Глава 18. Конституционно-правовой статус РФ                                                                   279
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ными, а принятые ими акты – не подлежащими исполнению. Решения Съезда были также подтверждены в Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания 23 декабря 1994 г. Осенью 1994 г. на территории республики имели место вооруженные конфликты между враждующими группировками, грозившие перерасти в гражданскую войну.

Между тем Конституция Российской Федерации, как и ранее действовавшая Конституция 1978 г., не предусматривает возможности одностороннего решения вопроса об изменении статуса субъекта Российской Федерации и его выходе из состава Российской Феде рации. Согласно ст. 66 (ч. 5) Конституции Российской Федерации статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Поскольку федеральными властями (Президентом, Правительством, Федеральным Собранием) неоднократно предпринимались попытки преодолеть возникший в Чеченской Республике кризис, но они не привели к мирному политическому решению, Указы Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., от 9 декабря 1994 г., а также Постановление Правительства Российской Федерации от того же числа предписали Вооруженным Силам и Внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. Данные правовые акты исходили из того, что на территории Чеченской Республики сложилась экстраординарная ситуация, не соответствующая условиям режима чрезвычайного или военного положения.

Как было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 31 июля 1995 г., конституционным основанием Указа Президента от 9 декабря 1994 г явились ст. 71 (п. "м"), 78 (ч. 4), 80 (ч. 2), 82, 87 (ч 1), 90 (ч. З) и 114 (п. "ж" ч. 1). Конституции Российской Федерации. Из этих норм следует, что Президент РФ обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности государства Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти ид всей территории Российской Федерации, в том числе в такой сфере ведения Федерации, как оборона и безопасность.

Необходимо учитывать: Конституция Российской Федерации определяет, что Президент РФ действует в "установленном Консти-


280                                                                                        Раздел V. Федеративное устройство

туцией порядке". Однако для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83 – 89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) и требованием ст. 90 (ч. 3). Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Хотя действия Вооруженных Сил и Внутренних войск основывались на конституционных основах, они привели к гибели тысяч российских граждан, что требует расследования и наказания виновных в общесудебном порядке. Трагические события в Чечне продемонстрировали также необходимость дальнейшего совершенствования законодательных основ для вмешательства федеральной власти в случаях нарушения в субъектах Федерации основ конституционного строя, прав и свобод граждан.

§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право неограниченно участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Конституция РФ (ст. 79) ставит для осуществления этого права только два условия. Передача полномочий не должна а) влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и б) противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Указание на международные договоры означает, что передача полномочий не должна быть односторонней, – а порождать взаимные обязательства.

Передача полномочий есть не что иное, как добровольное ограничение своего суверенитета Конституции многих стран (Франция, Италия и др.) давно согласились с необходимостью такого ограничения во имя международного сотрудничества, результатом чего, в частности, стало появление ряда наднациональных органов в Западной Европе Конституция РФ также позволяет России вступать в различные межгосударственные объединения, принимая на себя широкие международные обязательства.

Рассматриваемая конституционная норма реализована вступлением России в Содружество Независимых Государств. В рамках этого межгосударственного объединения создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который является постоянно действующим координирующим и исполнительным органом. Экономического союза и осуществляет контрольные и распорядительные функции в пределах полномочий, добровольно делегированных ему суверенными государствами СНГ Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 163.