Каждая фирма - налогоплательщик. В налаженной системе складывается кругооборот налогов и платежей из госбюджета. Так и в природе. Реки текут в море, но не иссыхают, а моря не переполняются.
Налогообложение всегда является многоступенчатым
Проанализируем различные точки зрения на то, как налоги влияют на экономику, цены, положение покупателей и продавцов. С одной стороны, утверждается, что налоги:
• создают искажения в экономике;
• ухудшают положение покупателей и продавцов;
• уменьшают стимулы к труду.
Министр финансов Франции при короле Людовике XIV Жан Батист Кольбер сравнивал взимание налогов с искусством ощипывать гуся так, чтобы получить максимальное количество перьев с минимумом писка. В XVII веке данный подход был вполне понятен: налоги шли в основном на содержание королевского двора, армии, других органов государственного управления. Поэтому и сформировалось убеждение в том, что налоги следует уж если не полностью отменить как неизбежное зло, то во всяком случае значительно уменьшить.
Сегодня в развитых странах за счет налогов:
• устраняются провалы рынка, так как рынок, несмотря на все неолиберальные заклинания, не может считаться абсолютно саморегулирующейся системой;
• инициируется спрос и предложение, т. е. положение покупателей и продавцов улучшается вследствие стимулирования экономического роста;
• увеличиваются стимулы к общественнополезной деятельности (например, охране природы, занятиям фундаментальной наукой и т. д.).
Налоги сегодня - это нормальные пенсии, хорошее медобслуживание, качественное образование и безопасность. Поэтому отчисления приходится увеличивать. И тем не менее сформировалось устойчивое общественное мнение, согласно которому налоги нужно кардинально сокращать. В чем причины такой противоречивой ситуации? В Российской Федерации общество, избиратели как налогоплательщики не имеют возможности контролировать расходование правительством налоговых поступлений, вообще средств из госбюджета. После утверждения бюджета исполнительная власть остается вне контроля и ни перед кем не отчитывается. Расходование средств на пенсии и зарплату или на военные авантюры оказывается личным делом исполнительной власти. Вместе с тем в Российской Федерации сформировался малый слой очень богатых и влиятельных людей, контролирующих средства массовой информации, которые вообще не заинтересованы в том, чтобы платить налоги. Они не нуждаются в нищенской государственной пенсии, поскольку нажили на всю оставшуюся жизнь. Они
пользуются платными услугами здравоохранения высокого качества, отправляют жен и дочерей рожать детей и внуков в США, чтобы при достижении ими совершеннолетия гарантировать получение американского гражданства. Они не видят смысла в поддержании отечественного образования, так как их дети и внуки учатся за границей. Они не нуждаются в общественных здравницах, поскольку купили виллы на лучших курортах мира. И так далее. Но эта часть общества имеет больше возможностей пропагандировать свою точку зрения. В результате формируется иллюзия, будто низкие налоги повысят уровень их собираемости: стоит только уменьшить налоги, и все предприниматели тут же кинутся их добровольно, вовремя и полностью вносить.
Сколь же наивными нужно быть, чтобы в это верить! Раньше, например в 1980-х гг., при неизмеримо более высоком уровне жизни и зарплаты билет на проезд в трамвае стоил три копейки. И то не платили. Пользование телефоном-автоматом обходилось в две копейки. И то пытались обманывать. Без контроля над исполнительной властью, прежде всего президентской, без налоговой инспекции, без налоговой полиции, без всеобщего декларирования доходов и источников собственности уровень собираемости налогов сам собой не повысится.
При этом само собой разумеется, что Налоговый кодекс должен быть прост и понятен, как устав караульной службы.
Финансы фирмы
В основе организации финансов фирмы лежат следующие принципы:
•самостоятельность в образовании и расходовании;
• самофинансирование;
• заинтересованность в результатах работы;
• ответственность за результаты работы;
•образование финансовых резервов;
• разделение средств на собственные и заемные;
• первоочередность выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
• финансовый контроль за деятельностью предприятия со стороны государственных органов.
Финансовые ресурсы предприятия подразделяются на: а) образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств (сюда относятся прибыль от основной деятельности, прибыль от выбывшего имущества, прибыль от внереализационных операций, устойчивые пассивы, целевые поступления, паевые и иные взносы членов трудового коллектива);
б) мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, кредит);
в) поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, финансовые ресурсы от концернов, ассоциаций, отраслевых структур, бюджетные субсидии, финансовые ресурсы, формируемые на паевых [долевых] началах).
Инвестиции в виде покупки акций и займов идут только в устойчиво работающие предприятия и отрасли экономики, где риск минимизирован.
Хозяйственные риски
Масштаб, величина риска может быть сопоставлена с потерями стоимости производимой продукции и вложенных средств. Различают:
• допустимый риск - можно недополучить расчетную прибыль; потерять потенциальные контракты;
• критический риск - можно недополучить расчетную выручку;
• катастрофический риск - можно потерять вложенное имущество.
Зона сверх катастрофического риска:
• в условиях разгула преступности - жизнь; нет зарплаты -нет лекарств;
• при нарушении законов - конфискация личного имущества (требуют уплаты налогов с неоплаченной продукции).
Чем выше доля долгового финансирования, тем выше финансовые риски. В ходе «шоковой терапии», череды кризисов, инфляции непрерывное уничтожение части оборотных средств предприятий резко повышает финансовые риски и возможность потери вложенных средств. Наиболее явные финансовые риски сводятся к неуплате долга и невыплате дивидендов акционерам. Соответственно два показателя помогают определить хозяйственные риски и привлекательность инвестирования:
Если фирма в состоянии выплачивать проценты и дивиденды и они необременительны для объемов получаемой прибыли, то инвестиции потенциально возможны.
Экономический ущерб
Экономический ущерб - это потери, понесенные фирмой в результате хозяйственной деятельности. Потери могут быть вызваны внешними (например, стихией природы, забастовкой транспортников и невозможностью доставки произведенного товара, разорением иной фирмы, связанной с исполнением контракта и пр.) и внутренними обстоятельствами.
Внутренний экономический ущерб можно подразделить на элементы:
• упущенная выгода (невыполнение договоров, срыв инноваций);
• материальные потери (превышение норм расхода, потери и хищения, брак и затраты на его исправление, порча, неплановые и аварийные ремонты);
•непроизводительные расходы (простои, аннулирование заказов, дополнительная оплата сверхурочных работ).
Если риск оказался неоправданным, фирме нанесен экономический ущерб, она может обанкротиться.
Понятие банкротства
Банкротство - это признанная арбитражным судом или объявленная самим должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) внести обязательные платежи. Таким образом, под банкротством предприятия понимается неспособность:
• удовлетворить требования кредиторов по оплате товара (работ, услуг);
• неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Эти обязательства возникают в связи с превышением обязательств предпринимателя над его имуществом или в связи неудовлетворительной структурой баланса предприятия.
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда.
К признакам банкротства отнесены:
• для граждан - или неисполнение обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, или превышение обязательств стоимости принадлежащего имущества;
• для юридических лиц - неисполнение обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
При рассмотрении процедуры банкротства применяются:
• в отношении гражданина - конкурсное производство, мировое соглашение и др.;
• в отношении юридического лица - наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и др.
Требования кредиторов удовлетворяются в определенной последовательности:
• вне очереди покрываются судебные расходы, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи и обязательства, возникшие в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства;
• в первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни и здоровью;
• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда;
• в третью очередь удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
• в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
• в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Этот закон не принимает во внимание аргумент должника о том, что он не платит потому, что не заплатили ему. В принципе, если гражданину не платят зарплату на государственном предприятии, то его можно выселить с занимаемой государственной квартиры за неуплату коммунальных платежей.
В отношении должника применяются либо реорганизационные, либо ликвидационные меры; возможно и мировое соглашение.
ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ
Исторический экскурс
Нет хозяйственных систем (за исключением, пожалуй, до-социальных, самых наипервобытных), которые можно было бы объяснить без такого субъекта, как государство. С давних времен оно:
• служило организатором денежного обращения, фиксировало масштаб цен;
• собирало налоги со своих подданных и дань с порабощенных народов. Скорее всего, сбор налогов - первая форма работы по найму;
• обеспечивало проведение общехозяйственных работ, например, по ирригации;
• выступало регулятором внешней торговли.
Уже в средние века реализуются первые проекты государственного предпринимательства, создаются государственные мануфактуры. В этом отношении наиболее известны деятельность Фридриха II в Германии, изготовление декоративных тканей семьей Гобеленов во Франции. Резко усиливается роль государства в период первоначального накопления капитала: крупные состояния создаются прежде всего благодаря использованию государственной собственности, а также за счет применения государственной машины для ограбления соседей и ведения колониальных войн. Только при активном участии государства ,формируется рынок наемного труда. В сложившейся капиталистической системе государство — это экономический центр, обеспечивающий функционирование фирм, рынков финансов, товаров и ресурсов. В полной мере роль государства в экономике раскрылась в XX в. Без него была бы немыслима реализация программ кейнсианских и социалистических преобразований, межгосударственной интеграции.
Таким образом, государство с момента своего возникновения никогда не было «ночным сторожем», его функции в экономике не сводились и ни при каких условиях не сведутся лишь к охране частной собственности и частного предпринимательства
Концептуальный экскурс
В экономической науке всегда велась теоретическая дискуссия относительно оценки функций государства в развитии экономики и общества. Напомним, меркантилисты прямо исходили из необходимости государственного регулирования с целью развития торговли и промышленности. Представители экономического либерализма и анархизма давали только негативные оценки государственному вмешательству в экономику-Использование самого термина «вмешательство» ярко высвечивает методологический подход: чужеродный организм влезает туда, куда не положено. На самом деле государству нет нужды вмешиваться в экономику. Оно крупнейший собственник и в этом качестве не может не реализовывать себя.
Весь XX век прошел под знаком усиления роли государства в экономике. Факторы, воздействовавшие на этот процесс, можно подразделить на исторически преходящие, оставшиеся в прошлом (мировые войны и кризисы, социалистические и национально-освободительные революции), и продолжающие действовать (угрозы новых мировых кризисов, милитаризация экономики, процессы интеграции и глобализации).
Кейнсианская ветвь в западной науке в достаточной мере раскрыла невозможность самоисцеления рынка и тем самым обосновала необходимость проведения постоянного государственного мониторинга по проблемам инвестиций, занятости, потребления в условиях непрерывной угрозы повторения разрушительных кризисов. И хотя их оппоненты - монетаристы -неустанно говорят о том, что все плохое в экономике от государства, экономика будто бы способна автоматически достигать равновесия в оптимуме эффективности, данные утверждения выглядят не научной конструкцией, а декларативным заклинанием, которое моментально забывается, как только от слов переходят к делу.
Попытка закрепить в теории в виде экономических моделей и закономерностей возрастающую роль государства и определить его место в системе воплотилась в активно разрабатывавшуюся до 1980-х гг. (в качестве подраздела теории всеобщего благосостояния, одним из наиболее известных авторов которой является А. Пигу) теорию государства всеобщего благоденствия.
В 1980-е гг. по всему миру прокатилась волна либерализации экономики, связанная с политикой, получившей название в США - рейганомики, в Англии - тетчеризма. В их основе лежали монетаристские идеи. Согласно данным представлениям, государство должно косвенно воздействовать на экономику на основе разумной кредитно-денежной политики. Их заимствование в Российской Федерации привело к тому, что экономическая реформа оказалась тождественной финансовым мерам по стабилизации предварительно разрушенного денежного обращения.
В настоящее время наука разрабатывает гипотезу захвата, согласно которой фирмы выступают в поддержку государственного регулирования лишь постольку, поскольку государственные институты служат их интересам, а не всему обществу, не всем производителям и потребителям. В реальной экономической жизни найдется немало фактов, ее подтверждающих.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.