Психологические основы реабилитации больных. Психотерапия. Психотерапия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семейных отношений.

 

Как мы уже говорили, хроническая болезнь обусловливает значительные страдания или, если проходит, то оставляет заметные следы. Человеку необходимо приспосабливаться к новым условиям возможности осуществления его социальной и профессиональной деятельности. Необходимы дополнительные усилия для выполнения прежних привычных навыков. Возвращение больного к выполнению прежней социальной роли, прежних профессиональных обязанностей достигается с помощью специальных лечебно-восстановительных или (реабилитационных мероприятий. ВОЗ принято следующее определение реабилитации - это комплексное и направленное использование медицинских, социальных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Задача возвращения больного к труду, восстановление его положения и обществе - это и есть трудовая и социальная реабилитация. В настоящее время отмечается возрастающее признание значимости идей реабилитации для повышения эффективности лечебно-восстановительных воздействий и различных областях медицины. Это широкая система мер, в которой биологическая терапия, психосоциальные методы лечения и мероприятия, направленные на социальное окружение оптимизацию внешних условий адаптации больного взаимосвязано фокусируются на предотвращение или снижение стойких последствии заболевания и на восстановление и укрепление личного и социального статуса больных.

ММ. Кабановым сформулированы 4 важнейших .принципа реабилитации:

1) Принцип партнерства, содержанием которого является активное включение самого больного в лечебно-реабилитационный процесс, привлечение его к участию в восстановлении нарушенных болезнью функций или социальных связей.

 

гомеостаза, однако поведение при этом упрощается, примитивируется, теряет богатство поведенческих нюансов («нет проблем»), становится ригидным, искажает межличностные отношения, заменяет активные формы преодоления конфликтов пассивными, что (вместе взятое) может привести к дезадаптации и патологическим формам поведения. В системе же адаптивных личностных реакций механизмы психологической защиты тесно связаны с механизмами совладения - копинг - поведение* Это опосредующий стрессовое состояние, процесс, который определяет, в конечном счете, степень удавшегося или неудавшегося приспособления, идущего вслед за стрессовым событием. Коротко говоря, копинг - поведение можно определить как стратегию действий, предпринимаемых индивидом при психологической угрозе (в качестве которой может выступать и болезнь), и проявляющейся в когнитивной, эмоциональной ,и поведенческой сферах функционирования личности, ведущую к успешной или менее успешной адаптации. Отличие механизмов совладения от психологической защиты й том, что первые используются индивидом сознательно и направлены на активное изменение ситуации, а вторые неосознаваемые, пассивны и направлены на смягчение психического дискомфорта.

Приводим описание конкретных форм копинг - поведения:

1.  В когнитивной (интеллектуальной) сфере личности пациента могут получить развитие следующие механизмы совладания: а) отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы размышлений, чем психотравмирующая ситуация; б) принятие психотравмирующего обстоятельства как чего-то неизбежного, проявление своего рода философии стоицизма; в) игнорирование психотравмирующего обстоятельства, даже подшучивание над ним; г) проблемный анализ ситуации и ее последствий, поиск дополнительной информации, обдумывание, взвешенный подход в решениях; ) относительность в оценке ситуации, сравнение себя с другими людьми, находящимися в худшем положении; е) религиозность, стойкость и вера; ж) придание значения и смысла ситуации, например отношение к ней как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; ) самоуважение, более глубокое (дознание собственной ценности или личности).

2.  В эмоциональной сфере: а) в виде переживания протеста, противостояния ситуации и ее последствиям; б) эмоциональной разрядки реагирования чувств, вызванных ситуацией, например, плачем; в) изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; г) оптимизма, уверенности в преодолении трудной ситуации; ) пассивной. передачи ответственности другому лицу; е) самообвинения, возложение вины на себя; ж) переживания злости, раздражения, связанных с ситуацией; ) сохранение самообладания> равновесия, самоконтроля.

3.  В поведенческой сфере: а) отвлечение - обращение к какой-либо деятельности; б) уход в работу; в) альтруизм - забота о других, а собственные потребности отодвигаются на второй план; г) активное избегание - стремление избежать «погружения» в процесс выхода из ситуации; ) компенсация - отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний, например, что-то купить для себя; е) конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие; ж) уединение - побыть в покое, поразмышлять о себе; ) активное сотрудничество с другими людьми, причастными к ситуации; и) поиск поддержки - стремление быть выслушанным, получить понимание и содействие.

Лекция N 4.


Психологические основы деонтологии: врач ~ больной.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.