Теории потребительского выбора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В рамках economics то, чем руководствуется человек в сво­ей экономической деятельности, отражает теория потребитель­ского выбора. Ее основания восходят к древнегреческим фи­лософам (Аристиду, Эпикуру), полагавшим, что все поступки совершаются людьми ради удовольствия. Иной постулат тео­рии потребительского выбора связан с тем, что всякий эконо­мический эффект полезен и его можно измерить тем или иным способом.

Существует три основные модели потребительского вы­бора:

• учет прироста полезности на каждую единицу дополнитель­ных затрат (человек в этом случае предстает узким эгоистом);

• расчет эффекта дохода и эффекта замещения (человеку приписывается исключительная расчетливость);

• система анализа потребительских предпочтений при нали­чии бюджетных ограничений для максимального удовлетворе­ния потребностей (полагается непротиворечивость, последова­тельность поведения).

Однако даже в совокупности данные концепции не могут претендовать на полное и реальное отражение действительно­сти. Ни одна концепция не дает достоверного прогноза пове­дения людей. Люди не роботы, они не имеют единого принципа действия. Люди не только оптимизируют добычу вещного богатства, но и обменивают его, хранят как бесценную реликвию, бе­зумно транжирят, скаредно копят, экономно потребляют, бездар­но уничтожают и безвозмездно искренне материально помогают. Все это реальная экономическая жизнь, она во всех своих гранях должна находить отражение в науке. Человек потребляет не в соответствии, например, с предельной нормой замены еды развле­чениями, а согласно сущности экономических отношений, прежде всего в соответствии с отношениями собственности, предопреде­ляющими доступность благ. Потребляется то, что доступнее. На него оказывают свое значительное влияние территориальные факторы, национальные традиции, навязывание через рекламу.

А почему люди занимаются накопительством, инвестирова­нием? Здесь проявляется стремление обеспечить свою старость, расчет на будущее потребление товаров длительного пользова­ния и дорогих услуг, самострахование на «черный день», забота о детях и внуках, неразвитость потребностей. В конце концов, есть просто скряги, занимающиеся накопительством ради на­копительства. Когда разрабатываются программы привлечения средств населения, необходимо учитывать самые разнообразные цели, потребности, стремления.

Почему люди руководствуются разными принципами в своей экономической деятельности? Прежде всего потому, что они вклю­чены в разные хозяйственные системы. Человек может быть одновременно связан с добывающим, натуральным, товарным и интеллектуальным хозяйством. Каждое из них имеет особый положительный результат, который получается и присваивает­ся за счет различных производительных и социальных сил.

 

Классы общества

 

Человек - существо общественное. Любой человек - пред­ставитель определенного класса общества, объективно возни­кающей общности больших групп людей на основе единого от­ношения к средствам производства (их присвоения или отчуж­дения от них), места и роли в общественном производстве, спо­соба получения и размера той доли общественного богатства, которой они располагают. В этом отношении значительный интерес для экономической науки представляет теория Т. Веб-лена, американского экономиста, основоположника институцио-нализма, создателя концепции «праздного класса». В частно­сти, он показал, что снижение цены на товар может привести к отказу от его потребления; именно расточительство, а не потре­бительская выгода - характерный стиль поведения определен­ной группы богатейших людей, названной «праздным классом».

Кроме выделения классов на основе таких признаков, как место в общественном разделении труда и отношения соб­ственности, отмечают сходство в уровнях потребления. В этом плане часто говорят о среднем классе.

Человеку свойственны стереотипы поведения в экономичес­кой системе не только в зависимости от классовой принадлежно­сти, но и от социального уровня, на котором он действует. Раз­ные экономические принципы реализуются в процессе общения в трудовом коллективе, в быту, в семье, в индивидуальном поведе­нии, в деятельности человека как представителя государства, на­ции. Эти стереотипы основаны на разных интересах, на разном представлении о богатстве. К сожалению, в экономической науке проявляется тенденция не к отражению сложной реальности, а к ее упрощению, примитивизации, особенно наглядной в монета­ризме, когда богатством объявляются лишь деньги. И человек изучается только в качестве субъекта, имеющего деньги.

Когда в годы первых пятилеток известный в СССР писатель спрашивал строителей ГЭС, чем они занимаются, то получал разнообразные ответы: один говорил, что зарабатывает деньги; другой - тачку катает; третий - строит новое общество.Ранее предпочтение отдавалось третьему варианту, считалось - не лич­ное главное. Сейчас предпочтение отдается первому варианту. О том, какое общество создаем, не задумываемся. Однако каж­дому непредвзятому исследователю должно быть ясно: человек в экономике проявляет себя в разных качествах.

 

ФИРМА

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.