Проблема выявления экономических качеств человека многоаспектна и связана с определением:
• мотивов, которыми руководствуется человек в своей экономической деятельности;
• человеческих качеств, проявляющихся в экономике.
Без того или иного ответа на поставленные вопросы нельзя создать целостного объяснения ни одной хозяйственной системы. Все они не имеют однозначных ответов, дискутируются. Исходя из анализа предэкономики, можно заключить, что человеческие качества предопределяются по крайней мере четырьмя группами обстоятельств:
• трудом, добыванием средств к жизни;
• биологической природой;
• спецификой личности, т. е. спецификой всей совокупности общественных отношений, в которые она включена;
• индивидуальным поведением, психологическими особенностями.
То или иное стечение обстоятельств предопределяет интересы, потребности, стимулы в каждый данный момент и ведет к выработке осознанных принципов деятельности.
Чем руководствуется человек в своей экономической Деятельности и какие цели он ставит и реализует в процессе хозяйствования?
Средневековая экономическая мысль увязывала деятельность людей с их социальным происхождением, традициями и божественным предопределением. Мужчина или женщина, господин или земледелец имеют свой заранее предначертанный круг обязанностей. Мистическая идея А. Смита о «невидимой руке», ведущей человека, есть дань средневековым представлениям о положении человека в мире.
Для экономической мысли нового времени человек прост и однозначен. В XVIII в. английская политическая экономия представила человека узким эгоистом, который шага не ступит без выгоды, без расчета на прибыль. Этот взгляд впоследствии использовали и крайние либералы (тогда хозяйствующий субъект представал одиночкой, Робинзоном), и социалисты (тогда говорят о разумном эгоизме; вспомним «Что делать?» Н. Г. Чернышевского).
Что в целом побуждает человека к хозяйственной деятельности? Это связано с формированием потребностей и стимулов, интересов и мотивов, постановкой целей.
Потребность - это осознанная необходимость того или иного блага, ощущение дискомфорта от его отсутствия. Потребности человека многообразны и имеют иерархичную структуру.
Стимул представляет собой конкретную форму богатства, которую присваивает человек в результате хозяйственной деятельности.
Мотивы и интересы - это побуждения к целесообразной деятельности, труду, вызванные потребностями.
Наличие у каждого отдельного человека разнообразных интересов, потребностей, целей приводит к тому, что человек в экономической системе проявляется в разнообразных качествах. Он и трудящийся, и собственник, и налогоплательщик, и потребитель. К категории трудящихся относятся не только занятые физическим трудом, но и управляющие, научные работники, предприниматели...
Это следует учитывать в различных областях межчеловеческих отношений. Какое лекарство выписывать больному? Богатому — дорогое, пусть даже на цену влияет хрустальный флакончик. Представителю так называемого среднего класса желательно горькое и на спирту, чтобы он мог внутренне прочувствовать, как оно «эффективно» действует. Бедному важно утешение. При этом субстанция лекарства может быть абсолютно одна и та же.
Реализация отношений собственности связана с тем, что отдельный человек может быть частным собственником, акционером, сособственником государственного и общественного имущества, обладать личной собственностью.
Каждый человек связан с государством, занимая определенную нишу в управленческой иерархии и системе налогообложения. Тем самым реализуется специфическая модель получения доходов и их использования.
Не все действия человека определяются его положением в экономике. Так, побудительным стимулом к покупке служит не только потребность в товаре, его цена и качество, но и субъективное восприятие, импульсивный порыв.
Каждый человек - потребитель, что в рыночной системе тождественно понятию «покупатель». В покупательском поведении можно выделить несколько составляющих:
• цена товара, его свойства и качества;
• потребность в товаре, предпочтение (сравнительные достоинства);
• внутренняя мотивация, определяемая ролью в обществе, коллективе, семье и т. д.;
• ожидания, предрассудки, установки (мода);
• традиции, узнавание торговых марок, логотипов;
• навязывание товара потребителю.
По структуре расходов можно составить представление об уровне развития страны в целом. В США в бюджете средней семьи расходы на поддержание здоровья и медицину составляли в 1995 г. 17%, на питание - 15,4%. При этом 75% затрат на науку и образование осуществляет государство. В Российской Федерации более половины получаемых населением страны доходов расходуется на питание.
Покупка не является заранее запрограммированным действием. Возможны импульсивные действия, выбор. Выбор может быть рациональным и иррациональным. В случае рациональности возможна различная эффективность в расчете последствий принятого решения. Выбор всегда сопряжен с риском.
На разных социально-экономических уровнях общения возможны различные принципы действия при преодолении риска:
• коллективность, создание системы общей защиты, взаимопомощи;
• развитие чувства индивидуального страха, постоянной боязни.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.