Лекция №6 Медицинская психологии в клинике внутренних болезней.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принято считать, что каждый орган человеческою тела имеет как бы свою психическую проекцию, что появилось еще с древних времен, когда органом любви считалась вначале печень, а потом сердце.

Это нашло отражение и в искусстве: на скульптурах того времени бог любви Амур пробивал своей стрелой сердца. На всех языках сердце связывается с выражением эмоций. Говорят, что «сердце сжимается от страха», «на сердце тяжело», или «легко», «всем сердцем любят». Если человек эмоциональный, добрый, всех жалеет, то про такого говорят, что он «все близко принимает к сердцу». Эмоциональным переживаниям соответствуют и различные ощущения в сердце.

Крупный отечественный психиатр Е.К. Краснушкин считал, что при эмоциональных состояниях наряду с изменением ритма сердечной деятельности происходят изменения кровоснабжения сердечной мышцы, которыми и объясняются наблюдаемые при эмоциях ощущения.

 

условием для развития очага поражения. Другие авторы, в отличие от Александера, делают ударение на профиль личности, склонной к определенному психосоматическому заболеванию и говорят о «язвенной», «гипертонической», и даже «карциноматозной» личности.

 

Приводим примеры психосоматических расстройств (по М. Блейдеру).

1.  Психосоматозы, т.е. органические соматические заболевания, в развитии которых большую роль играет психогенный компонент. Как правило, сюда относятся гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и 12 - перегной кишки. В это число включается инфаркт миокарда, мигрень, бронхиальная астма, ревматический артрит, язвенный колит и нейродерматит.

В настоящее время регистр психосоматического реагирования значительно расширился за счет включения в него заболеваний сердечнососудистой системы, в частности ИБС, инфаркта миокарда, гипертонической болезни, большого числа кожных и урогенитальных заболеваний и мигрени. К числу типичных психосоматических заболеваний стали относить нервную анорексию, нервную булимию, кардиоспазм и некоторые формы психогенного ожирения.

2.  Психосоматические функциональные расстройства иногда, если они кратковременны и менее выражены, находятся на границе нормы, но в некоторых случаях их относят к числу некротических заболеваний. -Речь идет о кардиальной функциональной реакции, выраженной потливости, заикании, тике, рвоте, запоре, поносе, энурезе, сексуальных расстройствах.

3.  Психосоматические расстройства в более широком смысле - расстройство обусловлено определенным отношением, вытекающим из особенностей личности и ее переживании; это отношение приводит к такому поведению, результатом которого является нарушение здоровья. Наиболее значительными в этой области являются: 1) Наклонность к травмам; 2) Ожирение. Прием пищи не является только биологическим и физиологическим актом. Качество и количество пиши может быть индикатором социальной позиции, престижа; пиша играет роль награды; ожирение часто расценивается как знаки солидности и рассудительности, «политики не смеют быть худыми. Худые люди на ведущих местах не вызывают доверия». Тенденция к ожирению может быть защитой против нежелательного супружества, спортивного соперничества или алиби при неуспехе в социальных отношениях и в жизни. Повышенное потребление пищи может быть заменой, компенсацией недовольства в какой-то области жизни. Одна ожиревшая женщина выразилась о такой компенсации короткой, но точной фразой: «Вы удивляетесь, что я так люблю есть'? Но разве у меня есть на свете что-нибудь еще, кроме еды?».

3)Состояния зависимости от токсических вешеств (табакокурение, алкоголизм, лекарственная зависимость). Частым психическим сопровождением токсической зависимости является рационализация (оправдание): курение прогоняет сонливость, но также помогает уснуть, избавляет от чувства голода, но также хорошо действует на аппетит; пить полезно для почек, пил и курил - умер, не пил, не курил - тоже умер.

В основе развития психосоматического заболевания лежит конфликт, связанный с неудовлетворением значимой для пациента потребности в социальной и семейной сфере. Неудовлетворение значимых потребностей в социальной и семенной сфере приводило к развитию психогенной невротического уровня депрессивной симптоматики с вегетативными расстройствами функции органов. Причем, уже источником психотравмирующих ситуации является само соматическое состояние (о чём


свидетельствуют соматические жалобы, утяжеление депрессивной симптоматики и нарастание психопатизации и зависимости от физического состояния). В свою очередь, усиление депрессии способствует усугублении) соматических расстройств. Таким образом, выявляется так называемый психосоматический цикл, в котором психогенное и соматогенное выступали в форме то причины, то следствия. Данное обстоятельство выражается значительным снижением порога реагирования на стресс и формированием высокой готовности к психогенному реагированию и патогенными становились ранее индифферентные для больных стрессы, т.е. наблюдается феномен «послестрессовой психосоматической беззащитности». Несмотря на то, что психосоматозы являются психогенным расстройством, больные никогда не обращаются к психиатрам и длительное время (годами) лечатся безуспешно у врачей других специальностей, нередко перехода от одного врача к другому. Именно поэтому врачам общего профиля, терапевтам, хирургам, гастроэнтерологам, кардиологам необходимо иметь представление о психосоматозах.

Таким образом, общим для всех психосоматозов является острое или постепенное начало, нередко с невротической депрессии. Клиническая картина заболевания представлена разнообразными соматическими жалобами н симптомами, за которыми стоят отчетливые аффективные расстройства. Психические нарушения при психосоматозах в остром периоде ограничиваются тревогой, реакциями паники, депрессией- Хроническое течение заболевания приводит к появлению отчетливых неврозоподобных и, чаще, психопатоподобных расстройств..

Разберем подробнее особенности некоторых психосоматозов.

Распространенным психосоматическим заболеванием ЖКТ является язвенная болезнь. В качестве фактора предрасположенности при язвенной болезни описано врожденное повышение содержания пепсиногена в плазме, которое закреплено генетически и передаётся по наследству. Гиперсекреция пепсиногена через связь мать - ребенок приводит к развитию особой личности с весьма определенными реакциями на социальные конфликты, что может быть патогенным во взрослой жизни. В качестве стрессора при язве обычно выступают длительные отрицательные эмоции (депрессия, тревога, неудовлетворенность собой). Обследование людей с фистулой желудка показало, что депрессия, испуг, подавленность настроения могут приводить к гипофункции желудка, а агрессивность (особенно неотреагиронанная), гнев, негодование, обида - к гиперфункции его. Интимная связь эмоций и секреторной деятельности желудки подчёркивается усилением выделения желудочного сока при гипоманиакально м состоянии и снижение уровня его при депрессии. Это психосоматическое расстройство развивается по следующей схеме: психическое возбуждение - функциональное - нарушение - двигательное и секреторное нарушение - воспаление - изъязвление - склерозирование.

Неспецифический язвенный колит - это заболевание, как известно отмечается у молодых людей, предпочтительно женщин, с повышенной враждебностью и ограниченными контактами с окружающими. Эти больные отличаются пунктуальностью, добросовестностью, упрямством, стремлением к идеальному порядку во всех сферах своей деятельности, придерживаются раз и навсегда установленных форм поведения. Это заболевание носит хронический характер, сопровождается частыми эмоциогенно вызванными обострениями, что способствует отчетливой психопатизации и формированию патологического развития личности.

 

а) взаимные диссоциации - характеризуются постоянными столкновениями между членами семьи, ее полной дезинтеграцией, низким статусом больного, волевым или рационалистическим отношением к нему родственников.

б) остракизм - один из членов семьи (чаще больной) изолирован в семье из-за холодности и эгоизма родственников. Семья не отказывается от него из меркантильных интересов или страха общественного осуждения.

в) оппозиция - между одним из членов семьи с одной стороны и остальными родственниками с другой происходят постоянные столкновения из-за его грубости, эгоизма, антисоциальных поступков

г) эмоциональное отчуждение - родственники холодные, замкнутые в отношениях друг с другом, столкновения возникают при попытке одного из них вмешиваться в жизнь другого, обычно с эгоистическими целями

д) диссимуляцияция - родственники стыдятся того, что член семьи физически или (чаще) психически болен, стараются скрыть это от окружающих, не обращаются к врачам

е) гнперопека - заботливые родственники чрезмерно опекают члена семьи (чаще больного), что вызывает протест с его стороны.

В гармоничной семье основным типом отношений является сотрудничество - болезнь члена семьи переживается близкими как общее несчастье, реагируя, на него, семьи консолидирует, создавая нормальный условия для лечения и реабилитации.

В семейных отношениях выделяют кризисные периоды — ситуации, когда происходит изменение состава семьи или социального статуса ее членов. Вследствие этого меняется соотношение сил в семье, требуется новое распределение функции между ее членами и адаптация их к новым семейным условиям. Возникает почва для конфликтов, следствием которых могут быть невротические состояния, обострения психосоматических заболеваний. К кризисным периодам относятся: а) первый год брака, б) беременность и рождение первого ребенка, в) развод, г) отделение взрослых детей от родителей, д) смерть близкого родственника, е) вхождение в семью нового члена, ж) выход на пенсию по возрасту или инвалидности родителей или супруга, з) психическое или тяжелое соматическое заболевание одного из членов семьи.

Неоценима роль семьи в воспитании гармоничной личности ребенка. При неправильном воспитании возникает акцентуация характера (заострение одной или нескольких черт его) формируется патологический характер, личность (психопатия). Издержки воспитания могут способствовать возникновению неврозов.

Виды неправильного семенного воспитании:

1. Гипопротекция - в крайней норме проявляется безнадзорностью, недостатком опеки со стороны родителей, отсутствием у них интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. Иногда в результате этого ребенок оказывается совершенно заброшен. Чаще гиперпротекция проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства.

2. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль, непрерывные запрещения создают у ребенка впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция приучает к несамостоятельности, подавляет чувство ответственности и долга. Воспитываются психастенические черты личности с невозможностью принимать какие-либо серьезные решения, постоянными сомнениями по поводу адекватности своих действий.

3. Потворствующая гиперпротекция - родители стремятся освободить ребенка (кумира семьи) от малейших трудностей,, скучных и неприятных обязанностей, восхищаются его мнимыми талантами и преувеличивают действительные способности. Это формирует


 Поле общения предполагает состав лиц, с которыми член семьи общается и взаимодействует. Среди них особое внимание уделяется условном)1 опекуну - лицу, более других общающегося с ним и заботящегося о нем.

Факторы семейных отношений - это мотивы, которыми родственники руководствуется в отношении с членами семьи - положительные эмоциональные - любовь, привязанность, преданность, сострадание; б)волевые - забота о члене семьи вызнана сознанием долга; г)рационалисгические -отношения с членом семьи определены страхом общественного осуждения. Большое влияние на формирование семейных отношений оказывает социальная концепция - способность людей; отражать и интерпретировать облик и поведение членов семьи и оценивать возможности друг друга. Применительно к семейным отношениям - это понимание родственниками болезненных проявлений и психологического состояния члена семьи

В силу различных обстоятельств в социально-психологическом статусе семьи могут возникать нарушения, выражающиеся напряженностью в семейных отношениях или конфликтом.

Напряженность в семейных отношениях - взаимное недовольство, неудовлетворенность, отрицательные эмоции одного из членов семьи по отношению к другим, не приводящие к серьезным и постоянным столкновениям.

Конфликт, столкновение между членами семьи, когда они пытаются занять одну и ту же позицию (статус), не соответствующую реальной позиции роли, преследовать цели, не достижимые или противоречащие (стремлениям других членом семьи, применять для достижения одной цели взаимно исключающие средства. Выделяют следующие типы семейных конфликтов:

а) борьба за лидерство между членами семьи

б) протест члена семьи против давления на него родственников. Это наблюдается, когда дети подвергаются повышенной опеке со стороны любящих родственников или не получают необходимой заботы и принуждаются к выполнению четких семейных обязанностей, будучи неспособными справится с ними.

в) холодность и эгоизм одного или всех членов семьи друг к другу

г) крушение надежд и притязании одного из членов семьи (чаше родителя) после прихода в семью нового человека (зять, невестка).

д) перенос членами семьи недовольства, порожденного житейскими трудностями, друг другом.

Для полноценного функционирования семья должна обладать высокой степенью интеграции, сплоченности, которая характеризуется совпадением эмоциональных установок у членов семьи друг с другом, ценностных ориентации, общностью целей групповой деятельности.

Продуктивная реализация семейных функций зависит во многом от типа семейных отношений т.е. стиля (характера) взаимодействия родственников, между собой. Выделяют два основных типа взаимодействия членов семьи:

1. Гармоничная семья - нет конфликтов, семья сплоченная, болезнь члена семьи воспринимается близкими правильно. Больные имеют статус «предпочитаемого», у родственников к ним преобладают положительные эмоциональные факторы отношений.

2. Дисгармоничная семья характеризуется нарушением взаимодействия между родственниками, конфликтами, или напряженностью, дезинтеграцией, нарушением социальной перцепции, низким статусом больного. В дисгармоничной семье возникают различные типы отрицательных отношений:

 

 

Считается, что бронхиальная астма - это результат сложных взаимодействий «генетического грима» и факторов внешней среды (инфекции, аллергены, Психологическое влияние). Показано также наличие определенной наследственной отягощённости. Перед началом заболевания у всех больных были периоды беспричинной тревоги. Хотя провоцирует эту патологию сочетание ряда факторов (психогенных, аллергических, инфекционных), главное значение отводится именно психогенному воздействию. Характерно, что роль стресса и о многом определяется возрастом. Так, если до 16 лет стресс до заболевания отмечался только в 12% случаев, то в последующем (1645 лет) он возрастает в 3 раза, я после 45 лет достигает практически 50%.

Заслуживает внимании особый микроклимат, существующий в семьях больных бронхиальной астмой. Гиперпротекция родителей, тщательно оберегающих детей от любых невзгод, по существу превращает их в «зависимых инвалидов». Лечение бронхиальной астмы должно быть комплексным, с обязательным включением в лечебную программу психотерапевтического воздействия в различных его вариантах.

Психосоматическим расстройствам подвержены, хотя и в разной степени, все возрастные группы популяции, включая детский и подростковый возраст. У детей психосоматическая патология выражается, главным образом, отдельными симптомами в виде разнообразных, психосоматических реакций. Эти реакции порой неотличимы от невротических, обычно непродолжительны и исчезают при ликвидации психотравмирующей для ребенка ситуации.

В формировании психосоматических реакций у детей основное значение имеют патология беременности, травмы в родах, условия воспитания и неблагоприятные микросоциальные условия воспитания (неполная семья и т.д.). Из всех психосоматических расстройств у детей чаше всего отмечаются функциональные расстройства пищеварительной системы (анорексия, тошнота, рвота, психогенные запоры и поносы). Рвота часто наблюдается у детей при изменении стереотипна жизни: при первом посещении дет. сада, школы и т.д. Реже отмечаются психосоматические реакции в виде невротического кашля, псевдоларингоспазма, энуреза и др.

В подростковом возрасте психосоматическая патология практически не отличается от соответствующих расстройств у взрослых.

 

 



Лекция N 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 267.