Экономические качества человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема выявления экономических качеств человека мно­гоаспектна и связана с определением:

• мотивов, которыми руководствуется человек в своей эко­номической деятельности;

• человеческих качеств, проявляющихся в экономике.

Без того или иного ответа на поставленные вопросы нельзя создать целостного объяснения ни одной хозяйственной сис­темы. Все они не имеют однозначных ответов, дискутируются. Исходя из анализа предэкономики, можно заключить, что че­ловеческие качества предопределяются по крайней мере че­тырьмя группами обстоятельств:

• трудом, добыванием средств к жизни;

• биологической природой;

• спецификой личности, т. е. спецификой всей совокупности общественных отношений, в которые она включена;

• индивидуальным поведением, психологическими особен­ностями.

То или иное стечение обстоятельств предопределяет инте­ресы, потребности, стимулы в каждый данный момент и ведет к выработке осознанных принципов деятельности.

Чем руководствуется человек в своей экономической Дея­тельности и какие цели он ставит и реализует в процессе хо­зяйствования?

Средневековая экономическая мысль увязывала деятельность людей с их социальным происхождением, традициями и боже­ственным предопределением. Мужчина или женщина, господин или земледелец имеют свой заранее предначертанный круг обя­занностей. Мистическая идея А. Смита о «невидимой руке», ведущей человека, есть дань средневековым представлениям о положении человека в мире.

Для экономической мысли нового времени человек прост и однозначен. В XVIII в. английская политическая экономия представила человека узким эгоистом, который шага не сту­пит без выгоды, без расчета на прибыль. Этот взгляд впослед­ствии использовали и крайние либералы (тогда хозяйствую­щий субъект представал одиночкой, Робинзоном), и социалис­ты (тогда говорят о разумном эгоизме; вспомним «Что де­лать?» Н. Г. Чернышевского).

Что в целом побуждает человека к хозяйственной деятель­ности? Это связано с формированием потребностей и стимулов, интересов и мотивов, постановкой целей.

Потребность - это осознанная необходимость того или иного блага, ощущение дискомфорта от его отсутствия. По­требности человека многообразны и имеют иерархичную струк­туру.

Стимул представляет собой конкретную форму богатства, которую присваивает человек в результате хозяйственной дея­тельности.

Мотивы и интересы - это побуждения к целесообразной деятельности, труду, вызванные потребностями.

Наличие у каждого отдельного человека разнообразных интересов, потребностей, целей приводит к тому, что человек в экономической системе проявляется в разнообразных каче­ствах. Он и трудящийся, и собственник, и налогоплательщик, и потребитель. К категории трудящихся относятся не только занятые физическим трудом, но и управляющие, научные ра­ботники, предприниматели...

Это следует учитывать в различных областях межчелове­ческих отношений. Какое лекарство выписывать больному? Богатому — дорогое, пусть даже на цену влияет хрустальный флакончик. Представителю так называемого среднего класса желательно горькое и на спирту, чтобы он мог внутренне про­чувствовать, как оно «эффективно» действует. Бедному важно утешение. При этом субстанция лекарства может быть абсо­лютно одна и та же.

Реализация отношений собственности связана с тем, что отдельный человек может быть частным собственником, акци­онером, сособственником государственного и общественного иму­щества, обладать личной собственностью.

Каждый человек связан с государством, занимая определен­ную нишу в управленческой иерархии и системе налогообложе­ния. Тем самым реализуется специфическая модель получения доходов и их использования.

Не все действия человека определяются его положением в экономике. Так, побудительным стимулом к покупке служит не только потребность в товаре, его цена и качество, но и субъек­тивное восприятие, импульсивный порыв.

Каждый человек - потребитель, что в рыночной системе тождественно понятию «покупатель». В покупательском по­ведении можно выделить несколько составляющих:

• цена товара, его свойства и качества;

• потребность в товаре, предпочтение (сравнительные досто­инства);

• внутренняя мотивация, определяемая ролью в обществе, коллективе, семье и т. д.;

• ожидания, предрассудки, установки (мода);

• традиции, узнавание торговых марок, логотипов;

• навязывание товара потребителю.

По структуре расходов можно составить представление об уровне развития страны в целом. В США в бюджете средней семьи расходы на поддержание здоровья и медицину составля­ли в 1995 г. 17%, на питание - 15,4%. При этом 75% затрат на науку и образование осуществляет государство. В Российс­кой Федерации более половины получаемых населением стра­ны доходов расходуется на питание.

Покупка не является заранее запрограммированным дей­ствием. Возможны импульсивные действия, выбор. Выбор может быть рациональным и иррациональным. В случае рационально­сти возможна различная эффективность в расчете последствий принятого решения. Выбор всегда сопряжен с риском.

На разных социально-экономических уровнях общения воз­можны различные принципы действия при преодолении риска:

• коллективность, создание системы общей защиты, взаимо­помощи;

• развитие чувства индивидуального страха, постоянной бо­язни.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.