Международные валютно-кредитные отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие международной торговли предполагает упорядо­чение международных валютно-кредитных отношений, осно­ву которых составляет международная валютная система. Международная валютная система - это совокупность пра­вил, законов и учреждений, которые регулируют деятельность центральных банков на внешних рынках. Ее составные эле­менты:

• создание международных платежных средств;

• определение валютных курсов;

• выработка условий конвертируемости валют;

• соблюдение режима на международных рынках;

• определение статуса межгосударственных учреждений, ре­гулирующих валютные отношения.

В современных условиях международная валютная система характеризуется:

• наличием всемирной валюты, доллара США;

• существованием региональных мировых валют (в таком качестве выступает японская йена, немецкая марка);

• функционированием национальных конвертируемых и неконвертируемых денежных знаков.

В целом на международном валютном рынке одни бумаж­ные денежные знаки соотносятся с другими бумажными де­нежными знаками.

Обмен валют и расчеты между государствами осуществля­ется на основе валютного курса национальной денежной еди­ницы. Валютный курс - это пропорция обмена национальной валюты на валюту другой страны. В мире существует три ос­новных типа национальных валютных систем:

• общая валюта (доллар, евро);

• плавающий курс валюты, предопределяемый конъюнкту­рой (этот режим поддерживают, например, США, Англия);

• валютный коридор (центральный банк берет на себя обя­зательство поддерживать курс к доллару в определенных рам­ках). Такую практику рекомендует Международный валют­ный фонд.

Методы прямого государственного воздействия на валют­ный рынок и курс национальной валюты в разных странах

включают:

• валютные интервенции центрального банка страны;

• введение двойного валютного рынка (при этом расчеты по коммерческим, в т. ч. внешнеэкономическим, сделкам осуще­ствляются по фиксированному курсу, а операции по переводу капиталов - по «плавающему»);

• девальвацию или ревальвацию;

• введение валютных ограничений.

Методы косвенного государственного воздействия на валют­ный рынок и поддержание курса национальной валюты связа­ны с общей системой антиинфляционных мероприятий и вы­равниванием платежного баланса.

В конце 1997 г. разразился международный финансовый кризис. В августе 1998 г. он дошел до Российской Федерации. Важнейшее последствие кризиса - укрепление доллара как всемирной валюты. Однако складывающуюся систему нельзя назвать прочной и стабильной, идет создание мировой финан­совой пирамиды.

Анализ мировой финансовой системы, включающей пять финансовых рынков (международный рынок банковского кре­дита; рынок еврооблигаций; международный рынок акций;

рынок валют; рынок ценных бумаг), показывает, что фондовый рынок в Российской Федерации незначителен; фьючерсный — в зачаточном состоянии; доллар США - первая денежная еди­ница в Российской Федерации, так как выполняет больше де­нежных функций, чем рубль.

 

Экспорт капитала

 

Для капитализма периода свободной конкуренции характе­рен вывоз товаров. С переходом к монополистическому капи­тализму развивается вывоз капитала, растут заграничные ин­вестиции. Экспорт капитала - это помещение за границей сто­имости с целью получения прибыли и других экономических и политических выгод. Возможность вывоза капитала опреде­ляется формированием всемирного хозяйства и развитием капиталистических отношений. Необходимость вывоза капи­тала определяется стремлением к большей прибыли.

Ранее, анализируя влияние вывоза капитала на развиваю­щиеся страны, отечественные экономисты отмечали лишь не­гативные стороны данного процесса. Сейчас говорится только об однозначной желательности привлечения любого иностран­ного капитала в Российскую Федерацию.

Различают инвестиции прямые (дают право контроля над пред­приятием, в которое капитал вложен) и портфельные (связаны с предпринимательским и ссудным капиталом, не дают права кон­троля). В экспорте капитала выделяют ссуды краткосрочные (вклады в иностранные банки) и долгосрочные (внешние зай­мы). Формы и виды вывоза капитала отражает схема 4.7.7.

 

 

Ежегодный потенциал рынка инвестиций в мире оценива­ется в 350-400 млрд долл. Около 85% всех инвестиций исхо­дит из промышленно развитых стран. Однако подавляющее большинство из них - это спекулятивные капиталы. В 1995 г. Банк Англии провел исследование ежедневных финансовых потоков мирового свободного рынка. Оказалось, что только 10% капиталов, участвующих в сделках на нем, предназначе­ны для создания новых богатств, а 90% - это спекулятивные капиталы, цель которых - нажиться на разнице валютных

курсов.

Представление о главных странах-импортерах капитала дает

табл. 4.7.8.

 

 

С 1979 по 1999 г. первое место в мире по объему прямых иностранных инвестиций занимали США, второе - Китай. В китайскую экономику было вложено 306 млрд долл., что со­ставило 10% мирового объема прямых иностранных инвести­ций и 30% инвестиций в экономику развивающихся стран.

Российская Федерация в последнее десятилетие является экспортером капитала. По мнению экспертов Министерства экономики, сумма финансовых ресурсов, вывезенных за десять лет с начала 1990-х гг., составляет около 300 млрд долл. Наи­более крупные суммы противоправно экспортированной валю­ты сконцентрированы в банках США, Великобритании, Фран­ции, Кипра, Мальты, Швейцарии, оффшорных зон.

Каналами утечки российских финансовых ресурсов за гра­ницу являются:

• невозврат валютной выручки. По данным Совета безопас­ности, в 1998 г. не вернули 4,6, в 1999 г. - 2,3 млрд долл. Среди способов невозврата выделяется занижение цены и ка­чества экспортируемых товаров. Этот прием лучше всех осво­или нефтяники;

• непоступление товаров или невозврат авансовых плате­жей по импорту. По данным Центробанка, сумма непоступле­ния в 1998 г. составила 4,3 млрд, а в 1999 г. - 3 млрд долл.

При импорте существенно завышают цену тех товаров, ставки таможенных пошлин по которым минимальны;

• перевод авансов под фиктивные импортные контракты на оказание услуг. Только под импорт услуг в 1999 г. было упля чено 5,5 млрд долл.;

• перевод рублей на иностранные корреспондентские счета в российских банках;

• вывоз иностранной валюты наличными. По данным тамо женного комитета, в 1998 г. он составил 21,6 млрд, в 1999 г -12,6 млрд долл.;

• непоступление в Россию валютной выручки от реализации товаров в так называемой внетаможенной зоне. Примером может служить фиктивный вывоз товаров за рубеж при немед­ленном возвращении их в Россию.

В 1992 г. первое «демократическое» правительство России заплатило 2 млн долл. американской фирме Kroll Associates, чтобы та отыскала «золото партии», якобы спрятанное за гра­ницей. В течение двух лет искали - ничего не нашли. А поче­му сегодня не повторить этот опыт с долларами Семьи, теми, кто непосредственно был причастен к дефолту, носил коробку из-под ксерокса?

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.