Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

других федеральных законов. Например, основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом РФ установлены в гл. 4 "Президент Российской федерации" и касаются широкого круга вопросов. Среди них такие, как согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности. В гл. 6 "Правительство Российской федерации" определены порядок назначения Председателя Правительства РФ, а также выражения недоверия Правительству Государственной Думой; в гл. 7 "Судебная власть" – полномочия Конституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.

Таким образом, в целом можно констатировать существенное изменение (по сравнению с Верховным Советом) места и роли Федерального Собрания в системе государственных органов РФ. Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов в РФ; взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. "н" ч 1 ст. 72).

В характеристике российского парламента выделяются три момента:

а) применение к нему термина "парламент", что означает официальное принятие категории парламентаризма с учетом, естественно, российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта;

б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа;

в) характеристика Федерального Собрания' законодательный орган Российской Федерации

Кратко рассмотрим эти три его важнейшие особенности конституционного статуса Федерального Собрания. Первое – применение термина "парламент" к Федеральному Собранию не означает автоматического восприятия системы современного парламентаризма со всеми его особенностями и нюансами. Надо учитывать специфику российских условий и особенности переходного периода. Если под парламентаризмом иметь в виду систему (совокупность органов) национального (народного) представительства, главная функция которых в системе разделения властей заключается в не законодательной власти1, то Конституция 1993 г. во многом близка к такому пони-

1 См. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1995. Т. 2 С. 96


Глава 23. Федеральное Собрание                                                                                           353

манию характера парламента РФ. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ, который объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Второе – федеральное Собрание – представительный орган Российской федерации. Это значит, что парламент РФ есть выразитель интересов и воли народа (нации), т.е. всей совокупности граждан российского государства1. Как отмечал Л. Дюги, "парламент есть представительный мандатарий нации"2.

Представительный характер Федерального Собрания – органа Российской федерации обусловлен следующими обстоятельствами.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы с демократически избираемыми депутатами и формируемого из представителей от каждого субъекта РФ Совета Федерации. Такой способ образования гарантирует выполнение российским парламентом в практической деятельности задач и функций общенационального представительного органа.

Третье – хотя в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ сказано, что федеральные законы принимаются Государственной Думой, законодательным органом РФ является федеральное Собрание в целом. Такой вывод следует из содержания ч. 1 ст. 104 о праве законодательной инициативы Совета федерации и его членов; ч. 4 ст. 105, предусматривающей принцип одобрения Советом федерации федерального закона; ст. 106 – об обязательности рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам, федерального бюджета; федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы; войны и мира В Конституции предусмотрены также иные способы и пути участия Совета Федерации в законодательном процессе.

В целом конституционные нормы подтверждают вывод: Федеральное Собрание единый законодательный орган России. В то же время надо выделить конкретные особенности функций его палат – Совета федерации и Государственной Думы – по принятию законов. Согласно Конституции (ч. 1 ст. 105) федеральные законы принима-

1 См. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2.

2 Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 416.


354                                                                Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

ются Государственной Думой. Законопроекты вносятся в Государственную Думу; предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета федерации с принятым Государственной Думой законом: федеральный закон считается принятым в том случае, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 5 ст. 105).

Кроме того, Конституцией ограничены сроки, в течение которых Совет федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой, предусмотрена возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч. 4 и ст. 105).

Можно сделать общий вывод средоточием законодательной деятельности является Государственная Дума, что не означает какого-либо умаления и значения функций Совета федерации в процессе этой деятельности. В качестве законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание выступает как совокупный орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В завершение общей характеристики Федерального Собрания подчеркнем роль представительного и законодательного органа РФ в государственном механизме Российской Федерации столь велика и многопланова, что его конституционно-правовой потенциал еще до конца не использован. К тому же конституционные рамки статуса федерального Собрания и, в частности, Государственной Думы ограничивают возможности контроля этого органа за исполнительной властью.

§ 2. Структура Федерального Собрания и порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Названные вопросы регламентируются в ст. 95 – 98 Конституции, а также в ряде других правовых актов.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру, т.е. состоит из двух палат Государственной Думы и Совета Федерации.

По Конституции РФ 1978 г. действовал высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов РФ и его орган – Верховный Совет. В 1990 г. в его составе были сформированы две палаты – Совет Республики и Совет Национальностей.

По Конституции РФ 1993 г. предусмотрена новая структура парламента России Совет федерации – палата Федерального Собра-


Глава 23. Федеральное Собрание                                                                                             355

ния, палата, отражающая федеративное устройство российского государства, эта палата призвана выражать интересы субъектов РФ. Государственная Дума – палата Федерального собрания, представляющая интересы населения РФ в целом. В Конституции РФ названные палаты не именуются ни первой, ни второй, ни верхней, ни нижней палатами.

В то же время отброшен тезис о "равноправии палат", который закреплялся в прежних конституциях и серьезно затруднял специализацию их работы, несмотря на тщетные попытки как-то выделить особенности функций и полномочий каждой из палат.

В Конституции РФ (ст. 95) устанавливается количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется числом субъектов РФ, причем в эту палату входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).

В самой Конституции, следовательно, заложен принцип паритетности формирования Совета Федерации, при котором каждый субъект РФ направляет в эту палату одного представителя от представительного и одного – от исполнительного органа государственной власти.

Конституция (ст. 96) предусматривает, что порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Это общая конституционная норма долговременного действия. В то же время в разделе втором Конституции "Заключительные и переходные положения" установлено, что Совет федерации и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года. Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. было утверждено Положение о выборах депутатов Совета федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г.1. Депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках границ субъектов РФ.

Федеральный закон о порядке формирования Совета федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 декабря 1995 г. развивает и дополняет основополагающие нормы Конститу-

1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3994


356                                                               Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

ции РФ о порядке формирования Совета Федерации Он предусматривает, что:

в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ – глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности (ст. 1);

в двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 2);

выборы глав исполнительной власти органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть завершены не позднее декабря 1996 г.1

Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Согласно ч. 7 раздела второго Конституции Государственная Дума первого созыва избирается сроком на два года.

Демократические и свободные выборы в представительные органы государственной власти являются серьезной гарантией демократии и прав граждан, в том числе на осуществление конституционного права участвовать в управлении делами государства через своих представителей (ст. 32 Конституции). С помощью таких выборов выявляется волеизъявление избирателей, составляющих подавляющую часть населения, т.е. реализуется народовластие в его представительной форме. По истечении срока полномочий Думы Президент РФ назначает выборы Государственной Думы нового созыва (ст. 84 Конституции).

Следует упомянуть о том, что выборы Государственной Думы первого созыва производились по смешанной системе, когда половина депутатов (225) избиралась по мажоритарной системе, а другая половина – на основе пропорциональной системы.

Чтобы судить о преимуществах и недостатках мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, необходимо кратко охарактеризовать каждую из них.

Мажоритарная система (от французского слова majorite – большинство) представляет собой избирательную систему, в соответствии с которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей.

Необходимое большинство голосов исчисляется либо как превышение половины общего числа голосов (абсолютное большинство), либо как превышение количества голосов избирателей, собранных

1 Российская газета, 8 декабря 1995 г.







Глава 23. Федеральное Собрание                                                                                            357

одним кандидатом, над количеством голосов, поданных за других кандидатов в отдельности (относительное большинство). Мажоритарная система является традиционной при формировании парламентов, и получила широкое распространение. По данной системе формируются законодательные органы в США, Франции, Англии и многих других странах.

Избирательная система, которая предусматривает, что количество депутатских мандатов, получаемых политической партией (движением, блоком), пропорционально числу голосов, поданных за партию в масштабах всей страны, либо в рамках многомандатного избирательного округа, называется пропорциональной системой. Такая система используется при выборах в парламенты Испании, ФРГ, Израиля и ряда других стран в сочетании с мажоритарной системой, либо в чистом виде1.

Выборы депутатов Государственной Думы назначены на 17 декабря 1995 г. Они будут проводиться на основе Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1995 г. В законе достаточно подробно регламентируются основные принципы и поря док выборов депутатов Государственной Думы.

Общие положения и принципы. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Участие гражданина РФ в выборах является добровольным.

Гражданин РФ, достигший на день выборов 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года.

Гражданин, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории РФ, обладает всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной Думы.

Не имеет права избирать и быть избранным гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Назначение выборов депутатов Государственной Думы. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Госу-

1 Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1984. С. 294 – 295.


358                                                               Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

дарственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

В случае, если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в положенный срок, то выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы Сроки избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, при этом сокращаются на четверть.

В случае, если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов:

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в Российской Федерации на 225 одномандатных избирательных округов;

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Право выдвижения кандидатов в депутаты. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.




Глава 23. Федеральное Собрание                                                                                            359

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц.

Избирательное объединение общероссийское общественное объединение, которое создано в порядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов.

Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов депутатов Государственной Думы.

Избирательные блоки могут двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями.

В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения.

Избирательные блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ. Регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в Центральную избирательную комиссию РФ протоколов съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты:

1. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатных округах.

Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата.

Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

2. Выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком.


360                                                                Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотирования на выборах по федеральному избирательному округу выдвигается избирательным объединением на съезде (конференции) избирательного объединения.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений.

Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением, избирательным блоком. Избирательное объединение, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в списке, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов (по субъектам российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации), при этом в части списка, включающей кандидатов, не входящих в региональные группы, может быть не более 12 кандидатов. При этом указывается, каким субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации соответствует каждая, из указанных региональных групп кандидатов. Кандидат не может быть отнесен к двум или более таким группам и не может упоминаться в федеральном списке более одного раза. После представления федерального списка в Центральную избирательную комиссию РФ его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидатов.

В федеральный список могут входить кандидаты в депутаты Государственной Думы, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатных избирательных округах.

Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному списку, не может превышать 270 человек.

Федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в Центральную избирательную комиссию. В этих списках указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства каждого кандидата.

Списки избирателей составляют участковые избирательные комиссии на основе данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка




Глава 23. Федеральное Собрание                                                                                             361

зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные об избирателях глава местной администрации направляет в избирательную комиссию не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.

Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя.

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.

Голосование и определение результатов выборов. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями.

В помещении для голосования, либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех избирательных объединениях, избирательных блоках, баллотирующихся по федеральному избирательному округу, и обо всех выдвинутых ими по федеральному избирательному округу кандидатах, а также обо всех баллотирующихся по данному одномандатному избирательному округу кандидатах. В информационных материалах о кандидатах и об их избирательных объединениях, избирательных блоках, а также об их предвыборных платформах не должно содержаться агитационных призывов.

Избирательные бюллетени. Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, устанавливаемой Центральной избирательной комиссией. Форма и текст избирательного бюллетеня на русском языке по федеральному избирательному округу утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее, чем за 28 дней до дня выборов. Текст избирательного бюллетеня по одномандатному избирательному округу утверждается окружной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 168.