Развитие международной торговли предполагает упорядочение международных валютно-кредитных отношений, основу которых составляет международная валютная система. Международная валютная система - это совокупность правил, законов и учреждений, которые регулируют деятельность центральных банков на внешних рынках. Ее составные элементы:
• создание международных платежных средств;
• определение валютных курсов;
• выработка условий конвертируемости валют;
• соблюдение режима на международных рынках;
• определение статуса межгосударственных учреждений, регулирующих валютные отношения.
В современных условиях международная валютная система характеризуется:
• наличием всемирной валюты, доллара США;
• существованием региональных мировых валют (в таком качестве выступает японская йена, немецкая марка);
• функционированием национальных конвертируемых и неконвертируемых денежных знаков.
В целом на международном валютном рынке одни бумажные денежные знаки соотносятся с другими бумажными денежными знаками.
Обмен валют и расчеты между государствами осуществляется на основе валютного курса национальной денежной единицы. Валютный курс - это пропорция обмена национальной валюты на валюту другой страны. В мире существует три основных типа национальных валютных систем:
• общая валюта (доллар, евро);
• плавающий курс валюты, предопределяемый конъюнктурой (этот режим поддерживают, например, США, Англия);
• валютный коридор (центральный банк берет на себя обязательство поддерживать курс к доллару в определенных рамках). Такую практику рекомендует Международный валютный фонд.
Методы прямого государственного воздействия на валютный рынок и курс национальной валюты в разных странах
включают:
• валютные интервенции центрального банка страны;
• введение двойного валютного рынка (при этом расчеты по коммерческим, в т. ч. внешнеэкономическим, сделкам осуществляются по фиксированному курсу, а операции по переводу капиталов - по «плавающему»);
• девальвацию или ревальвацию;
• введение валютных ограничений.
Методы косвенного государственного воздействия на валютный рынок и поддержание курса национальной валюты связаны с общей системой антиинфляционных мероприятий и выравниванием платежного баланса.
В конце 1997 г. разразился международный финансовый кризис. В августе 1998 г. он дошел до Российской Федерации. Важнейшее последствие кризиса - укрепление доллара как всемирной валюты. Однако складывающуюся систему нельзя назвать прочной и стабильной, идет создание мировой финансовой пирамиды.
Анализ мировой финансовой системы, включающей пять финансовых рынков (международный рынок банковского кредита; рынок еврооблигаций; международный рынок акций;
рынок валют; рынок ценных бумаг), показывает, что фондовый рынок в Российской Федерации незначителен; фьючерсный — в зачаточном состоянии; доллар США - первая денежная единица в Российской Федерации, так как выполняет больше денежных функций, чем рубль.
Экспорт капитала
Для капитализма периода свободной конкуренции характерен вывоз товаров. С переходом к монополистическому капитализму развивается вывоз капитала, растут заграничные инвестиции. Экспорт капитала - это помещение за границей стоимости с целью получения прибыли и других экономических и политических выгод. Возможность вывоза капитала определяется формированием всемирного хозяйства и развитием капиталистических отношений. Необходимость вывоза капитала определяется стремлением к большей прибыли.
Ранее, анализируя влияние вывоза капитала на развивающиеся страны, отечественные экономисты отмечали лишь негативные стороны данного процесса. Сейчас говорится только об однозначной желательности привлечения любого иностранного капитала в Российскую Федерацию.
Различают инвестиции прямые (дают право контроля над предприятием, в которое капитал вложен) и портфельные (связаны с предпринимательским и ссудным капиталом, не дают права контроля). В экспорте капитала выделяют ссуды краткосрочные (вклады в иностранные банки) и долгосрочные (внешние займы). Формы и виды вывоза капитала отражает схема 4.7.7.
Ежегодный потенциал рынка инвестиций в мире оценивается в 350-400 млрд долл. Около 85% всех инвестиций исходит из промышленно развитых стран. Однако подавляющее большинство из них - это спекулятивные капиталы. В 1995 г. Банк Англии провел исследование ежедневных финансовых потоков мирового свободного рынка. Оказалось, что только 10% капиталов, участвующих в сделках на нем, предназначены для создания новых богатств, а 90% - это спекулятивные капиталы, цель которых - нажиться на разнице валютных
курсов.
Представление о главных странах-импортерах капитала дает
табл. 4.7.8.
С 1979 по 1999 г. первое место в мире по объему прямых иностранных инвестиций занимали США, второе - Китай. В китайскую экономику было вложено 306 млрд долл., что составило 10% мирового объема прямых иностранных инвестиций и 30% инвестиций в экономику развивающихся стран.
Российская Федерация в последнее десятилетие является экспортером капитала. По мнению экспертов Министерства экономики, сумма финансовых ресурсов, вывезенных за десять лет с начала 1990-х гг., составляет около 300 млрд долл. Наиболее крупные суммы противоправно экспортированной валюты сконцентрированы в банках США, Великобритании, Франции, Кипра, Мальты, Швейцарии, оффшорных зон.
Каналами утечки российских финансовых ресурсов за границу являются:
• невозврат валютной выручки. По данным Совета безопасности, в 1998 г. не вернули 4,6, в 1999 г. - 2,3 млрд долл. Среди способов невозврата выделяется занижение цены и качества экспортируемых товаров. Этот прием лучше всех освоили нефтяники;
• непоступление товаров или невозврат авансовых платежей по импорту. По данным Центробанка, сумма непоступления в 1998 г. составила 4,3 млрд, а в 1999 г. - 3 млрд долл.
При импорте существенно завышают цену тех товаров, ставки таможенных пошлин по которым минимальны;
• перевод авансов под фиктивные импортные контракты на оказание услуг. Только под импорт услуг в 1999 г. было упля чено 5,5 млрд долл.;
• перевод рублей на иностранные корреспондентские счета в российских банках;
• вывоз иностранной валюты наличными. По данным тамо женного комитета, в 1998 г. он составил 21,6 млрд, в 1999 г -12,6 млрд долл.;
• непоступление в Россию валютной выручки от реализации товаров в так называемой внетаможенной зоне. Примером может служить фиктивный вывоз товаров за рубеж при немедленном возвращении их в Россию.
В 1992 г. первое «демократическое» правительство России заплатило 2 млн долл. американской фирме Kroll Associates, чтобы та отыскала «золото партии», якобы спрятанное за границей. В течение двух лет искали - ничего не нашли. А почему сегодня не повторить этот опыт с долларами Семьи, теми, кто непосредственно был причастен к дефолту, носил коробку из-под ксерокса?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.