Сущность, роль и функции финансов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность, роль и функции финансов

Финансы — совокупность денежных отношений (связей) по поводу формирования и использования различных денежных фондов в процессе их образования, распределения и перераспределения. Предмет изучения финансовой науки — наиболее рациональные способы формирования и использования ограниченных денежных ресурсов во времени и условиях неопределенности.

Функции экономической категории финансов должны отражать общественное назначение, присущее только этой категории, и таковыми являются функции:

- формирования денежных фондов (доходов);

- использования денежных фондов (расходов).

Эти функции выражают общественное назначение именно категории государственных финансов. Но при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное использование обеспечивается соответствующей организацией контроля, т.е. сопровождается контрольной функцией.

Государственные финансы представляют собой совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

К причинам, порождающим государственные финансы, можно отнести:

- существование государства;

- развитие товарно-денежных отношений;

- появление налогов в денежной форме;

- движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

Государственные финансы всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени их регламентирующими.

Им присущи следующие признаки, действующие только в совокупности:

- эти отношения — всегда денежные,

- они  вызваны    фактом    существования       государства      и носят регламентированный характер;

-эти отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Финансовая система: понятие и структура

Финансовая система – совокупность взаимосвязанных подсистем (сфер) и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств.

Суверенные фонды: назначение, опыт России

Суверенный фонд - принадлежащий государству пул активов внутригосударственных и зарубежных юридически финансово и операционно обособленных от иных государственных активов и обязательств предоставляющих политическим органам возможность достижения различных публичных целей, например, защита бюджета и экономики от или социально экономическое развитие.

Классификация суверенных фондов (МВФ)

· Стабилизационные фонды, основная цель которых - защита бюджета и экономики страны от колебаний мировых цен на сырье;

· Сберегательные фонды для будущих поколений, их цель — конвертация невозобновляемых сырьевых активов в портфель диверсифицированных активов и смягчение последствий «голландской болезни»;

· Корпорации по инвестированию резервов, предназначение которых состоит в увеличении доходов от накопленных в стране золотовалютных резервов;

· Фонды развития, которые обычно финансируют социально-экономические проекты или промышленную реструктуризацию для обеспечения увеличения ВВП

· Резервные фонды на непредвиденные пенсионные расходы.

Суверенные фонды в РФ

· Стабилизационный фонд, который должен был обеспечить экономическое развитие страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

· Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

· Фонд национального состояния - представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

 

Методы управления риском.

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском, до минимума. В целом методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая за­щита заключается в использовании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, за­щита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д.

Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для лик­видации угрозы риска или его последствий.

Кроме того, общеизвестны основные методы управления рис­ком: уклонение, управление активами и пассивами, диверсификация, страхова­ние, хеджирование.

Бюджетное устройство государства: понятие, типы, модели

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ, который устанавлива­ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством, т.к. в унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, а для федеративного государства характерны три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений;

- бюджеты муниципальные внебюджетных фондов (Бюджетным кодексом РФ не предусмотрены, но местные органы самоуправления имеют право образовывать и использовать внебюджетные фонды для развития инфраструктуры территории и решения других задач).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных и местных органов власти.

Основными принципами бюджетной системы являются:

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

 

 

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты, определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, означает, что все доходы и расходы бюджетов, иные обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

9. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Рис. 34. Распределение расходов госбюджета

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

Участниками бюджетного процесса являются:

 

• Президент РФ;

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• государственные внебюджетные фонды;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

 

• иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

• бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Законодательные (представительные) органы, органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ и другие полномочия.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. А также исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления и осуществляют другие полномочия.

Аналогичные полномочия органы законодательной и исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, т.е. привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и выполнять функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными

(представительными) органами РФ, законодательными

(представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят их экспертизу. Также они проводят экспертизы федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются БК РФ, Федеральным законом РФ О счетной палате РФ, законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.

Главный распорядитель средств федерального бюджета (субъекта федерации, местного) – это орган государственной власти РФ или местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенные ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Они могут быть уполномочены Правительством РФ, представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Также он утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Он имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ, осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

• составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

• осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

• составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

• разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

• разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

• разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьим сторонам и определяет порядок предоставления таких гарантий;

• осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

• принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

• получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ;

• обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

• предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованьям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

• проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий.

Министерство финансов РФ несет ответственность за :

• соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

• своевременность составления бюджетной росписи;

• соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

В случае нецелевого использования бюджетных средств министр финансов РФ имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету. К уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Министр финансов имеет право запретить главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению осуществление отдельных расходов за исключением расходов, осуществляемых руководителем бюджетного учреждения за счет средств, полученных от внебюджетных источников.

Основаниями применения указанного запрета являются должностное представление Счетной палаты РФ и акты проверок органов Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства РФ.

Министр финансов РФ персонально несет ответственность за :

• соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

• своевременность составления бюджетной росписи;

• введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Федеральное казначейство - это единая централизованная система Минфина РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств. В его обязанности входят: прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отчета о состоянии бюджетной системы РФ; управление и обслуживание совместно с Банком России государственного долга; разработка методологических и инструктивных материалов, ведение операций по учету государственной казны.

На органы Федерального казначейства возложены функции по исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Оно как участник бюджетного процесса несет ответственность за :

• правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

• финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного БК РФ;

• полноту перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;

• своевременность перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;

• своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

• своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

• своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;

• финансирование расходов, не включаемых в бюджетную роспись;

• финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;

• осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитным организациям;

• исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенными финансовыми органами получателям бюджетных средств.

22. Стадии бюджетного процесса в РФ: содержание, сроки

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение проекта бюджета,

- утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета.

В определенные сроки составляются: прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению федерального бюджета организует работу по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях.

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в установленные их представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъектов федерации - в Правительство РФ) необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.

Как свидетельствует практика последних лет, рассмотрение проекта федерального бюджета представительным органом России вызывает большое количество осложнений. Поэтому законодатель пошел по пути детальной регламентации порядка (технологии) и сроков рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете на каждый конкретный год.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджетана соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О федеральном бюджете на соответствующий год» в соответствии со статьями 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

В случае непринятия проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете на конкретный год» до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года до принятия Федерального закона «О Федеральном бюджете на предстоящий год».

Государственная Дума также может принять Федеральный закон «О финансировании расходов из Федерального бюджета в первом квартале конкретного года». В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным Федеральным законом. Подобная практика уже известна российской действительности. В настоящее время бюджет РФ составляется на три года.

Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Министерством финансов РФ (МФ РФ), МФ республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т. д.).

Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти.

Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

- доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

- доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

- доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

- заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

- об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

- об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

 

Планирование денежных потоков предприятия

Одним из этапов управления денежными потоками является этап планирования. Планирование денежных потоков помогает специалисту определить источники денежных средств и оценить их использование, а также выявить ожидаемые денежные потоки, а значит, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.

Основная задача составления плана движения денежных средств – проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную потребность в заемных средствах. План движения денежных средств может быть составлен прямым либо косвенным способом.

Необходимость деления денежных потоков три вида объясняется ролью каждого и их взаимосвязью. Если основная деятельность призвана обеспечивать необходимыми денежными средствами все три вида и является основным источником прибыли, тогда как инвестиционная и финансовая призваны способствовать развитию основной деятельности и обеспечению ее дополнительными денежными средствами.

План движения денежных средств составляется на различные временные интервалы (год, квартал, месяц, декада), на краткосрочную перспективу он составляется в форме платежного календаря.

Платежный календарь – это план производственно-финансовой деятельности, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный отрезок времени. Он полностью охватывает денежный оборот предприятия; дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме; позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.

Платежный календарь составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках, в состав которой входят: договоры с контрагентами; акты сверки расчетов с контрагентами; счета на оплату продукции; счета-фактуры; банковские документы о поступлении средств на счета; платежные поручения; графики отгрузки продукции; графики выплаты заработной платы; состояние расчетов с дебиторами и кредиторами; законодательно установленные сроки платежей по финансовым обязательствам перед бюджетом и внебюджетными фондами; внутренние приказы.

Для эффективного составления платежного календаря необходимо контролировать информацию об остатках денежных средств на банковских счетах, израсходованных средствах, средних остатках за день, состоянии рыночных ценных бумаг организации, планируемых поступлениях и выплатах на предстоящий период.

Виды международных расчетов

Международные расчеты – регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими и культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран. Международные расчеты включают:

– условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями;

– ежедневную практическую деятельность банков по проведению платежей по денежным требованиям и обязательствам.

Международные расчеты могут осуществляться в наличной и безналичной форме. Причем подавляющая часть их осуществляется в безналичной форме посредством записей на счетах банков. Место и роль того или иного банка в международных расчетах зависит от его величины, масштабов международных связей страны базирования, применения ее национальной валюты, специализации, финансового положения, деловой репутации, сети банков-корреспондентов. Для осуществления расчетов банки организуют свои зарубежные отделы и корреспондентские отношения с иностранными банками. Корреспондентские отношения предусматривают открытие счетов иностранных банков в данном банке (счета "лоро") и данного банка - в иностранных (счета "ностро"). В международных расчетах используются главным образом национальные валюты США, Великобритании, Германии, Японии, Швейцарии, а также международные счетные валютные единицы такие как СДР и евро.
Среди международных расчетов наиболее сложными являются расчеты по торговым контрактам. Поэтому внешнеторговые партнеры в процессе заключения соглашений четко формулируют условия расчетов, в частности структуру цены, валюта цены, валюту платежа, формы расчетов и банки, через которые эти расчеты будут задействоваться.

Виды международных расчетов (представленные в направлении спада выгодности для экспортера):

· аванс или авансовые платежи (предоплата);

· аккредитив;

· инкассо;

· банковский перевод;

· банковский вексель;

· банковский чек;

· открытый банковский счет;

· консигнация;

· пластиковые карточки.

Рассмотрим каждую из перечисленных форм расчета.
Авансовые платежи (предоплата) редчайшее явление в нормальных международных валютных расчетах.
Авансовая оплата — это форма оплаты когда импортер самостоятельно или через свой банк или банк экспортера оплачивает товар в момент передачи им заказ экспортеру. Используется только в случае неудовлетворительного кредитного состояния импортера или при наличии трудностей в получении экспортером денежных средств, необходимых для производства заказанных импортером товаров. Но в любом случае конечные расчеты будут зависеть от проверки всех документов банком - импортера.
Аккредитив — соглашение согласно которой, банк обязуется по просьбе клиента оплатить документы третий лицу (бенефициару-экспортеру), в пользу которой открытый аккредитив, оплатить ли акцепт тратты, которую выставил бенефициар, или сделать негоциацию (куплю) документов, выставленных ему экспортером (бенефициаром) соответственно определенным условиям.

Аккредитив соответственно Унифицированным правилам и обычаям для документальных аккредитивов, которые разработаны Международной торговой палатой и с 1 января 1994 г. приобрели силу означает письменное обязательство банка эмитента, которое выполняется по требованию и на основании инструкций клиента (заявителя аккредитиву):

· осуществить оплату бенефициарове или по требованию третьему лицу;

· оплатить или акцептовать переводные векселя (тратты), составленные на бенефициара;

· уполномочить другой банк выполнить оплату, акцептование или негоциацию таких переводных векселей (тратт).

Аккредитив сравнительно с другими видами расчетов предоставляет большие возможности защиты интересов экспортера.

Инкассо (инкассирование) — это банковская операция, при проведении которой банк по поручению экспортера получает от импортера платеж за отгруженные в его адрес товары или оказанные услуги и зачисляет полученные средства на счет экспортера.

Существует два вида инкассо. Чистое инкассо представляет собой инкассирование финансовых документов (переводного векселя, чека и т.п.), не сопровождаемых коммерческими документами. При операциях в форме документарного инкассо банк взыскивает платеж по коммерческим документам (счетам, транспортным и страховым документам и т.д.) или финансовым документам, сопровождаемым коммерческими документами. В международном торговом обороте документарное инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить платеж или акцепт переводного векселя против передачи импортеру коммерческих (товарных) документов. При инкассовой форме расчетов банки выступают только как посредники и не несут ответственности за неоплату или неакцепт плательщиком инкассируемых документов. Период прохождения документов через банки занимает достаточно длительное время.

Банковский перевод представляет собой простое поручение одного банка другому банку выплатить бенефициару определенную сумму по просьбе перевододателя. Во внешнеторговых расчетах банковские переводы используются при авансовых платежах, оплате инкассо и задолженности по открытому счету, урегулировании рекламаций и по другим операциям.

Расчеты за поставленные товары с использованием банковского перевода осуществляются в следующем порядке:

- после подписания контракта экспортер отгружает товары импортеру и пересылает ему товарные документы;

- получив документы, импортер представляет в свой банк поручение на перевод средств экспортеру;

- банк импортера переводит сумму платежа в банк экспортера вместе с платежными инструкциями;

- банк экспортера зачисляет полученную сумму на счет экспортера.

Достоинствами этой формы расчетов являются невысокая стоимость операции перевода и относительная простота ее исполнения: в банк не нужно представлять никаких документов, кроме поручения перевододателя на перевод.

Расчеты по открытому счету в современных условиях получили широкое распространение в мировом внешнеэкономическом обороте, особенно в торговле между странами Западной Европы. Они применяются при длительных регулярных поставках товаров, когда экспортер и импортер находятся в доверительных отношениях; в расчетах между головной компанией и ее дочерними структурами и филиалами за рубежом; при реализации товаров на условиях консигнации.

Сущность этой формы расчетов заключается в том, что экспортер отгружает в адрес импортера товары и, минуя банк, отсылает ему товарные документы, одновременно записывая сумму отгрузки в своих книгах задолженности (в дебет открытого покупателю счета). Импортер в своих книгах делает такую же запись в кредит счета импортера. В установленные в контракте сроки импортер оплачивает товары в форме банковского перевода, чека или векселя с платежом по предъявлению. После оплаты экспортер и импортер делают в своих книгах обратные надписи.

Эта форма расчетов является для участников расчетов самой дешевой и относительно простой для исполнения. В то же время для экспортера она наименее выгодна, так как не гарантирует ему оплату поставленных товаров. В связи с этим расчеты по открытому счету обычно применяются при взаимных поставках товаров, — тогда невыполнение своих обязательств одним контрагентом влечет за собой приостановку поставок товаров другим контрагентом.

Консигнация - соглашение между собственником товара (консигнантом) и торговым посредником(консигнатором) о продаже товара за границу на определенных условиях со склада консигнатора(консигнационного склада).
Выпуск товара с консигнационного склада всегда осуществляется с разрешения и под контролем таможни.






Сущность, роль и функции финансов

Финансы — совокупность денежных отношений (связей) по поводу формирования и использования различных денежных фондов в процессе их образования, распределения и перераспределения. Предмет изучения финансовой науки — наиболее рациональные способы формирования и использования ограниченных денежных ресурсов во времени и условиях неопределенности.

Функции экономической категории финансов должны отражать общественное назначение, присущее только этой категории, и таковыми являются функции:

- формирования денежных фондов (доходов);

- использования денежных фондов (расходов).

Эти функции выражают общественное назначение именно категории государственных финансов. Но при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное использование обеспечивается соответствующей организацией контроля, т.е. сопровождается контрольной функцией.

Государственные финансы представляют собой совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

К причинам, порождающим государственные финансы, можно отнести:

- существование государства;

- развитие товарно-денежных отношений;

- появление налогов в денежной форме;

- движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

Государственные финансы всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени их регламентирующими.

Им присущи следующие признаки, действующие только в совокупности:

- эти отношения — всегда денежные,

- они  вызваны    фактом    существования       государства      и носят регламентированный характер;

-эти отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 362.