Деятельность фирмы и налоговое обложение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Каждая фирма - налогоплательщик. В налаженной систе­ме складывается кругооборот налогов и платежей из госбюд­жета. Так и в природе. Реки текут в море, но не иссыхают, а моря не переполняются.

Налогообложение всегда является многоступенчатым

Проанализируем различные точки зрения на то, как налоги влияют на экономику, цены, положение покупателей и продав­цов. С одной стороны, утверждается, что налоги:

• создают искажения в экономике;

• ухудшают положение покупателей и продавцов;

• уменьшают стимулы к труду.

Министр финансов Франции при короле Людовике XIV Жан Батист Кольбер сравнивал взимание налогов с искусством ощи­пывать гуся так, чтобы получить максимальное количество пе­рьев с минимумом писка. В XVII веке данный подход был вполне понятен: налоги шли в основном на содержание королевского двора, армии, других органов государственного управления. По­этому и сформировалось убеждение в том, что налоги следует уж если не полностью отменить как неизбежное зло, то во вся­ком случае значительно уменьшить.

Сегодня в развитых странах за счет налогов:

• устраняются провалы рынка, так как рынок, несмотря на все неолиберальные заклинания, не может считаться абсолют­но саморегулирующейся системой;

• инициируется спрос и предложение, т. е. положение поку­пателей и продавцов улучшается вследствие стимулирования экономического роста;

• увеличиваются стимулы к общественнополезной деятель­ности (например, охране природы, занятиям фундаментальной наукой и т. д.).

Налоги сегодня - это нормальные пенсии, хорошее медобслуживание, качественное образование и безопасность. Поэто­му отчисления приходится увеличивать. И тем не менее сфор­мировалось устойчивое общественное мнение, согласно которо­му налоги нужно кардинально сокращать. В чем причины такой противоречивой ситуации? В Российской Федерации об­щество, избиратели как налогоплательщики не имеют возмож­ности контролировать расходование правительством налого­вых поступлений, вообще средств из госбюджета. После утвер­ждения бюджета исполнительная власть остается вне контро­ля и ни перед кем не отчитывается. Расходование средств на пенсии и зарплату или на военные авантюры оказывается лич­ным делом исполнительной власти. Вместе с тем в Российс­кой Федерации сформировался малый слой очень богатых и влиятельных людей, контролирующих средства массовой ин­формации, которые вообще не заинтересованы в том, чтобы платить налоги. Они не нуждаются в нищенской государствен­ной пенсии, поскольку нажили на всю оставшуюся жизнь. Они

пользуются платными услугами здравоохранения высокого ка­чества, отправляют жен и дочерей рожать детей и внуков в США, чтобы при достижении ими совершеннолетия гарантировать по­лучение американского гражданства. Они не видят смысла в под­держании отечественного образования, так как их дети и внуки учатся за границей. Они не нуждаются в общественных здравни­цах, поскольку купили виллы на лучших курортах мира. И так далее. Но эта часть общества имеет больше возможностей про­пагандировать свою точку зрения. В результате формируется иллюзия, будто низкие налоги повысят уровень их собираемос­ти: стоит только уменьшить налоги, и все предприниматели тут же кинутся их добровольно, вовремя и полностью вносить.

Сколь же наивными нужно быть, чтобы в это верить! Раньше, например в 1980-х гг., при неизмеримо более высоком уровне жизни и зарплаты билет на проезд в трамвае стоил три копейки. И то не платили. Пользование телефоном-автоматом обходи­лось в две копейки. И то пытались обманывать. Без контроля над исполнительной властью, прежде всего президентской, без налоговой инспекции, без налоговой полиции, без всеобщего декларирования доходов и источников собственности уровень собираемости налогов сам собой не повысится.

При этом само собой разумеется, что Налоговый кодекс дол­жен быть прост и понятен, как устав караульной службы.

 

Финансы фирмы

 

В основе организации финансов фирмы лежат следующие принципы:

•самостоятельность в образовании и расходовании;

• самофинансирование;

• заинтересованность в результатах работы;

• ответственность за результаты работы;

•образование финансовых резервов;

• разделение средств на собственные и заемные;

• первоочередность выполнения обязательств перед бюдже­том и государственными внебюджетными фондами;

• финансовый контроль за деятельностью предприятия со стороны государственных органов.

Финансовые ресурсы предприятия подразделяются на: а) образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств (сюда относятся прибыль от основной деятельности, прибыль от выбывшего имущества, прибыль от внереализаци­онных операций, устойчивые пассивы, целевые поступления, паевые и иные взносы членов трудового коллектива);

б) мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собствен­ных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бума­гам других эмитентов, кредит);

в) поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, финансовые ресурсы от концернов, ассоциаций, отраслевых структур, бюджетные субсидии, финансовые ресур­сы, формируемые на паевых [долевых] началах).

Инвестиции в виде покупки акций и займов идут только в устойчиво работающие предприятия и отрасли экономики, где риск минимизирован.

 

Хозяйственные риски

 

Масштаб, величина риска может быть сопоставлена с поте­рями стоимости производимой продукции и вложенных средств. Различают:

допустимый риск - можно недополучить расчетную при­быль; потерять потенциальные контракты;

критический риск - можно недополучить расчетную вы­ручку;

катастрофический риск - можно потерять вложенное иму­щество.

Зона сверх катастрофического риска:

• в условиях разгула преступности - жизнь; нет зарплаты -нет лекарств;

• при нарушении законов - конфискация личного имуще­ства (требуют уплаты налогов с неоплаченной продукции).

Чем выше доля долгового финансирования, тем выше фи­нансовые риски. В ходе «шоковой терапии», череды кризисов, инфляции непрерывное уничтожение части оборотных средств предприятий резко повышает финансовые риски и возможность потери вложенных средств. Наиболее явные финансовые риски сводятся к неуплате долга и невыплате дивидендов акционе­рам. Соответственно два показателя помогают определить хо­зяйственные риски и привлекательность инвестирования:

 

Если фирма в состоянии выплачивать проценты и дивиден­ды и они необременительны для объемов получаемой прибыли, то инвестиции потенциально возможны.

 

Экономический ущерб

 

Экономический ущерб - это потери, понесенные фирмой в результате хозяйственной деятельности. Потери могут быть вызваны внешними (например, стихией природы, забастовкой транспортников и невозможностью доставки произведенного товара, разорением иной фирмы, связанной с исполнением кон­тракта и пр.) и внутренними обстоятельствами.

Внутренний экономический ущерб можно подразделить на элементы:

• упущенная выгода (невыполнение договоров, срыв инно­ваций);

• материальные потери (превышение норм расхода, потери и хищения, брак и затраты на его исправление, порча, неплано­вые и аварийные ремонты);

•непроизводительные расходы (простои, аннулирование за­казов, дополнительная оплата сверхурочных работ).

Если риск оказался неоправданным, фирме нанесен эконо­мический ущерб, она может обанкротиться.

 

Понятие банкротства

 

Банкротство - это признанная арбитражным судом или объявленная самим должником неспособность должника в пол­ном объеме удовлетворить требования кредиторов по денеж­ным обязательствам и (или) внести обязательные платежи. Таким образом, под банкротством предприятия понимается неспособность:

• удовлетворить требования кредиторов по оплате товара (работ, услуг);

• неспособность обеспечить обязательные платежи в бюд­жет и внебюджетные фонды.

Эти обязательства возникают в связи с превышением обя­зательств предпринимателя над его имуществом или в связи неудовлетворительной структурой баланса предприятия.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятель­ности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ дело о банкрот­стве может быть возбуждено арбитражным судом, если требо­вания к должнику - юридическому лицу в совокупности со­ставляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда.

К признакам банкротства отнесены:

для граждан - или неисполнение обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, или превышение обязательств стоимости принадлежащего имущества;

для юридических лиц - неисполнение обязательств в те­чение трех месяцев с момента наступления даты их исполне­ния.

При рассмотрении процедуры банкротства применяются:

в отношении гражданина - конкурсное производство, ми­ровое соглашение и др.;

в отношении юридического лица - наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и др.

Требования кредиторов удовлетворяются в определенной последовательности:

вне очереди покрываются судебные расходы, текущие ком­мунальные и эксплуатационные платежи и обязательства, воз­никшие в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурс­ного производства;

в первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни и здоровью;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате вы­ходных пособий и оплате труда;

в третью очередь удовлетворяются требования по обяза­тельствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по обя­зательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредито­рами.

Этот закон не принимает во внимание аргумент должника о том, что он не платит потому, что не заплатили ему. В прин­ципе, если гражданину не платят зарплату на государствен­ном предприятии, то его можно выселить с занимаемой госу­дарственной квартиры за неуплату коммунальных платежей.

В отношении должника применяются либо реорганизаци­онные, либо ликвидационные меры; возможно и мировое со­глашение.

ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ

 

Исторический экскурс

 

Нет хозяйственных систем (за исключением, пожалуй, до-социальных, самых наипервобытных), которые можно было бы объяснить без такого субъекта, как государство. С давних вре­мен оно:

• служило организатором денежного обращения, фиксиро­вало масштаб цен;

• собирало налоги со своих подданных и дань с порабощен­ных народов. Скорее всего, сбор налогов - первая форма рабо­ты по найму;

• обеспечивало проведение общехозяйственных работ, на­пример, по ирригации;

• выступало регулятором внешней торговли.

Уже в средние века реализуются первые проекты государ­ственного предпринимательства, создаются государственные ма­нуфактуры. В этом отношении наиболее известны деятельность Фридриха II в Германии, изготовление декоративных тканей семьей Гобеленов во Франции. Резко усиливается роль государ­ства в период первоначального накопления капитала: крупные состояния создаются прежде всего благодаря использованию государственной собственности, а также за счет применения государственной машины для ограбления соседей и ведения колониальных войн. Только при активном участии государ­ства ,формируется рынок наемного труда. В сложившейся капи­талистической системе государство — это экономический центр, обеспечивающий функционирование фирм, рынков финансов, то­варов и ресурсов. В полной мере роль государства в экономике раскрылась в XX в. Без него была бы немыслима реализация программ кейнсианских и социалистических преобразований, межгосударственной интеграции.

Таким образом, государство с момента своего возникновения никогда не было «ночным сторожем», его функции в экономике не сводились и ни при каких условиях не сведутся лишь к охране частной собственности и частного предпринимательства

 

Концептуальный экскурс

 

В экономической науке всегда велась теоретическая дискус­сия относительно оценки функций государства в развитии эко­номики и общества. Напомним, меркантилисты прямо исходи­ли из необходимости государственного регулирования с целью развития торговли и промышленности. Представители эконо­мического либерализма и анархизма давали только негатив­ные оценки государственному вмешательству в экономику-Использование самого термина «вмешательство» ярко высве­чивает методологический подход: чужеродный организм вле­зает туда, куда не положено. На самом деле государству нет нужды вмешиваться в экономику. Оно крупнейший собствен­ник и в этом качестве не может не реализовывать себя.

Весь XX век прошел под знаком усиления роли государ­ства в экономике. Факторы, воздействовавшие на этот процесс, можно подразделить на исторически преходящие, оставшиеся в прошлом (мировые войны и кризисы, социалистические и национально-освободительные революции), и продолжающие действовать (угрозы новых мировых кризисов, милитаризация экономики, процессы интеграции и глобализации).

Кейнсианская ветвь в западной науке в достаточной мере раскрыла невозможность самоисцеления рынка и тем самым обосновала необходимость проведения постоянного государ­ственного мониторинга по проблемам инвестиций, занятости, потребления в условиях непрерывной угрозы повторения разру­шительных кризисов. И хотя их оппоненты - монетаристы -неустанно говорят о том, что все плохое в экономике от госу­дарства, экономика будто бы способна автоматически дости­гать равновесия в оптимуме эффективности, данные утвержде­ния выглядят не научной конструкцией, а декларативным зак­линанием, которое моментально забывается, как только от слов переходят к делу.

Попытка закрепить в теории в виде экономических моделей и закономерностей возрастающую роль государства и определить его место в системе воплотилась в активно разрабатывавшуюся до 1980-х гг. (в качестве подраздела теории всеобщего благосо­стояния, одним из наиболее известных авторов которой являет­ся А. Пигу) теорию государства всеобщего благоденствия.

В 1980-е гг. по всему миру прокатилась волна либерализа­ции экономики, связанная с политикой, получившей название в США - рейганомики, в Англии - тетчеризма. В их основе лежали монетаристские идеи. Согласно данным представле­ниям, государство должно косвенно воздействовать на эконо­мику на основе разумной кредитно-денежной политики. Их заимствование в Российской Федерации привело к тому, что экономическая реформа оказалась тождественной финансовым мерам по стабилизации предварительно разрушенного денеж­ного обращения.

В настоящее время наука разрабатывает гипотезу захвата, согласно которой фирмы выступают в поддержку государствен­ного регулирования лишь постольку, поскольку государствен­ные институты служат их интересам, а не всему обществу, не всем производителям и потребителям. В реальной экономи­ческой жизни найдется немало фактов, ее подтверждающих.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.