Таблица 5.1
Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций
со шкалой оценивания
(форма промежуточной аттестации – зачет)
Код комп. | Показатели компетенций (дескрипторы) | Критерий оценивания | Шкала оценивания |
ОК -2 | Знать: - основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки.
| Показывает достаточные знания основных особенностей ведущих школ и направлений экономической науки, отвечает на вопросы, в том числе дополнительные. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности. | Зачтено |
Показывает недостаточные знания основных особенностей ведущих школ и направлений экономической науки, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответами. | Не зачтено | ||
Уметь: сопоставлять позиции разных школ по ключевым теоретическим проблемам, прослеживать «сквозные» темы экономической мысли в изменяющемся историческом контексте. | Умеет сопоставлять позиции разных школ по ключевым теоретическим проблемам, прослеживать «сквозные» темы экономической мысли в изменяющемся историческом контексте | Зачтнено | |
Испытывает серьезные затруднения при сопоставлении позиции разных школ по ключевым теоретическим проблемам, не видит «сквозных» тем экономической мысли в изменяющемся историческом контексте. | Не зачтнено | ||
Владеть: - понятийным аппаратом истории экономических учений. | Демонстрирует высокий или достаточный уровень владения понятийным аппаратом в области истории экономической мысли | Зачтено | |
Владеет на низком уровне понятийным аппаратом в области истории экономической мысли. Допускает грубые ошибки. | Не зачтено | ||
ОК-3
| Знать: - связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости | Показывает достаточные знания, логично и аргументировано отвечает на вопросы, в том числе дополнительные. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности | Зачтено |
Показывает недостаточные знания, не способен аргументировано и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом | Не зачтено | ||
Уметь: - на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне. | Демонстрирует основные умения на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне, но могут возникать затруднения с формулированием собственной позиции, аргументацией, с увязкой теоретического материала с практикой | Зачтено | |
Студент не владеет необходимыми умениями на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне | Не зачтено | ||
Владеть: - методологическим подходом к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче | Владеет методологическим подходом к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче, но в отдельных случаях могут возникать незначительные затруднения | Зачтено | |
Не может выбрать теоретический инструментарий, соответствующий решаемой задаче | Не зачтено | ||
ОК -6 | Знать: - степень влияния основных школ мировой экономической мысли на экономическую политику передовых стран современного мира.
| Студент обладает достаточными знаниями, чтобы оценить степень влияния основных школ мировой экономической мысли на экономическую политику передовых стран современного мира. | Зачтено |
Студент обладает не достаточными знаниями, чтобы оценить степень влияния основных школ мировой экономической мысли на экономическую политику передовых стран современного мира. | Не зачтено | ||
Уметь: - оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.
| Демонстрирует основные умения оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости, но могут возникать затруднения с формулированием собственной позиции, аргументацией | Зачтено | |
Не умеет оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости. | Не зачтено | ||
Владеть: - навыками оценки понятийного аппарата экономических концепций прошлого на языке современной экономической науки | Владеет навыком оценки понятийного аппарата экономических концепций прошлого на языке современной экономической науки | Зачтено | |
Владеет на низком уровне навыками оценки понятийного аппарата экономических концепций прошлого на языке современной экономической науки | Не зачтено |
Таблица 5.2
Порядок перевода баллов в оценку и определение уровня
сформированности компетенции
Уровень сформированности компетенции (элемента компетенции) | Количество набранных баллов | Оценка |
высокий | 90 -100 | зачтено |
повышенный | 70-89 баллов | |
пороговый | 60-69 баллов | |
не сформирован | менее 60 баллов | не зачтено |
7.3. Типовые контрольные задания
На промежуточную аттестацию выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной:
общекультурные (ОК):
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
Контрольное задание № 1
1. Экономический диктант:
1.1.Назовите основные положения работы А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
1.2. Что такое «эффект Веблена»?
1.3. Чем Вам известен Франсуа Кенэ?
1.4. Кто лишний, ответ аргументируйте. А) Сэй, Рикардо, Вальрас; Мальтус; Б) Маршалл, Менгер, Парето, Лист.
1.5. Кто является автором теории прибавочной стоимости?
1.6. Что являлось мэйнстримом в 19 в., что является в 20 в.?
1.7.Верны ли следующие утверждения:
а) Э. Чемберлин – автор «денежного правила»
б) Ф. Кенэ рассматривал понятие «ежегодные авансы»
в) Д. Рикардо ввел деление капитала на основной и оборотный
2. Составить блок-схему по теме «Протекционизм: от меркантилистов до наших дней».
3. Прокомментируйте слова профессора Лондонской школы экономики М. Блауга о том, что «разграничение производительного и непроизводительного труда, введенное А. Смитом, - это, пожалуй, одна из самых пагубных концепций в истории экономической мысли». Изложите свою точку зрения по данной проблеме .
4. Покажите графически действие закона спроса.
Контрольное задание № 2
1.Экономический диктант.
1.1.Назовите основные положения работы К. Маркса «Капитал».
1.2. Что такое «закон рынков сбыта Сэя»?
1.3. Чем Вам известен Т.Веблен?
1.4 Кто лишний, ответ аргументируйте. А) Ф.Лист, В.Рошер, М.Вебер, Т.Мальтус; Б) Т. Веблен, Дж. Коммонс, В. Парето, Дж. Гэлбрейт.
1.5. Кто ввел понятия основной и оборотный капитал? Поясните данные категории.
1.6. Что такое кардинализм, ординализм? В какой период появились данные категории?
1.7.Верны ли следующие утверждения:
а) Дж. Гэлбрейт анализирует роль техноструктуры в экономике
б) институцинализм как направление экономической мысли формируется в 20-30-е гг. XIX в.
в) Ф.Лист выступал против «космополитической экономии».
2. Составьте блок-схему по теме: «Соотношение государства и рынка в истории экономической науки в XX веке».
3. Прокомментируйте мысль крупного российского ученого в области истории и методологии экономической науки В. Автономова о том, «что история развития экономической мысли в России была именно историей мысли – мнений, лозунгов по поводу экономической политики и главных вопросов общественной жизни». Каково ваше мнение?
4. Выясните, что такое эффект Лаффера, дайте его графическую интерпретацию.
Контрольное задание № 3
1.Экономический диктант.
1.1. Назовите основные положения работы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
1.2. Что такое закон спроса А.Маршалла?
1.3. Чем Вам известен М.Фридмен?
1.4. Кто лишний, ответ аргументируйте.
А) А.Маршалл, б) Л. Вальрас, в) Ж.Б. Сэй, г) Дж. Б. Кларк.
Б) Т.Манн, А.Серра, Т.Веблен, фон Хорник.
1.5. Запишите всеобщую формулу капитала по К. Марксу.
1.6. Что значит дефиниция «человек экономический»? Кто ее автор?
2. Составьте блок-схему по теме: «Экономический империализм».
3. «Русло» мэйнстрима, или неоклассическое направление экономической мысли, определили две «революции» в мышлении ученых экономистов. О каких революциях идет речь, охарактеризуйте каждую (до 5 тезисов).
4. Что будет происходить в ситуациях: сдвиг кривой спроса или перемещение по кривой спроса
а) хозяин магазина обнаружил, что потребители готовы платить больше за зонты в дождливые дни;
в) люди покупают больше роз с длинным стеблем перед праздником 8 Марта, несмотря на то, что цены на них выше, чем в другие периоды;
б) когда компания-провайдер дальней телефонной связи сделала предложение о снижении тарифов в выходные дни, время телефонных разговоров в эти дни выросло;
г) резкий рост цен на бензин приводит к тому, что многие люди договариваются между собой о том, чтобы каждый возил поочередно на своей машине детей, чтобы снизить расходы на бензин.
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Предмет истории экономических учений. Цель и задачи курса, его практическое значение. Периодизация истории экономических учений.
2. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай): проблематика, основные достижения.
3. Экономическая мысль античного мира.
4. Аристотель: учение об экономии и хрематистике.
5. Экономическая мысль Средневековья.
6. Меркантилизм – первая попытка разработки программы экономического поведения. Две стадии развития меркантилизма: общее и особенное.
7. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Т. Мэн (Англия). Кольбертизм. А. Монкретьен (Франция). Итальянский меркантилизм.
8. Общие характерные признаки «классической школы» и основные этапы ее эволюции.
9. Экономическая школа физиократов: общая характеристика идей. Работы Ф. Кенэ
10. Экономическое учение Адама Смита.
11. Экономические взгляды Давида Рикардо.
12. Ж.Б. Сэй: теория трех факторов производства, «закон рынков».
13. Т. Мальтус: «Закон народонаселения» и теория реализации.
14. Дж. С. Милль, его характеристика природы капитала, прибыли, социально-экономических реформ.
15. Анализ «капиталистического» производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала».
16. Карл Маркс: трактовка категорий «стоимость», «двойственный характер труда», «капитал», «заработная плата». Теория прибавочной стоимости. Теория ренты.
17. Карл Маркс: теория воспроизводства и кризисов.
18. Зарождение исторической школы Германии. Особенности предмета и методологии изучения. Краткая характеристика школ.
19. Предпосылки возникновения, сущность и особенности маржинализма.
20. Этапы «маржиналистской революции», их общие и отличительные признаки. Предшественники маржинализма: Г. Госсен, И. Тюнен, А. Курно, Ж. Дюпюи.
21. Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем–Баверк. Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржиналистской революции».
22. А. Маршалл – основоположник «кембриджской школы» маржинализма, родоначальник «экономикса». Теория спроса, предложения, цен и доходов.
23. Лозаннская школа маржинализма.
24. Развитие русской экономической мысли в пер. пол. XIX – нач. XX вв.
25. Эволюция экономических воззрений С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского.
26. Основные направления развития американского институционализма.
27. Теории предпринимательства и прибыли.
28. Концепции рынка несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).
29. Вклад Дж.М. Кейнса в экономическую науку.
30. Неоавстрийская школа. Ф. Хайек, Л. Мизес.
31. Фрайбургская школа и теория социального рыночного хозяйства.
32. Монетаризм.
33. Экономическая теория предложения: теоретические основы концепции.
34. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.
35. Вклад Н.Д. Кондратьева в теорию кооперации сельского хозяйства. Разработка теории больших циклов (длинных волн). Значение теории больших циклов.
36. Концепция «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.
37. «Мэйнстрим» и альтернативные направления современной экономической теории.
38. Экономический империализм.
39. Поведенческая экономика.
40. Эволюционная экономика.
7.5.Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльной системы оценки успеваемости обучающихся.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положениями о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльной системе оценки успеваемости обучающихся Российской таможенной академии.
Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.
При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.
Таблица 6.1
Применение балльной системы
для проверки результатов обучения
(очная форма обучения)
Номер раздела/ темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) | Баллы в первой контрольной точке (не более 30 баллов) | Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) | Баллы во второй контрольной точке (не более 30 баллов) |
1.2-1.3 | Фронтальный опрос, собеседование | 20 | |||
Раздел 1 | Контрольная работа в комбинированном виде | 30 | |||
2.3, 2.5-2.8 | Фронтальный опрос, собеседование, кейс-задача | 20 | |||
Раздел 2 | Контрольная работа в комбинированном виде | 30 |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 317.