Формирование монополий, гигантские экономические и социальные потери от периодически повторяющихся кризисов - все это неизбежно ставит вопрос о регулировании рыночной стихии, «социальной справедливости», формах социальной защиты, преодолении «провалов рынка», координации частных, групповых и общественных интересов.
Для того, чтобы понять смысл противоречия между обществом и его рыночной организацией, зададимся вопросами: кого следует лечить? кому делать прививки? кто должен иметь возможность учиться? кто должен иметь возможность заниматься физкультурой и спортом? Таких социальных вопросов множество. Рынок на них отвечает однозначно: тот, у кого есть деньги. При этом диагноз, наличие способностей и желания не имеют значения. Будут деньги - станут лечить, учить, тренировать и т. д. Нет денег - нет доступа к культуре, просвещению, здравоохранению. Иными словами, хаос рынка налагает на развитие человека и общества существенные ограничения. В результате «провалов» свободного рынка, его неспособности адекватно реагировать на прогресс, общество несет материальные и социальные потери. Так, скопление нуворишей, культурный уровень которых обычно весьма невысок, на концертах не только порождает высокие цены на билеты, но и требует снижения уровня мастерства, подстраивания под аудиторию.
В принципе понятие «провалы рынка» не означает, что он мог бы урегулировать ту или иную ситуацию, но по каким-то причинам недостаточно правильно это делает. На самом деле рыночный хаос не всемогущ, у него просто отсутствуют некоторые системы, которые требуются для нормального функционирования общества. Правильно говорит*, лишь о провалах государства, когда требуется эффективная система управления той или иной сферой общества, а она не создана или не работает в нужном направлении.
В противовес рыночному подходу принцип социальной справедливости означает, что помощь следует оказать больному, у которого, возможно, нет денег; учить надо всех, особенно тянущихся к науке и культуре, даже если у них нет денег; программы оздоровления (например, прививки) должны распространяться на все население. Вместе с тем, разумеется, социальная справедливость всегда имеет ограничения материального порядка.
Реакция на отрицательные последствия монополизации рынка выражается в необходимости:
• дальнейшего обобществления хозяйства, что связывается с общественной собственностью в различных формах, в виде государственной, кооперативной, акционерной;
• осуществления принципа всеобщности труда, т. е., с одной стороны, создания рабочих мест для борьбы с безработицей, с
другой стороны, ограничения разрастания паразитических и люмпенизированных слоев общества;
• планирования и прогнозирования с целью снижения отрицательных последствий кризисов и иных макроэкономических катастроф;
• механизации и автоматизации производства, сокращения рабочего и увеличения свободного времени для развития людей;
• формирования общественных фондов потребления, а не только распределения по собственности, по стоимости, по капиталу;
• развития демократии, участия трудящихся в управлении предприятием и государством.
Все названные моменты отражают процесс социализации рыночной экономики, основные принципы социалистического хозяйствования. Недостаток всех создаваемых в настоящее время курсов по экономике состоит в том, что они полностью обходят данные проблемы, замалчивают их.
Сейчас много говорят о «социальной рыночной экономике», теоретиком и пионером-практиком которой признают Л. Эрхарда. Однако его понимание социальной рыночной экономики и социализация экономики — разные вещи. Он противопоставлял социальную рыночную экономику и «принудительно направляемое хозяйство» (административно-хозяйственную систему). Насыщение рынка качественным товаром, делающее распределение зависимым не от карточек, а от вкусов потребителей, — вот суть социальной рыночной экономики в понимании Л. Эрхарда. Сущность социального рыночного хозяйства только тогда можно считать полностью достигнутой, когда с растущей производительностью одновременно понижаются цены, обеспечивая тем самым подлинное повышение зарплаты.
Монополизм, отмечалось ранее, - это форма упорядочения рыночного хаоса на уровне фирм. Социализация хозяйства - логическое продолжение данного процесса, упорядочение рыночного хаоса обществом, государством. В. И. Ленин по этому поводу писал, что от монополий нельзя идти вперед, не идя к социализму.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.