Положение и роль медсестры приобретает все большее значение, особенно в стационарных медучреждениях. Медсестра здесь проводит в прямом контакте с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у нее ищет понимания н опоры. Если врач во взаимоотношениях с больным может в переносном смысле выполнять роль «отца», то медсестре в этих взаимоотношениях принадлежит роль «матери». Само понятие «сестра — попечительница» говорит о переносном характере этих взаимоотношений, хотя оно возникло значительно раньше рассуждений 3. Фрейда о трансфер.
Не пренебрегая технической подготовкой медсестры, нельзя недооценивать психологического подхода медсестер к больным. Недооценка этого часто приводило к тому, что больные выражали недовольство и сетовали против , «казарменного» поведения некоторых медсестер, несмотря на то, что с физической точки зрения уход был хорошим. С другой стороны, в развитии взаимоотношений между сестрой и больным иногда возникает опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, появления стремления к флирту или беспомощному сочувствию. Некоторые медсестры ухудшают свое положение по отношению к больным неуемной болтливостью и тем самым внсюят конфликтные элементы по взаимоотношения между больными. Сестра должна уметь проявлять понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы. Рекомендуется применять следующие методы разговора мед. сестры с больным с целью соблюдения выше приведенных принципов:
1. Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть. Ваша супруга Вас обидела?»
2. Задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите как можно скорее вернуться домой?»
3. Мед. сестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.
4. Задать отвлеченный вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?»
5. Сказать незаконченную фразу: «А если Вы сейчас вернетесь домой, так..»
6. Завести разговор о том, что является самым близким для больного: дети, семья, работа, привычки. Гарди выделяет типы мед. сестер в зависимости от характера и отношения к работе:
1. Практический тип, отличающийся точностью и строгостью, забывающий иногда о человеческой стороне больного. В парадоксальной форме иногда проявляется, например, в том, что будит спящего больного, чтобы дать ему снотворное.
2. Артистический тип, отличающийся эмоциональным поведением; такая мед. сесфа старается без чувства меры произвести впечатление на больного, старается быть важной. .
3. Нервный тип; медсестра часто бывает утомленной, испытывает ощущение, что ее усилия не признаются, раздражена, пациенты около неё не чувствуют себя спокойно. Она старается подсознательно уклониться от некоторых обязанностей, например, из опасения заразиться. У некоторых таких мед. сестер имеется опасность появления зависимости от лекарств (токсикомания), которым она. пытается подавлять и компенсировать свои затруднения.
4. Мужской тип медсестры, крупного телосложения: решительная, энергичная, самоуверенная, последовательная. Больные характеризуют ее поведение как «военное».
В благоприятном случае становится хорошим организатором и успешно воспитывает молодых медсестер. В неблагоприятном случае такие сестры бывают примитивными, агрессивными и деспотичными.
5. Материнский тип мед. сестры, «милая сестричка», часто пикнического телосложения.
6. Сестры-специалисты, работающие, например, на электрокардиографе, электроэнцефалографе; они иногда имеют чувство превосходства над медсестрами, работающими на отделениях; если они этого не скрывают, то между ними и другим персоналом с чередующимися дежурствами бывают напряженные отношения.
Профессиональная психическая деформация. Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу обществ. Но профессия может также вызывать деформации, изменять характер человека. Профессиональная деформация развивается, как правило, из профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация является необходимой для мед. работника. У врачей, сестер, вспомогательного персонала, которые в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечения, проявления психических заболеваний и т.д., постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. Хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, все же в сознании врачей и мед. работников навсегда должны сохраниться способность понимать больного как страдающего человека и уважительно относиться к мертвому телу. Это является необходимой составной частью не только человеческого но и профессионального уровня врача.
Профессиональными деформациями являются поведение и выражения медработников, при которых под влиянием привычки появляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушности и даже цинизма. Например, если врач или сестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в несколько коечной палате, или во время обхода, при больном дискутируют о его болезни. По выражению Грега, личность больного нельзя считать неудобным придатком к больному органу, который врач должен обследовать.
Причиной профессиональной деформации являются не плохие намерения или стремления вредить больному, а плохая, в течение длительного времени по существу неосознанная, привычка. Она проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, применяемом без преград при больном как об этом свидетельствует разговор 2-
Дата: 2019-07-24, просмотров: 310.