Основным звеном, определяющим характер экономики, ее рыночное содержание, является фирма (итальянское firma -подтверждающая подпись на деловом документе). Фирма -это юридически самостоятельный субъект хозяйства, зарегистрированный в соответствии с национальным законодательством, преследующий цели предпринимательства, функционирующий на принципах самоокупаемости, получающий прибыль и имеющий свое наименование, фирменное лицо.
Во главе фирмы стоит хозяин. Хозяин - это такой субъект деятельности по созданию богатства, который объединяет в себе собственника, управляющего и предпринимателя.
Следует отличать фирму от предприятия. Фирма — экономико-правовой субъект хозяйственной деятельности, она имеет право на заключение и исполнение сделок. Предприятие — технико-экономическое явление. Фирма может включать в свой состав несколько предприятий.
Деятельность фирмы предполагает:
• предпринимательство;
• закрепление отношений собственности;
• управление хозяйственной деятельностью;
•изготовление товаров;
• деятельность по собственному содержанию.
Цель деятельности фирмы - получение доходов и прибыли. Фирмы формируют сферу товарного предложения и создают спрос на факторы производства. Они в настоящее время — основные налогоплательщики в Российской Федерации.
Существует множество классификаций фирм. Их систематизация ставится в зависимость от:
• формы собственности (частные, кооперативные, государственные);
• организационно-правовых особенностей (единоличные, товарищества, акционерные общества);
• сектора экономики (первичный - добывающая промышленность, вторичный — перерабатывающая промышленность, третичный - сектор услуг и т. д.);
• размеров (мелкие, малые, средние, крупные);
• характера охвата рынка (региональные, национальные, транснациональные, международные).
В условиях рыночной экономики основной формой собственности, с которой связана деятельность фирмы, является частная. Социализация товарного хозяйства приводит к появлению массы государственных и кооперативных фирм.
В разных странах существуют различные критерии отнесения фирмы к группе мелких, малых, средних, крупных и крупнейших предприятий. Обычно мелкие предприятия носят докапиталистический характер. Малые и средние являются узкоспециализированными, их положение на рынке крайне неустойчиво. Они постоянно борются за свое выживание.
Подлинными хозяевами мира стали крупнейшие фирмы, которые диктуют свои правила поведения мировой экономике. Иначе и быть не может.
Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Обычно выделяют фирмы, принадлежащие единоличным и семейным владельцам, товарищества и акционерные общества. Акционерная форма, или форма корпорации, доминирует в сфере финансов, добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте, в сфере коммуникаций, оптовой торговле. В сфере услуг, розничной торговле и сельском хозяйстве преобладающими формами являются индивидуальное предпринимательство и товарищество (партнерство). Если в XIX в. ведущим сектором экономики было материальное производство, то со второй половины XX в. резко возросла функция сферы услуг, что выразилось в ее доле, которую она привносит в создание валового внутреннего продукта, и нашло отражение в удельном весе различных организационно-правовых форм предприятий.
В зависимости от особенностей рынка формируются специфические фирмы (на финансовом рынке - банки и др., на товарном - магазины и др.) со специализированным капиталом (ссудный, фиктивный и т. д.) и особым механизмом извлечения прибыли.
Создание фирмы связано с предпринимательством, инициативной самостоятельной деятельностью, направленной на получение прибыли. Предприниматель - это тот, кто берет на себя риск, связанный с реализацией проекта, выпуском новых товаров. Любая передовая в экономическом отношении страна должна гордиться своими предпринимателями.
Капитал фирмы
Предпринимательская деятельность базируется на капитале фирмы. В него включаются основные средства и оборотные средства.
Основные средства, подразделяются на материальные и нематериальные основные фонды (см. табл. 3.2.1).
Оборотные средства, которыми располагает фирма, включают оборотный капитал и фонды обращения. Оборотные средства могут быть собственными и заемными.
Оборотный капитал состоит из трех основных групп:
1) производственные запасы (сырье, топливо, основные и вспомогательные материалы и пр.);
2) незавершенное производство;
3) расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции, на аренду помещения, на аренду юридического адреса, подписка на периодическую печать, затраты на капитальный ремонт).
К фондам обращения относятся:
• товарная продукция, т. е. готовая продукция на складе, предназначенная для реализации;
• товары, отгруженные и находящиеся в пути, но не оплаченные заказчиком;
• средства в расчетах и на счетах банков.
Управление фирмой
Любая фирма - это организация людей. Координация их усилий представляет собой управление хозяйственной деятельностью. Управление хозяйственной деятельностью фирмы -это процесс, с помощью которого специалисты (управляющие, директора [от франц. directeur - управляющий], менеджеры [от англ. manager - управляющий]) формируют организацию людей, управляют ими путем постановки целей, разработки средств достижения и добиваются требуемого результата.
Управление предполагает выполнение определенных работ, функций. Они называются в разных вариантах. Достаточно целостная система функций управления включает организацию, регулирование, планирование, учет и контроль, стимулирование, мотивацию.
Хозяйственная деятельность фирмы состоит из получения ресурсов и заказов; изготовления товаров; реализации произведенного.
Хозяйственная деятельность строится на бизнес-планировании. Бизнес-план - это проект создания или развития фирмы, главное обоснование инвестиций. Типовой бизнес-план включает в себя следующие разделы: вводную часть или резюме проекта (содержит доказательства преимуществ и выгод проекта); анализ положения дел в отрасли; производственный план (аргументируется выбор производственного процесса, и дается характеристика технико-экономических показателей); план маркетинга (показывается, что реализация товара не вызовет серьезных проблем, и определяется объем затрат на сбыт продукции); организационный план; финансовый план (раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность).
Внутренняя деловая жизнь фирмы строится на управлении производством товаров; маркетингом, сбытом; финансами; персоналом; учетом и анализом хозяйственной деятельности (эккаунтингом).
Трудности хозяйственной деятельности в Российской Федерации связаны с тем, что предприятия в ходе реформы оказались отрезаны от источников сырья и оборудования (резким повышением цен), рынков сбыта (сжатием государственного спроса), источников кредита (взлетом ставок процента), разрушительной конкуренцией со стороны международных монополий.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 229.