов контроля;
г) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
д) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
е) презумпция невиновности подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
ж) согласованность действий различных контролирующих органов и
др.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 248.