С помощью трех видов словарей найти определение понятия "аннотация".
Обсуждение разных вариантов определения "аннотация", сравнение, выбор ключевых слов из определения, составление логической модели определения.
Составление алгоритма написания аннотации:
а) тип работы (монография, статья, сборник статей, диссертация...);
б) выходные данные (автор, название, место и время издания);
в) предмет, тема или основная задача работы, ее новизна и актуальность;
г) назначение работы и ее адресат.
Составление аннотации к научно-популярной статье «Долина реки Бикин» (расширение объекта всемирного наследия «Центральный Сихотэ-Алинь») в парах.
III . Рефлексивно-обобщающий этап.
Пары представляет аннотацию к статье классу у доски. Аудитория по алгоритму с помощью приема "Оценка текста" определяет полноту выполнения работы.
Занятие № 26
Петрова Л.И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск
Тема: Критическое (оценочное) чтение.
Цель: учащийся научится использовать приемы критического мышления во время чтения текстов.
Задачи:
- организовать изучение понятия критического (оценочного) чтения;
- способствовать развитию умения оценивать информацию по ходу чтения, фиксировать читательскую реакцию;
- формировать интерес к чтению, к процессу обучения и активному восприятию учебного материала;
- создать условия для овладения приемами критического (оценочного) чтения.
Ход занятия:
I . Мотивационно-целевой этап.
1. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы «Критическое чтение» и предлагает учащимся за определенное время записать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме.
2. Учащимся предлагается выстроить ассоциативный ряд в определение «Критическое чтение – это…», что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки обучающихся, использовать полученную схему в качестве опоры при изучении нового материала.
3. Далее учитель ставит перед учениками проблемный вопрос «Зачем необходимо владеть техникой критического чтения?»
II. Содержательный этап.
Работа над понятием "критическое чтение".
Задание 1. Подчеркнуть все ключевые слова, выделяя родовую принадлежность и видовые отличия.
«Критическое чтение – это вид чтения, который предполагает оценку прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. Этот вид чтения базируется на чтении с полным пониманием содержания текста, объединяет различные виды чтения, предполагает высокий уровень развития умений чтения, способность анализировать содержание, стиль, языковую форму, подвергать критической оценке прочитанное».
Приемы критического чтения (по выбору учителя):
Прием «Чтение с пометками». Дается текст, в тексте нужно делать соответствующие отметки и заполнять таблицу по окончании чтения. Приём используется для того, чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
V (осознать новые знания) | + (исправить неверные предположения) | - (исправить неверные предположения | ? (побудить дальнейший интерес к теме) |
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу знать об этом больше |
Прием «Кластер». Кластер – это графическое представление материала, показывающее смысловые поля того или иного понятия. В течение 3-5 минут необходимо выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ключевое понятие записывается в центре листа, а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.
Прием «двойной дневник» - фиксация первичной читательской реакции в письменном виде и непосредственно по ходу чтения. Записывая свои личностные комментарии к тексту, читатель «протягивает ниточку» от предлагаемой информации к своему опыту, и восприятие его не отстраненно, а активно и личностно. Чтение становится более внимательным, вдумчивым, а обсуждение, основанное на записях в двойном дневнике, - более оживленным.
Прием «Чтение с остановками». Чтение с остановками способствует оценке информации по ходу чтения, фиксирует читательскую реакцию. Для чтения с остановками используются творческие вопросы, т.е. читатель ведет своеобразный диалог с автором текста. Участвуя в «чтении с остановками», включаясь в активный диалог в поисках смыслов текста, читатель ощущает себя «сотворцом», чье мнение не только услышано, но и оценено.
Задания выполняются в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает задание, выполняет его, затем представляет результаты классу.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.