Фирма - основной субъект рыночной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основным звеном, определяющим характер экономики, ее рыночное содержание, является фирма (итальянское firma -подтверждающая подпись на деловом документе). Фирма -это юридически самостоятельный субъект хозяйства, зарегист­рированный в соответствии с национальным законодательством, преследующий цели предпринимательства, функционирующий на принципах самоокупаемости, получающий прибыль и име­ющий свое наименование, фирменное лицо.

Во главе фирмы стоит хозяин. Хозяин - это такой субъект деятельности по созданию богатства, который объединяет в себе собственника, управляющего и предпринимателя.

Следует отличать фирму от предприятия. Фирма — эконо­мико-правовой субъект хозяйственной деятельности, она имеет право на заключение и исполнение сделок. Предприятие — технико-экономическое явление. Фирма может включать в свой состав несколько предприятий.

Деятельность фирмы предполагает:

• предпринимательство;

• закрепление отношений собственности;

• управление хозяйственной деятельностью;

•изготовление товаров;

• деятельность по собственному содержанию.

Цель деятельности фирмы - получение доходов и прибыли. Фирмы формируют сферу товарного предложения и создают спрос на факторы производства. Они в настоящее время — ос­новные налогоплательщики в Российской Федерации.

Существует множество классификаций фирм. Их система­тизация ставится в зависимость от:

• формы собственности (частные, кооперативные, государ­ственные);

• организационно-правовых особенностей (единоличные, то­варищества, акционерные общества);

• сектора экономики (первичный - добывающая промыш­ленность, вторичный — перерабатывающая промышленность, третичный - сектор услуг и т. д.);

• размеров (мелкие, малые, средние, крупные);

• характера охвата рынка (региональные, национальные, транснациональные, международные).

В условиях рыночной экономики основной формой собствен­ности, с которой связана деятельность фирмы, является част­ная. Социализация товарного хозяйства приводит к появле­нию массы государственных и кооперативных фирм.

В разных странах существуют различные критерии отнесения фирмы к группе мелких, малых, средних, крупных и крупнейших предприятий. Обычно мелкие предприятия носят докапиталис­тический характер. Малые и средние являются узкоспециализи­рованными, их положение на рынке крайне неустойчиво. Они постоянно борются за свое выживание.

Подлинными хозяевами мира стали крупнейшие фирмы, которые диктуют свои правила поведения мировой экономике. Иначе и быть не может.

Существуют различные организационно-правовые формы пред­приятий. Обычно выделяют фирмы, принадлежащие единолич­ным и семейным владельцам, товарищества и акционерные об­щества. Акционерная форма, или форма корпорации, доминирует в сфере финансов, добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте, в сфере коммуникаций, оптовой торговле. В сфере услуг, розничной торговле и сельском хозяйстве преобла­дающими формами являются индивидуальное предприниматель­ство и товарищество (партнерство). Если в XIX в. ведущим сектором экономики было материальное производство, то со вто­рой половины XX в. резко возросла функция сферы услуг, что выразилось в ее доле, которую она привносит в создание валово­го внутреннего продукта, и нашло отражение в удельном весе различных организационно-правовых форм предприятий.

В зависимости от особенностей рынка формируются специфичес­кие фирмы (на финансовом рынке - банки и др., на товарном - магазины и др.) со специализированным капиталом (ссудный, фиктивный и т. д.) и особым механизмом извлечения прибыли.

Создание фирмы связано с предпринимательством, инициа­тивной самостоятельной деятельностью, направленной на по­лучение прибыли. Предприниматель - это тот, кто берет на себя риск, связанный с реализацией проекта, выпуском новых товаров. Любая передовая в экономическом отношении стра­на должна гордиться своими предпринимателями.

 

Капитал фирмы

 

Предпринимательская деятельность базируется на капита­ле фирмы. В него включаются основные средства и оборотные средства.

Основные средства, подразделяются на материальные и не­материальные основные фонды (см. табл. 3.2.1).

Оборотные средства, которыми располагает фирма, вклю­чают оборотный капитал и фонды обращения. Оборотные сред­ства могут быть собственными и заемными.

Оборотный капитал состоит из трех основных групп:

1) производственные запасы (сырье, топливо, основные и вспомогательные материалы и пр.);

2) незавершенное производство;

3) расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции, на аренду помещения, на аренду юридическо­го адреса, подписка на периодическую печать, затраты на ка­питальный ремонт).

К фондам обращения относятся:

товарная продукция, т. е. готовая продукция на складе, предназначенная для реализации;

товары, отгруженные и находящиеся в пути, но не опла­ченные заказчиком;

• средства в расчетах и на счетах банков.

 

Управление фирмой

 

Любая фирма - это организация людей. Координация их усилий представляет собой управление хозяйственной деятель­ностью. Управление хозяйственной деятельностью фирмы -это процесс, с помощью которого специалисты (управляющие, директора [от франц. directeur - управляющий], менеджеры [от англ. manager - управляющий]) формируют организацию людей, управляют ими путем постановки целей, разработки средств достижения и добиваются требуемого результата.

Управление предполагает выполнение определенных работ, функций. Они называются в разных вариантах. Достаточно целостная система функций управления включает организа­цию, регулирование, планирование, учет и контроль, стимули­рование, мотивацию.

Хозяйственная деятельность фирмы состоит из получения ресурсов и заказов; изготовления товаров; реализации произ­веденного.

Хозяйственная деятельность строится на бизнес-планиро­вании. Бизнес-план - это проект создания или развития фир­мы, главное обоснование инвестиций. Типовой бизнес-план включает в себя следующие разделы: вводную часть или резю­ме проекта (содержит доказательства преимуществ и выгод проекта); анализ положения дел в отрасли; производственный план (аргументируется выбор производственного процесса, и дается характеристика технико-экономических показателей); план маркетинга (показывается, что реализация товара не вы­зовет серьезных проблем, и определяется объем затрат на сбыт продукции); организационный план; финансовый план (раз­дел является ключевым, по нему планируются затраты на реа­лизацию проекта и определяется его эффективность).

Внутренняя деловая жизнь фирмы строится на управлении производством товаров; маркетингом, сбытом; финансами; пер­соналом; учетом и анализом хозяйственной деятельности (эккаунтингом).

Трудности хозяйственной деятельности в Российской Федера­ции связаны с тем, что предприятия в ходе реформы оказались отрезаны от источников сырья и оборудования (резким повыше­нием цен), рынков сбыта (сжатием государственного спроса), ис­точников кредита (взлетом ставок процента), разрушительной конкуренцией со стороны международных монополий.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.